Недавно на «Хвыле» появилась статья Ивана Райли «Пять демонов Украины», которая, судя по лайкам, вызвала невероятную поддержку читателей. Эта поддержка ярко демонстрирует серьезные проблемы украинского общества. Очевидно, что интерес вызвало объявление президентов демонами. Конечно, это они виноваты – демоны. Никак Украину не осенит Божья Благодать в лице умного, креативного, скромного, честного Президента, который бы стал «Отцом Нации». А сама нация не виновата, ведь украинцы самая умная, свободолюбивая и трудолюбивая европейская нация, что является аксиомой. То, что это типичный признак комплекса меншовартости – половина беды.
Значительно хуже и опаснее то, что нация благодушно пребывает в мире мифологий и симулякров агро-феодального общества, и совершенно не может увязать себя с реальным миром Realpolitik. Уже дистанцирование от президентов, обозначенных демонами, выражает известное «бегство от свободы и ответственности» Э. Фромма. Из таблицы видно, сколько голосов, совершенно добровольно, отдали украинцы за этих т.н. «демонов».
Таблица 1. Выборы президентов Украины
Президент
Год
Голосов «за»
% «за»
Леонид Кравчук
1991
19 643 481
61,59
Леонид Кучма
1995
АЗС установили новые цены на бензин, дизель и автогаз на Киевщине
Циклоны, дожди и аномальные температуры: чего ждать украинцам в декабре
Паспорт и ID-карта перестали действовать: какой выход для украинцев
Пенсионеры получат автоматические доплаты: кому начислят надбавки
14 016 850
51,90
Леонид Кучма
1999
15 870 722
56,25
Виктор Ющенко
2005
15 115 712
51,99
Виктор Янукович
2010
12 481 266
50,00
Пётр Порошенко
2014
9 857 308
54,70
Если третьего президента поддержало 15 млн. граждан, то его конкурента на следующих выборах вторая половина страны – 12,5 млн! Итого вся страна несет ответственность за своих президентов, полную и бескомпромиссную. И несет ответственность за свой «цвет нации» – депутатов ВР.
Более того, нации пора уже выходить из пубертатного возраста и осознать, что избранные Президенты представляют собой лучшую и самую конкурентную часть украинского общества, и никак иначе, в противном случае демонами и преступниками являются все граждане, избравшие их. Следует честно признать — проблема не в президентах, а в самом обществе, которое порождает именно таких президентов. Заметим, и Кучма, и Янукович обладали несомненными организаторскими талантами. Кучма поставил под контроль мощную днепропетровскую элиту, создал лучшую на сегодня экспертную команду, сумел дистанцировать крупный бизнес от госуправления и победил ОПГ, что многого стόит. При нем страна достигла 12% роста ВВП, и в этом немалая заслуга принадлежит тогдашнему премьеру Януковичу, который также в жесточайшей кровопролитной борьбе сумел поставить под контроль донецкую элиту и системно победить в конкурентной президентской кампании.
Поэтому как раз общество несет полную ответственность, что оно не смогло поставить под контроль деятельность центральной и местных властей и допустило формирование неофеодальной олигархической власти. Общим местом являются стенания – «а больше не из кого выбирать». Однако этим мы признаем, что общество не способно продуцировать желаемых политиков и не готово к построению самостоятельного государства. Вот почему оно панически ищет внешнее управление, метаясь между «здесь и тут», между Западом и Востоком. Такое бегство от личной ответственности, а свобода Личности неразрывна с личной ответственностью, объясняется глубинными причинами. Прежде всего, это укоренившееся в менталитете не только населения, но и экспертного сообщества аграрно-феодальная матрица восприятия мира как бинарной оппозиции – свой vs. чужой. И здесь необходим краткий экскурс в историю развития общественных отношений на Западе.
