В каждом серьезном общественном конфликте, а тем более приводящем к человеческим жертвам, как правило, начинают искать некую «третью силу», стремящуюся направить события в нужное ей русло. Не стали исключением и нынешние украинские события, начавшиеся более года назад на Майдане и нашедшие продолжение на юго-востоке Украины. Между протестами на Майдане и крымско-донбасской эпопеей, пока далекой от завершения, конечно же, существует тесная связь. Правда, не столь примитивная, как ее представляет российская пропаганда, обслуживающая одну из сил, непосредственно влияющих на все, что происходит в Украине. Какова эта сила по счету? – ответ на этот вопрос зависит от точки зрения не только на конкретные события, но и на мир, на место человека в нем.
Именно спровоцированная Майданом война на юго-востоке Украины, ставшая ответом бьющей в предсмертной агонии империи на нежелание украинцев терпеть поддерживаемый ею режим Януковича, заставили меня отложить работу над этими заметками, задуманными еще в конце прошлой зимы. Тогда, в связи с трагическими событиями на Институтской, в украинском обществе активизировались поиски «третьей силы», непосредственно участвовавшей во всем, что происходило на Майдане. Когда же ВВХ начал отжимать у нас Крым, я решил повременить со статьей на эту тему, дабы посмотреть, по какому сценарию пойдет развитие конфликта и как задействованные в нем игроки будут себя вести. К концу года ситуация в главных чертах прояснилась и разговор о таинственной силе, влияющей на нашу жизнь, представляется особенно уместным сейчас, когда мир оказался на грани Третьей мировой войны (ее вероятность тем более возрастает, если о ней заговорили на подконтрольных Путину телеканалах – готовят общественное мнение и к такому повороту событий).
Об угрозе войны автор этих строк говорил еще в самый разгар Майдана, когда тема присутствия скрытых сил, пытающихся направить украинские события в нужное им русло, стала широко обсуждаться в СМИ. Очевидно, что одной из таких, плохо скрытых сил, конечно же, была РФ. Лично у меня еще до расстрела Небесной Сотни не было сомнений в том, что Кремль, являясь давним игроком на нашем политическом поле и пытаясь любой ценой сохранить в Украине власть зека-президента, помогал ему не только консультациями и запрещенными у нас видами оружия, но и силовиками. Как не было сомнения, что другим ключевым игроком на Майдане, заинтересованным в его победе, но действующим не столь грубо и очевидно, как Россия, стал Запад. Не нужно быть политологом, чтобы понять очевидный факт: Украина, которую теперь даже называют «хартленд» (букв. – «сердцевинная земля», или пуп земли), занимает слишком важное геополитическое положение, чтобы ее судьба была пущена на самотек. Неоспоримость этой истины прояснилась еще с большей очевидностью после путинской агрессии в Крыму и на Донбассе и ответных мутных игр Запада, пытающегося ослабить русского медведя ценой жизни украинцев. После спровоцированных убийством французских журналистов январских массовых шествий в Париже, в которых приняли участие первые лица ведущих государств мира, уже самые проевропейски настроенные украинцы должны были бы понять, что их жизни ценятся несравненно дешевле, нежели жизни тех же французов, например. Даже гибель почти трех сотен людей, летевших в злосчастном Боинге, не вызвала такой реакции, как теракт в редакции печально известного журнала. Почему?
Конечно же, любые массовые выступления теперь провоцируются, прежде всего, с помощью СМИ (если бы телеканалы не показывали жестокое избиение студентов на Майдане, не бывать Революции Достоинства). Однако расстрел журналистов был воспринят в западном мире так болезненно еще и потому, что он выявил глубинные культурно-религиозные, общественно-политические конфликты современного мира и стал детонатором куда как более масштабных и далеко идущих событий, нежели протесты против терроризма, с одной стороны, и против оскорбления веры с другой. Ведь и самолет сбили террористы. Между тем, погибшие в нем воспринимаются как невинные жертвы, тогда как не ведающие никаких табу сотрудники юмористического журнала предстали в сознании миллионов людей «солдатами», воюющими с помощью пера за их ценности, главная из которых воплотилась в идее свободы. Любой же политический, культурно-религиозный радикализм, как известно, является для нее главной угрозой.
Парадокс ситуации заключается в том, что парижский теракт, настоящие заказчики которого еще долго будут оставаться в тени, активизировал не только либерально настроенных европейцев и обиженных за оскорбление их святынь мусульман, но и европейских радикалов всех мастей. Теперь, благодаря замешанной на расизме политике очищения своей нации и земли от чужеродных влияний, их шансы на поддержку широких масс увеличились (эти строки писались еще до выборов в Греции, где победили именно радикалы). И если крайне правые, или крайне левые придут к власти в других странах Евросоюза, то они начнут ограничивать те или иные свободы с не меньшей решимостью, нежели, к примеру, исламисты. Ибо радикализм, фундаментализм, от кого бы они не исходили и в какие политико-идеологические цвета не окрашивались, имеют одни корни и направлены на подавление любого свободомыслия и мультикультуризма во имя торжества одной веры, одной культуры, одной идеологии, одной, пусть даже ущербной, ложной «правды».
