{advert=1}

Представление, что национальные традиции под стать артезианской воды, т.е. суть нечто  совершенно чистое, благородное,  прошедшее всевозможные фильтры, не соответствует действительности.  Ах, если б знали вы, с какого сора растут народные традиции… Как и в случае из  всеобщими выборами, в состав традиции нация пропускает не самые лучшие, не самые благородные образцы и модели поведения, не самые совершенные представления и обычаи, но  самое общепризнанное, ходовое, практичное. Грубо говоря, грязная эпоха оставляет за собой грязные следы в общественном базисе в виде грязных традиций, а благородная эпоха, соответственно – благородные традиции.

В современной жизни нельзя бездумно полагаться на национальные традиции. Надо понимать относительность и ограниченность всяких национальных традиций. На стороне традиций многовековый период их формирования и испытания, на стороне новаторского подхода к выбору способов своего поведения – ситуация принципиально новой общественной реальности, требующая новых подходов и способов решения имеющихся проблем плюс новые достижения общечеловеческой мысли и  духа. Как кузнечное мастерство не помощник в починке электроники, так и соблюдение заповедей патриархального бытия  не помощник в разруливании  мегаполисных разборок. Да, есть самые общие, вечные  принципы, которые насколько правильные, настолько и отстранены от конкретики многоэтажных компромиссов, достигаемых деятелями в ситуации. Да, можно ходить по жизни абсолютно мудрым и абсолютно чистым, только с такой мудростью не пролезешь ни в одну современную жизненную щель, не взберешься ни на одну престижную социальную  нишу.

Мы боимся выбрасывать свое старое, ибо боимся вместе с этим старым выбросить нечто очень важное, и тем самым потерять себя.  Нам лень оценивать свое наследие, свои традиции, ибо это ж надо конкретно разбираться и принимать ответственное решение. В условиях массового психоза поклонения народным традициям, народной мудрости, украинская нация сама себе заблокировала путь к модернизации. Все боятся произнести крамольное: « а давайте, хлопці, викинемо геть це старе барахло зі своїх традицій і будемо орієнтуватись на сучасні стандарти життя!». После таких слов найдется много недоброжелателей-конкурентов, которые использует эти слова, чтобы  «спалить» вас и вашу карьеру  в образе врага украинского народа, перерожденца.  Вот этот феномен коллективного национального умопомешательства, когда коллективный разум оказывается более реакционным, более отсталым и консервативным, чем разум отдельных индивидов этого коллектива, этот феномен я себе оставлю «на закуску» для последующей статьи. Суть этого феномена в том, что общие, общественные стандарты поведения оказываются хуже и реакционнее индивидуальных стандартов.

Из-за этих фобий мы не можем вовремя и эффективно обновляться, не можем найти баланс внутри сущности «консерватизма-авангардизма». Неспособность нормально, быстро расставаться с пережитками прошлого, неспособность быстро и дружно воспринимать новации в свою общественную жизнь  — еще одна причина нашей хронической  национальной сильноотсталости.
Украинская нация, в своем обычном состоянии,  плохо образована, плохо воспитана, плохо, поверхностно понимает происходящее в стране  и мире, все она на что способна, так это приспособиться к общественной  реальности снизу,  сбоку, таким себе бедным родственником, последышем, аутсайдером  в списке европейских наций.

Мы свыклись с безэлитным существованием, т.е. когда все главное в своей общественной жизни мы решаем сами на свой «хлопский розум».  Официальная позиция по всем жизненно важным общественным вопросам, сгенерированная подсистемой видимости,  висит над  нами, как фиговый листочек двойного назначения: чтобы заполнять пустоту и чтобы побуждать на поиск своего кустарного, побочного выхода из ситуации.

Что с нами случилось нового за последние двадцать лет: наше застойное  отечетственное  болото соединилось с бурной рекой современной глобальной жизни и эта река по куску начинает размывать и уносить  вдаль это болото.    Все попытки Европы просветить, образумить нас с помощью различных программ и курсов лишь породили в нашей украинской среде неодогматизм «европейских ценностей». Хоть один человек понимает у нас, что такое «европейские ценности»? – Сомневаюсь, потому что феномен понимания сути предмета  не может существовать в изолированном пространстве, понимание живет в цикле «слово-дело», т.е. в атмосфере бездействия понимание не может длительно сохраняться в живом состоянии. Какая цена тому, что все «все понимают», если никто ничего необходимое не делает?  В атмосфере бездействия понимание неизбежно переходит в мумифицированную форму. Что у нас можно встретить, так это мумии европейских ценностей, мумии демократии, мумии  патриотизма. Мумия может выдавить  из себя пару дежурных фраз, но мумия не способна дать живой , адекватный ответ на животрепещущие вопросы современности.