От феодального к постиндустриальному государству
Феодально-аграрная система опиралась на свой главный ресурс – землю. Именно за землю шли войны, именно размерами земель и территорий определялась важность феодала и сила государства. На подвластной территории действовал принцип, заложенный Аугсбургским собором (1555): cujus regio, ejus regio – «чья власть, того и религия». Если сеньор или государь был католиком – то и подданные, и крестьяне-холопы были католиками, если лютеранин – то лютеранами и т.д. Рудимент этих средневековых феодальных отношений мы наблюдаем в украинском обществе – если государство называется «Украина», то всеобщим языком должен быть украинский, и религия должна быть одна доминирующая, украинская, только феодальный менталитет не может определиться – православная или греко-католическая. С этим же пережитком связана война с памятниками. Они выполняют роль идолов для архаического сознания масс – смена власти приводит к радикальной и массовой смене идолов.
В 1648 г. по окончании Тридцатилетней войны была заложена Вестфальская система, основанная на концепции государственного суверенитета и религиозной терпимости.
Развитие капиталистической системы и индустриализация вызвали усложнение государственной структуры – федерализацию с бόльшими или меньшими правами автономий, но в рамках государственного суверенитета. Власть стала приближаться к Личности, появились демократические институты и всеобщее равное избирательное право. В передовых странах равенство перед Законом распространилось на всех граждан, что является неотъемлемой частью свободы Личности и личной ответственности за депутатов, которым граждане делегируют власть.
Капитализм стал бороться не за землю, а за контроль над ресурсами – нефтью, газом, полезными ископаемыми, причем для этого уже не обязательно было овладевать государством и его территорией, а достаточно было обеспечить колониальное правительство. Постепенно ставится под сомнение принцип, что дела подданных государства – его внутреннее дело. Границы государств при изменении баланса сил пересматривались, что закончилось кризисом Вестфальской системы во II мировой войне. Странами-победителями была создана Ялтинская система международных отношений и ООН, где страны-победители получили право вето. И, заметим, это право можно ликвидировать только путем ликвидации ООН, что не устроит ни одну из стран-победителей.
Постиндустриальная экономика стимулировала глобализацию, мультикультурализм, перемещение Личности в центр заботы государства и снижение роли национального суверенитета. На первый план вышел контроль над информацией. Начались информационные войны за эффективное управление сознанием масс. У западной молодежи формируется космополитический взгляд на мир, нежелание укоренятся в какой-либо стране, уважение и влечение к разным культурам и стремление стать «гражданами мира» во всем его многообразии. И, как ни парадоксально для традиционного общества звучит, устойчивость общества увеличивается благодаря его усложнению и толерантному восприятию идей и культур. Борьба за колонии потеряла смысл, поскольку контроль над ресурсами обеспечивался финансовым контролем над активами данного государства со стороны ТНК. Тогда же произошло формирование ОЭСР, куда вошли страны с приоритетом прав Личности. Страны, в которых отсутствует Верховенство Права и равенство всех перед Законом остались в Варварском мире, с соответствующим к ним отношением.
Исходя из современных постиндустриальных тенденций, Украина после обретения суверенитета должна была и могла осуществить переход от советско-селянско-аграрной системы унитарного управления к федерализации, как предлагал В. Черновол, и подготовить законодательную базу для формирования постиндустриального общества – делегирования полномочий гражданами снизу вверх, как это сделано в США. Тогда это легко было сделать – частная собственность отсутствовала, и управлением собственности могли бы заняться территориальные громады и сотрудники предприятий путем акционирования. Эти принципы были заложены в Декларации о государственном суверенитете Украины:
— Громадяни Республіки всіх національностей становлять народ України.
— Народ України є єдиним джерелом державної влади в Республіці.
— Українська РСР самостійно визначає адміністративно-територіальний устрій Республіки та порядок утворення національно-адміністративних одиниць.
— Земля, її надра, повітряний простір, водні та інші природні ресурси, які знаходяться в межах території Української РСР, природні ресурси її континентального шельфу та виключної (морської) економічної зони, весь економічний і науково-технічний потенціал, що створений на території України, є власністю її народу, матеріальною основою суверенітету Республіки і використовуються з метою забезпечення матеріальних і духовних потреб її громадян.
— Українська РСР є самостійною у вирішенні питань науки, освіти, культурного і духовного розвитку української нації, гарантує всім національностям, що проживають на території Республіки, право їх вільного національно-культурного розвитку.
