— Алексей Борисович, как случилось так, что Ливия стала объектом агрессии со стороны НАТО?

— Ключевую роль здесь сыграл нефтяной фактор. Во-первых, лидер ливийской революции Муаммар Каддафи ущемил интересы англо-американских нефтяных компаний. Они рассчитывали на то, что будет приватизирована Национальная нефтяная корпорация и они смогут «прибрать ее к рукам». Но этого не произошло.

Во-вторых, Каддафи заставил выплатить полмиллиарда долларов неустойки французскую нефтяную компанию «Тоталь».

И третье — он решил пересмотреть прежние концессионные соглашения на разработку нефтяных месторождений. До этого западные нефтяные компании, в соответствии с договорами о разделе продукции, получали от 20 до 55 процентов добываемой нефти (тогда как наши компании, работавшие на ливийском рынке, имели всего лишь 10,5 процента). И вот Каддафи решил свести все к одному знаменателю, чтобы все иностранные компании получали не более 20 процентов добываемой нефти. Понятное дело, что прибыли некоторых западных концернов после этого должны были сократиться в два и даже более раз.

— И Каддафи сначала пытались свергнуть руками оппозиции?

— Да, а потом дело дошло до ракетных и авиационных ударов со стороны НАТО. Что касается общего лица ливийской оппозиции, то она представляет собой «лоскутное одеяло». Но ведущую роль все же играют исламисты.

— Откуда такая уверенность?

— Если даже не вдаваться в суть дела, а ограничиться телевизионными «картинками», то бросается в глаза, что «автомобильная армия» повстанцев слишком уж украшена лозунгами «Аллаху акбар!»

Если же рассматривать ситуацию более детально, тот тут вырисовывается более интересная картина. Двумя наиболее сильными оппозиционными группировками являются «Национальный фронт спасения Ливии», в котором ведущую роль играют «Братья-мусульмане» и который базируется на Лондон, и «Ливийская исламская боевая группа», которая создана ливийскими иммигрантами в Западной Европе и в 1996 году пыталась поднять мятеж на западе страны, подавленный войсками Каддафи. Любопытный штрих. Несколько дней назад в Лондон прибыли представители возглавляющего восстание «Национального переходного совета». Там они устроили пресс-конференцию, на которой очень красиво говорили, как в свободной Ливии будет принята Конституция, станут избираться президент и парламент, начнет функционировать многопартийная система, будут соблюдаться права человека, а в заключение пояснили, что все это будет делаться в соответствии с мусульманскими религиозными нормами.

Если завтра им все же удастся одержать верх над Каддафи, то что ожидает страну?

 

Популярные статьи сейчас

ГУР раскрыло детали про новую баллистику, которой Россия ударила по Днепру

Зеленский лишил госнаград бывших министров, депутатов, силовиков и артистов: список предателей

Водителям объяснили, что означает новая разметка в виде белых кругов

Путин скорректировал условия прекращения войны с Украиной

Показать еще

— Если Ливия окажется в руках мятежников, то они передерутся из-за власти. Причем либералы тут же уйдут в тень. Взять хотя бы так называемый «Переходный совет», с которым пытаются активно налаживать отношения западные державы. Несколько дней назад, когда его члены заседали в Великобритании, они замечательно рассуждали на темы демократии и прав человека. Правда, в довершение всего они несколько огорошили англичан тем, что демократию после свержения Каддафи они намерены строить «исключительно в рамках ислама».

К тому же «пришельцев» из Киренаики, то есть с востока страны, в других регионах явно не встретят как тех, кому следует подчиняться. Дело в том, что в этой стране существуют три исторические области со своими характерными особенностями, в которых проживают разные, соперничающие друг с другом племена. Я имею в виду Триполитанию, Киренаику и Феззан. Исламисты сильны на востоке страны, чего не скажешь относительно запада и юга.

— А кто такой Каддафи? Сейчас этим вопросом задаются многие западные эксперты, удивленные тем, что он уже почти два месяца оказывает яростное сопротивление своим противникам. Его рисуют каким-то монстром, который непонятно откуда черпает силы для сопротивления.

— К сообщениям СМИ, особенно западных, следует относиться с осторожностью. Я лично в период с 1975-го по 1976 год встречался с Каддафи несколько десятков раз и могу с уверенностью сказать, что это человек, вся жизнь которого посвящена реализации Идеи. К подобным людям относились, например, Христос, Мухаммед, в прошлом веке Сталин. Каддафи человек целеустремленный, чьи помыслы направлены на претворение в жизнь «третьей мировой теории», которую он рассматривает как альтернативу капитализму и коммунизму. Он умеет добиваться поставленных тактических целей, хотя и совершая при этом порой ошибки. Однако его отличает способность разобраться в том, где он их совершил, чтобы устранить упущения и исправить ситуацию.

— В последнее время было много разговоров относительно удивительных социальных гарантий, которые Каддафи якобы дал своему народу. Причем некоторые утверждения выглядят несколько фантастично. Ведь таких соцгарантий нет даже на Западе. Взять, к примеру, утверждения относительно того, что Каддафи предоставляет молодым семьям беспроцентные кредиты…

— Это так. Я все это подтверждаю, поскольку наблюдал ситуацию лично в течение восьми лет, которые я провел в Ливии в качестве первого секретаря Посольства СССР, а затем посла РФ. Социальные гарантии были предоставлены в рамках так называемого «исламского социализма», который не был просто словами, а подтверждался на практике. Наши специалисты шутили, что в Советском Союзе коммунизм еще только строится, а в Ливии он уже построен.

О том, какие это были гарантии, можно долго рассказывать. Те же кредиты с огромной рассрочкой, о которых вы говорили, бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, дотации на основные продукты питания, пособия малоимущим, включая выделение время от времени бесплатных продуктов питания и даже сертификатов на автомобили, крайне дешевый бензин и т.д.

Причем что касается бесплатной медицины, то она была поставлена при Каддафи на высочайшем уровне. Так, например, в Ливию приглашали иностранных специалистов. Если вдруг кто-то из ливийцев заболевал настолько тяжело, что ему не могли оказать помощь на Родине, то тогда ему обеспечивали бесплатное лечение в лучших клиниках мира. Давали провожатого и направляли в соответствующее медицинское учреждение.

Замечу: речь в данном случае не шла о каком-то функционере. Эти блага распространялись на всех ливийцев. Что касается бензина, то на наши деньги он был по три рубля за литр. И т.д.

— Видимо, поэтому солдаты Каддафи проявляют столь удивительную по арабским меркам стойкость, понимая, что с его уходом всему этому настанет конец

— В том числе. Но это не объясняет полностью причины того, почему армия Каддафи удивила своей стойкостью даже НАТО. Сражаясь в крайне невыгодных условиях, в пустыне, где нет укрытий и над которой полностью господствует авиация противника, она умудряется бить вооруженные формирования оппозиции. Солдаты и офицеры Каддафи, происходящие по большей части из Триполитании, защищают свою Родину, и это, наверное, главное. Вспомните, ведь в прошлом столетии ливийцы четверть века сопротивлялись итальянским колонизаторам.

Сергей Балмасов, «Правда.Ру»