{advert=2}

Не в коня корм пришлись нам современные европейские смыслы, почему?  Я уже раньше отвечал на этот вопрос: европейские программы обучения рассчитаны на отсталых, а мы оказались сильноотсталыми и эти программы поломали свои зубы об наши  вековечные архаизмы. Что в наших элитах, что в наших протоэлитах отсутствует  ген ответственности за свою страну ,за свой народ, за свою нацию. У наших людей недоразвит ген патриотизма, т.е.  нет способности  спроецировать себя   на всю страну, на весь народ и почувствовать свою  индивидуальную важность. Да и о каком патриотизме может идти речь, если у нас до сих пор не сформирована и не внедрена в общественную практику модель  активного гражданина, модель активного гражданского поведения?  Модель хуторянина есть, модель агрессивного жлоба здравствует, а модель украинского гражданина живет только  в воспаленном мозгу  предвыборных «патриотов». Хотя, нельзя в позе «зю» перед властью создавать достойную стратегию развития, что для гражданина, что для нации, что для государства. Не находя тверди в настоящем, мы малодушно ищем свою национальную твердь в прошлом.  Это  то же самое, что взрослый человек будет искать забытье в своих детских грезах.

Под бременем чувства собственной «меншовартості» наши люди не хотят верить, насколько важен для судьбы страны и народа каждый из них. Это не агитация и не пропаганда, но настоящая история делается внизу каждым гражданином, а не сверху. Толку с этих наших  президентов, если они только имитировали свою государственную деятельность, а на поверку оказалось, что все плоды их государственной деятельности  суть бутафория, которую можно убрать  за один день.

В чем была  ошибка наших национал-демократических сил после обретения государственной независимости: не надо было идти на явную и тотальную конфронтацию с традициями предыдущей коммунистической эпохи. Если не имеешь достаточных сил для проведения серьезной реформации, то нечего ее затевать, а то только спалишь идею реформации. Сначала надо было определить, создать модель нового, искомого общественного устройства, а затем уже двигаться к нему. В итоге,  получился шаг вперед и два шага назад: коммунистические традиции разрушили, новые традиции толком не создали и в итоге откатились к дедовским, патриархальным, архаичным простонародным традициям. Украинские элиты не постарались  создать  национальные  элитные традиции, так что общество упало в объятия «народной мудрости».

А народная мудрость – плохой советчик для сложных общественных вопросов, ее естественная сфера применения – личная жизнь и личные проблемы человека. Вот так мы до сих пор и пользуемся кустарными, архаичными инструментами и понятиями  при решении общественных проблем, а затем удивляемся, почему у нас ничего не получается и почему мурло совка настойчиво выглядывает с наших поступков. А как можно освободиться от старого, не создавши  нового? Мало проклянуть коммунистическое прошлое, надо создать работающее новое демократическое, тогда старое само собою уйдет. Смешно слушать наших уважаемых профессоров и прочих общественных авторитетов, что все наши проблемы от неумершего совка. Какой бред!  Так совок не умирает потому, что его не на что заменить! Вы, профессора, ничего нового и работающего не создали, вот и общественная жизнь автоматически пользуется тем, что работало раньше. Второй вывод этих профессоров-гуманистов еще более  ужасен: надо ждать, когда вымрет старое поколение, тогда наша общественная жизнь обновится! Да не старших людей в землю надо закапывать, а работать по-серьезному надо этим же интеллектуалам и духовным авторитетам. Ведь это средневековая логика сжигания ведьм, а не современная логика мировоззренческого обновления. Надо работать на обновление общественного мировозрения, а не провозглашать геноцид старшего поколения.