Как видим, Конституция Украины заметно отошла от положений Декларации. Позиции постмодерна четко выражены в Декларации независимости США: «Все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». К сожалению, Украина прочно зажата в ментальных объятиях агро-феодального общества. Не только массы, но и эксперты, и политики делят граждан на ватников, вышиватников и т.д., тем самым показывая свою ущербность и выпячивая свои комплексы неполноценности.
Очевидно, для состоявшейся Личности все люди равноценны, все имеют право на жизнь, счастье, культурное и языковое многообразие, включая получение высшего образования на языке общины, если они платят налоги и развивают страну. Прекрасным примером служат США и Канада. В Нью-Йорке жители получают информацию мэрии на 8 языках, и наличие этнических районов никого не смущает. Главное – патриотизм и вера в США.
.
Карта языкового многообразия Нью-Йорка
Однако Украине до такого уровня развития социальных отношений очень далеко. Не стихает ожесточенное противостояние в обществе по судьбе ОРДЛО. Или отрезать их и забыть навсегда, или силой их вернуть и силой заставить их население полюбить все украинское. О конкретных судьбах конкретных людей с их бытовыми проблемами и желанием счастья речи нет. Более того, за бортом этих рассуждений остается исковерканная судьба миллиона детей и формирование у них злобы и ненависти. Причем судьба этих детей для общества безразлична и не переносится на своих детей. Лишь считанные активисты, в основном из этих регионов, пытаются привлечь к этой проблеме внимание. Однако же в рамках агро-феодального общества судьба детей не имеет значения, важны территория и принадлежность к своим. Примечательно, как в Германии по-постмодернистски решался вопрос разделения территорий. Западная Германия не блокировала, не нападала, а просто настолько улучшила качество жизни каждого конкретного человека, что сомнений не осталось и Стена пала.
К сожалению, правовая культура в стране отсутствует, вследствие чего смешиваются такие понятия как Право и Справедливость. Так население по справедливости считает РФ агрессором, но Запад руководствуется Правом, а тогда РФ – наш Стратегический партнер, а в Минске – миротворец. Не может наше население понять, что «справедливость» — понятие эмоциональное, поэтому Запад живет на основе формализованного Права. Не нравится данный Закон – поменяйте. Не нравится Договор – денонсируйте. Поэтому для Запада – война в Сирии, а в Украине – политическая нестабильность (но не война).
Поэтому Запад и смотрит на нас как варваров, ведь развитое общество не воюет, а договаривается и покупает то, что ему приглянулось. Не удивительно, что речь Джо Байдена в Раде вызвала крайнее отторжение. Для американца Байдена само собой очевидно: «Конституционная реформа – это очень важно для будущего Украины. Все это было и в нашей стране. Сегодня штаты могут сами определяться в пределах единой Конституции». И губернатор штата имеет больше полномочий в штате, чем Президент. Обращение Байдена к народу Донбасса (the people of Donbass) с определенным артиклем прямо относит к преамбуле американской конституции: We the People of the United States, При такой культуре отношений не было бы почвы для сепаратизма Крыма, Донбасса. Но для Украины, пребывающей в лоне неофеодального общества такие идеи чужды и смерти подобны, ведь они ведут к разрушению неофеодализма, укорененного в традиционную культуру.
Экспертная среда
Однако же требовать от массы компетентности в вопросах экономики, госстроительства, законодательства, способности к критическому анализу и прозорливости неразумно. Во всем мире процентов 90 людей не способны к критическому анализу, для этого формируются профильные институты и готовятся эксперты и аналитики. И здесь мы сталкиваемся с глобальной проблемой – неспособностью украинского общества продуцировать квалифицированную экспертную среду, способную формировать политические институты. На первый взгляд наши эксперты владеют английским и другими языками, ловко сыпят модными терминами и концепциями постпостмодерна и 4-й промреволюции, но все это является симулякром, поскольку целостное мировоззрение у них застряло в бинарной концепции агро-феодального традиционного общества с четкой дихотомией свой-чужой.
Проиллюстрируем это на примере наиболее популярных и уважаемых экспертов.
Так, Сергей Гайдай (Hard talk с Натальей Влащенко, 2.02.2017) видит причины в отсутствии «сумасшедших» политиков, которые аскетически и фанатически будут менять наш мир. Но такой политик уже был – Сталин. Удивительно, но в подобных беседах между вполне информированными и широкомыслящими представителями украинской элиты обязательно всплывают три тезиса, неопровержимых как аксиомы:
-
Об уникальной способности украинского народа к самоорганизации.
-
США обязаны защищать Украину по Будапештскому меморандуму.
-
Украина всегда была колонией или под чьей-то властью.
Где уважаемые С. Гайдай и Н. Влащенко увидели самоорганизацию на Майдане, мне трудно сказать. Возможно, это из серии пушкинского «Ах, обмануть меня не трудно!/ Я сам обманываться рад!». Сегодня уже мало кто сомневается, что Майдан организовали олигархи, чтобы осуществить Революцию Достоинства Олигархов. Только последнее слово скромно опустили.
В аграрной Украине отсутствует буржуазный слой (страта), способный к системному построению общественных институтов, поэтому на Майдане в принципе не могло быть самоорганизации, в противном случае до Майдана дело просто не дошло бы. Подавляющее число экспертов действуют в рамках бинарной аграрной культуры с приоритетом территории и Государства, «яке понад усе». В такой системе координат человек – это пушечное мясо или винтик в государственной машине олигархата. Ведь петь речевки и клеймить Путина и Трампа – много ума не надо. А эксперты, которые предвидели победу Трампа и Brexit обвинялись в антиукраинстве.
Такая сельская дихотомия воплощалась в антитезе Европа (Свой) против Российской Азии (Чужой). Причем подавляющее большинство не знают ни Европы, ни России, или видели их как гастарбайтеры. Надеясь, а вдруг за 10 лет после Помаранчевой революции в стране начала формироваться буржуазия, я посетил несколько общественных собраний – в начале Майдана в Мэрии, и в конце – уже в Украинском доме, и суть была одинакова – каждый о своем, каждый слышал только себя и все хотели руководить. Точно как и 350 лет назад. Традиционное аграрное общество за 10 лет даже усилило свои позиции.
Очевидно, самоорганизация должна порождать лидеров. Кого же завел Майдан в большую политику? Парасюка, Семенченко, ряд комбатов, или специалистов по конституционным и экономическим законам? Возьмем уникальную троицу – С. Лещенко, М. Наем и С. Залищук. Удивительно – они выбрали для прохождения в парламент «Блок Петра Порошенко» и там, о Чудо, согласились им вместе дать проходные места (интервью с Соней Кошкиной LB). Кто знаком с украинской избирательной закулисой знает, что этим Чудом мог быть или Посол важной страны, или олигарх. Но где же здесь самоорганизация Майдана и порожденная им партийная структура?
Можно указать еще одного знакового лидера, порожденного Майданом – Валерия Пекаря, сооснователь ГП «Нова Країна». Президент Порошенко 25.09.2014 обнародовал свою «Стратегию реформ-2020», основанную на «Візії 2022»1 «Нової Країни». Среди разных 60 Чудес стратегии мы видим обещание вхождения Украины в Топ-20 стран в рейтинге ВБ по легкости ведения бизнеса и увеличение ВВП на душу населения до $16 тысяч к 2020 году! Более фантастической программы с точки зрения PR и экономики не было в Украине, зато она была мастерски визуализирована – сказался опыт В. Пекаря руководством выставочной сферой, и он вошел в «Національну раду реформ» при АП. Конечно, теперь об этой позорной программе Президенту стыдно вспоминать. А «представитель общественности» В. Пекар показал стране, «как следует выбирать», войдя в Комиссию по отбору кандидатов на должность главы ГФС. Именно В. Пекар от имени Майдана гарантировал, что из 40 кандидатов «прозоро і добросовісно» был выбран лучший кандидат – Роман Насиров2. Кто может теперь сомневаться, что руководителем налоговой был выбран самый честный и порядочный человек в Украине?