Вопрос идет об общественных традициях, а какие новые нормальные общественные традиции может создавать наше общество ,если оно свою общественную сферу превратило в руину, о чем я не раз писал? Украинские варвары живут еще понятиями догосударственной, дообщественной эпохи, «человеки норы», одним словом.  Для этих варваров понятие государства, понятие общественных установлений четко ассоциируется с понятием колонизаторы , «варяги». Толку с того, что украинцы избирали себе президентов, если эти президенты и  не представляли себе, что им с этим президентством делать и откровенно-открыто спрашивали: « Скажіть мені, що будувати — і я буду будувати!». На вздорных, «уникальных»  идеях государство, идеологию не построишь. И первый и второй президент так вопрошали, а третий уже молчал, ибо попал в готовую борозду выхолощенной деятельности, т.е. когда  средства государственной деятельности использовались госчиновниками для своих лично-групповых интересов. И это не проблема конкретных первых лиц, это проблема украинских национальных элит, которые не создали идею и артефакты национальной государственности. Безэлитное существование нации порождает чуму ,которая уничтожает национальную жизнь  без перерыва на обед и сон. Повторяю в сотый раз, пока не будет создан полноценный украинский национальный проект, эта нация никогда не выйдет из состояния жертвы, несмотря на все подарки и посулы истории и мирового сообщества.

Популярные статьи сейчас

Арестович об опасных тенденциях для Украине: «Россияне проткнули оборону, как ножом масло»

Дрова хранить нельзя: украинцам грозят крупные штрафы и даже серьезные сроки

Электроэнергия снова дорожает: как это отразится на тарифах на свет для украинцев

Ультиматум для Путина: что предлагает оппозиция Германии

Показать еще

У этих национал-демократов не было ни сил, ни идей, ни умений государственного строительства, поэтому коммунистические традиции надо было отменять постепенно и осторожно, именно здесь нужна была хохляцкая хитрость, чтобы не озлоблять против себя народные массы. А в это время этим «реформаторам» надо было серьезно учиться и консолидироваться. Иначе что получилось: за пару лет эти  национал-демократы показали свою полную практическую несостоятельность и были отброшены на маргинез политической, государственной  и экономической жизни в стране. Теперь они нам поют, что их никогда не допускали к власти, а то бы они показали. Да ничего бы вы не показали, вы достойны только играть в третьей лиге украинской политики против коммунистов и прочих маргиналов.

Современная цивилизация строится, как многослойный пирог: все главное происходит на верхнем слое этого пирога, причем действующие лица не очень-то уважительно топчутся по всех предыдущих слоях цивилизации. Площадка для построения новой цивилизации  ограничена земным шариком, поэтому все новое у нас строится на площадке хорошо утрамбованного, хорошо спрессованного  старого. Итого, преимущество в самой передовой цивилизации в мире имеют те нации, те сообщества, которые умеют правильно  и быстро утилизировать плоды своей предыдущей деятельности на благо своей последующей деятельности.

{advert=3}

Почему  мировая цивилизация вошла сейчас с период  сильной турбулентности?  — Одна из главных причин: слишком быстрый технический, технологический, экономический,  социальный прогресс,  в итоге общественные институты не справляются с правильной утилизацией прошлого на пути построения будущего. Из-за этого возникают избыточные возможности для отдельных деятелей, которые используются за пределами нормального контроля и регулирования системы, в итоге возникают перекосы и дисбалансы в мировом хозяйстве.

Если раньше ситуация была излишне консервативная, т.е. традиции  подавляли новации, то теперь ситуация обратная, излишне динамичная: новации опережают способности общественных систем приспосабливаться к ним, в итоге, они  угнетают, гробят полезные традиции.  В нашем сильно  отсталом сообществе действуют обе деструктивные тенденции: деструктивные народные традиции угнетают и отвергают новации, с одной стороны,  и привнесенные на крыльях импорта  новации гробят полезные традиции. Из-за своей глобализации в условиях сильноотсталости, мы страдаем от двойного набора болячек:
— от болячек прошлого в силу своей отсталости;
-от болячек современности в силу своей неполноценной вовлеченности в глобальные  процессы.

Итого, быстрый цивилизационный прогресс  несет людям и сообществам как позитивы, так и негативы, только передовые цивилизации, по праву сильного, оттягивают на себя максимум плюсов от этого прогресса, а на отсталые цивилизации переносят максимум минусов от этого прогресса,  и это неизбежно!

Резюме.  Для отсталых цивилизаций нет иной выигрышной стратегии, как изо всех сил догонять передовые. Чем меньше отсталых цивилизаций будет оставаться на карте мира, тем выше удельная нагрузка отходов-негативов будет на них ложиться.