О качестве украинской экспертной среды наиболее ярко свидетельствует тема Будапештского меморандума. Подробнее о Будапештском меморандуме, юридическая сила которого ничтожна, я написал во втором мифе. Западных политиков так утомили наши стенания о том, что США по Будапештскому меморандуму должны защищать Украину, что бывший посол США в Украине Джон Хербст вынужден был объяснять англоговорящим экспертам очевидную истину. В оригинальном названии «Memorandum on Security Assurances in connection with Ukraine’s accession to the Treaty on the NPT» слово Assurances наши знатоки перевели как «Гарантии», хотя оно обозначает «Заверения», а гарантии по-английски звучат как «guarantees». Конечно, отметил посол, США очень и очень обеспокоены сложившейся ситуацией и всячески заверяют Украину в своей поддержке. Отсюда видно, что знания языка отнюдь не компенсирует аграрной ментальности, чуждой правовой культуре.
Дальнейшее погружение в пласты ментальности украинского традиционного неофеодального общества приводят нас к сакральной табуированной теме – Украинской национальной идее. Мне возразят, что ее нет, но я могу уверенно утверждать, что она есть и 150 лет активно работает.
Украинская национальная идея
Украинская национальная идея стала вызревать в 1860-х годах в Восточной Галиции и постепенно она превратилась в хорошо проработанную и всесторонне обоснованную мифологему. Суть ее заключается в следующем:
Страдание, Истязание и Чудесное Освобождение Богоизбранной Украины
Она опирается на следующие постулаты:
-
Украину создала самая развитая цивилизация неолита – Трипольцы. Это была огромная страна со счастливыми свободными жителями-хлеборобами и простиралась она от Карпат до Волги.
-
Всевозможные враги «украяли» ее, т.е. «відрізали шматки землі від єдиного загалу», она сильно уменьшилась и стала Украиной. Изначально же это была страна «Раїна», т.е. Рай. И все это время враги ее «розпинали», а страна и ее народ страдали и терпели мучения.
-
В результате Украина практически все время пребывала в колониальной зависимости – Монголов, Татар, Турков, Литвы, Польши, Московии и стала Жертвой врагов.
-
Роль Жертвы является ключевым ядром Национальной идеи. Поэтому количество Жертв следует гиперболизировать. Так, если сложить все жертвы Первой мировой, Гражданской войны (6 млн.), Голодомора (15 млн.), Второй мировой (14 млн.), Голода 1947, борьбы УПА, сталинских репрессий, то не понятно, откуда вообще бралось население?
-
С темой Жертвы напрямую связано Поражение. На протяжении столетий украинский народ героически боролся и терпел Поражения. Все Поражения были героическими, и во времена Б. Хмельницкого и Мазепы, и Сечевых Стрельцов, и студентов под Крутами, и УПА. Сама тема Жертвы отрицает наличие Побед по определению.
-
Темой страдания, истязания, гвалтування, жертвы пропитана украинская литература и поэзия. Вот яркий пример песни Сечевых Стрельцов:
Коли ви вмирали, вам дзвони не грали,
Ніхто не заплакав за вами.
Лиш в чистому полі ревіли гармати,
А зорі вмивались сльозами.
Коли хоронили у темну могилу
Від крови земля почорніла.
Під хмарами круки стадами літали,
І бурею битва гриміла.
На ваших могилах хрести похилились,
Берези схилились додолу.
Спіть, хлопці-соколи, сини України,
Що впали за волю, за долю.
-
Героическая борьба заканчивалась поражениями из-за Зрады. «Зрадникі» были кругом и всегда. Зрада – неотъемлемый атрибут Жертвы.
-
Страждання, катування і злидні – така Доля України. І ніхто її не хоче рятувати.
Зажурилась Україна –
Така її доля!
Зажурилась, заплакала,
Як мала дитина.
Ніхто її не рятує…
Плачте, діти козацькії,
Така ваша доля! («Тарасова ніч», 1838)
-
Бесчисленные Страдания и Жертвы украинского богоизбранного народа в будущем приведут к Чудесному Освобождению и Процветанию.
Суть Национальной идеи ярко выражена в гимне Украины:
Ще не вмерла України і слава, і воля,
Ще нам, браття молодії, усміхнеться доля.
Згинуть наші воріженьки, як роса на сонці.
Запануєм i ми, браття, у своїй сторонці.
Душу й тіло ми положим за нашу свободу,
І покажем, що ми, браття, козацького роду.
Совершенно не играет роли, будет звучать первая строфа так, как в гимне или как в авторском варианте: «Ще не вмерла Україна…». Предполагается, что слава и воля Украины могут умереть, но еще не умерли. Более того, факт смерти выражается индикативом (действие, связанное с реальностью), а жизни – конъюнктивом (условным, не связанным с реальностью наклонением). Надежда жизни возлагается на Долю, больше не на кого… А враги погибнут путем Чудесного избавления «як роса на сонці». Т.е. снимается ответственность с себя. За свободу необходимо положить «Душу й тіло», но вкушать свободу будет уже некому…
В целом Украинская Национальная идея проникнута Мазохистским смакованием Страдания, Жертвы и надеждой Чудесного избавления. Это формирует особую культуру поведения общества – с садомазохизмом, завистью к панам и пресмыкательством перед ними, а когда такой раб становится паном, то из мазохиста он трансформируется в садисты – но из той же ролевой игры. Именно в таком обществе и родился мазохизм – описанный в произведениях галицкого писателя Захер-Мазоха.
Такое общество уповает на Долю, покоряется обстоятельствам и спонтанно бунтует, устраивает бессистемные Майданы. Такая культура воспевает Героические Поражения, но не способна Побеждать, поскольку Победа подорвет основу этой Национальной идеи – идеи Жертвы. Ведь Жертва не может Победить, тогда она перестанет быть Жертвой и должна принять ответственность за свое становление, а это невозможно. Более того, исчезнет мазохистское ощущение страдания и жалости к себе. Вот почему из праздничного календаря обязательно надо изъять праздник Победы 9 мая и заменить его днем Памяти и Примирения. В идеале такая культура стремится все дни превратить в дни Памяти и Поминовения.
Такой культуре требуется грубая маскулинная внешняя сила (Польша, Турция, Германия, Россия – не важно), которая будет ее истязать – и тогда можно громогласно на весь мир заявлять о своих страданиях и жертвах. Не удивительно, что при продолжительном затишье на линии соприкосновения АТО была затеяна блокада грузов. «А зачем?» — «Хай буде погано всім» — сказал Семенченко. Поэтому важен сам процесс истязания и страдания, но не завершения, поэтому в такой культуре война должна продолжаться бесконечно долго, до последнего казака, в память о котором постанет Могила.
Эту печальную традицию поэтически выразил Дмитро Павличко в поэме «Конотоп»:
Та ми співаємо про сльози. Ми – раби.
Ми волі боїмось. Ми любим некрологи,
Закохані в свої поразки та гроби.
Некрофильские идеи, заложенные в Национальной идее Народа-Жертвы проявляются в удивительных формах. Это и ухудшение экологии, и бесчисленные мусорные свалки, которые по территории равняются Зоне АТО, это закрытые фабрики и заводы, это рубка лесов и загрязнение водоемов. Это и ужасные дороги, которые стали хуже, чем при Советах. Более того, на дорогах за последние три года погибло почти 12 тыс. человек, в т.ч. и дети – больше чем в зоне АТО, но никто не заявляет, что дороги с нами ведут войну (см. табл. 2). По уровню смертности на дорогах Украина – среди «лидеров» Европы. Украинец должен ехать по дороге и страдать. В рамках неофеодального аграрного общества так и должно быть – ведь дороги – это продукт чуждой нам цивилизации. Вспомните Римскую империю, она построила 100 000 км дорог, которые действуют и сегодня!
Таблица 2. Дорожно-транспортные происшествия
Год
Погибло (чел.)
Травмировано (чел.)
2014
4483
32352
2015
4003
31600
2016
3187
32079
Итого
10673
96031
Казалось бы – лучший метод декоммунизации – снести хрущевки, срок эксплуатации которых вышел в 2010-2015 годах и возвести, например на Воскресенке в Киеве архитектурный ансамбль, который бы вошел в мировые учебники по архитектуре. Однако это не наш путь. Согласно стратегии Жертвы, вся Украина должна превратиться в одну огромную Свалку-Могилу.
Яркий пример воплощения Национальной идеи. Гуляй-Поле. Памятник Ленину снесли, фабрику закрыли, на место Ленина поставили памятник Т. Шевченко, а фабрика вскоре превратится в остов с выбитыми стеклами.
А вот и Львов, но не туристический пятачок вокруг Ратуши, который привели в порядок поляки и австрийцы, а параллельная реальность — спальный район Сихів. Фотоиз группы Сихів is Sexy Olenka Zahorodnyk
Альтернатива
Есть ли в нашей истории альтернатива этой культуре обязательной деградации, поражения и вырождения? Этой культуре «четырех З»: Зрада, Злидні, Занепад, Заздрість
Безусловно, есть, но она жестко преследуется и тщательно замарывается в учебниках по истории, более того, объявляется крайне враждебной. По сути, так оно и есть. Эта культура прямо враждебна культуре Жертвы и ее торжество неминуемо приведет к гибели мазохистского неофеодального общества.
Что же это за культура? Тайны здесь нет. Она описана Гоголем и Котляревским. Это веселая, оптимистическая, жизнеутверждающая культура Малой Рόссии – ядра и души Киевской Руси. Эта яркая праздничная культура ярмарок, мистики и веселья, воплощенная Малевичем, Архипенко и Экстер в живописных произведениях. Это та доброжелательная открытая гуманистическая культура, которая с лёта завоевывала любовь и признание иностранцев, это Волшебная Диканька и бурлескная «Энеида», это «Ревизор» и «Мертвые души», это «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия». Это славное казачество, которое привыкло побеждать, в отличие от Сечевых Стрельцов, которые привыкли героически проигрывать. Украинские казаки побеждали поляков, татар и турок, освободили Юг Украины, защищали Севастополь, разгромили Гитлера и Наполеона, маршировали по Берлину, Вене и Парижу. Это потомки малороссийских казаков управляли Российской империей – Феофан Прокопович, Разумовские, Кочубеи, Перовские, Трощинские, Гудовичи, Маркевичи, Терещенки, Родзянко, Шульгины, Паскевичи. Это потомки малороссийских казаков развивали мировую культуру – Чайковский, Чехов, братья Бурлюки, Довженко, Ахматова, Лифарь, Кириенко-Волошин. Это изобретатели и ученые И. Сикорский, М. Остроградский, М. Кравчук, В. Вернадский, Г. Сковорода, В. Глушко, С. Королёв.
Даже малороссийского гениального Тараса Шевченко эта культура представляет Жертвой, «селянським поетом-мучеником». Это отметил И. Малкович при вручении Шевченковской премии: «Я мрію дожити до тих часів, коли дітям у школі перестануть сльозливо оповідати горепашного кріпака, який служив безправним, бессловесним попихачем у панів, а замінять парадигму і вестимуть натхненну мову про неймовірного хлопчика, що аж світився великим талантом, який без тата і мами, і без, здавалося, жодних шансів на успіх створив сам себе… він умів бути франтом, був улюбленцем веселого творчого товариства». Следует добавить, был повесой, любил женщин и уводил их у друзей, крепко дружил с Бахусом, из-за чего и пострадал.
Наши стенания об Украине-жертве уже так достали представителей Запада, что Бальцерович прямым текстом в интервью Укринформу (13.03.17) сказал: «Представление себя лишь с позиции жертвы не поможет. Украина должна показать себя как страну экономического и институционального успеха». Однако Бальцерович не понимает, что Успех разрушит украинскую Национальную идею, которую пестовали 150 лет, и она показала свою поразительную эффективность, обрекая любые победы в Поражения.
Собственно говоря, населению решать, выбирает ли оно галицкий неофеодальный путь Жертвы и Деконструкции с последними местами в мировых рейтингах, или малороссийский творческий путь Оптимизма и Развития, опирающийся на Киевскую Русь и славную историю побед и достижений, когда малороссы успешно управляли империей и на равных конкурировали с самими США. Собственно говоря, массовая эмиграция последних лет настроенных на созидание людей как раз подтверждает, что они отказываются принимать Долю Жертвы, а выбирают Долю Созидания и Развития.
Изображение: Татьяна Яблонская
1 http://novakraina.org/khto-mi/istoriya
2 http://www.donbass-info.com/content/view/20763/20774/