Виктор Франкл в главном труде своей жизни «Человек в поисках смысла» объясняет глубинные причины как тоталитаризма, к которому рано или поздно приводит любой радикализм, так и конформизма, наступающего вследствие отсутствия четкой гражданской позиции. Причины эти, по мнению величайшего мыслителя и гуманиста прошлого века нужно искать в потере смысла, что приводит к «экзистенциальному вакууму». Утрачивая ясное понимание того, зачем он живет и что ему нужно, человек «либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)». И то и другое, как бы они не отличались между собой, приводит к одному результату – потере индивидуальности (а это – цель тех сил, которые в эпоху глобализма пытаются контролировать жизнь всей планеты).
Живя в биполярном мире, как отдельный человек, так и человечество, утрачивающие смысл своего существования, а вслед за этим индивидуальность, всегда будут метаться между крайностями тоталитаризма, с его диктатом строгих ограничений и общности устремлений, и конформистского стремления к свободе, понимаемой как вседозволенность, отсутствие ответственности, как культ эгоистичных устремлений. Лишь в редкие и недолговечные периоды истории, когда человечеству удавалось поймать нить, ведущую к Смыслу, оно оказывалось в золотой середине (собственно, это составляет тему следующей статьи «Маятник Бога»). И вот здесь мы подходим к вопросам, ради прояснения которых я и взялся за эти заметки. Это, прежде всего, вопрос сил, энергий действующих в этом мире, и стоящих за ними высших законов, продиктованных изначальной полярностью материального бытия. Здесь, как известно, день сменяется ночью, притягиваются и отталкиваются разно заряженные энергии, включая инь и ян; удовольствие сменяется болью, счастье – горем, что заставляет нас вкушать из древа познания Добра и Зла. Одним словом, мы живем между Раем и Адом, постоянно рискуя сменить блаженство на муки, райские кущи на преисподнюю. А раз так, то и вопрос силы, влияющей на нашу личную и общественную жизнь, требует рассмотрения в его метафизическом измерении. Ибо, только проникнув за видимую оболочку явлений и предметов, можно понять их суть и значение, понять законы и направление движения цивилизаций. И с этой точки зрения поиск пресловутой «третьей силы» следует начать за пределами явных или тайных кабинетов политиков, дипломатов, наконец, банкиров, которых не без основания подозревают в манипуляции целыми народами и их правительствами. Ту силу, о которой говорю я, каждый может назвать в соответствии со своим мировоззрением: Природой, Космосом, Высшим или Изначальным Разумом, Богом…
В том, что эта, неподвластная никому из смертных Сила существует, сегодня не сомневаются даже наиболее продвинутые представители таких точных наук, как физика или математика. Ее присутствие, правда, подтверждается не всяким научным экспериментом, ибо она не вписывается в механистическую концепцию трехмерного мира, которую начали навязывать сначала в Европе, а потом и за ее пределами в эпоху по иронии судьбы названную Просвещением. Но Сила эта всегда ощущается открытым к ней сознанием, которое помимо прочего является своего рода аккумулятором, трансформатором и передатчиком тех или иных энергий, одной из которых является знание. Присутствие ее особенно четко проявлялось, например, на Майдане, который, если уж исходить из привычной логики, не должен был обратить в бегство Януковича и его ближайшее окружение (многие ли верили в столь стремительную политическую смерть Хама даже в начале февраля минувшего года?). Ведь власть обладала очень мощным финансовым, административным, силовым ресурсом, но так и не смогла победить безоружных людей, проявивших, как в подобных случаях говорят, невиданную силу духа. Именно такое понятие как «дух» является наиболее точным определением этой Силы. Она суть источник таких качеств как стойкость, мужество, героизм, жертвенность, которые не раз определяли исход битв и даже целых воен на протяжении всей истории, когда малочисленные и менее вооруженные армии побеждали в несколько раз превосходящие силы противника. Она вмешивается в исторические события через природу, влияя на конечный исход сражений. Один из самых впечатляющих примеров – внезапное бегство британских войск из захваченного ими Вашингтона в 1814 году, в которое обратил победителей невиданной силы смерч. Он, как оказалось, и повернул историю в нужное этой Силе русло, дав американцам шанс укрепить армию и изменить политику. Подобных примеров есть множество. Вспомним хотя бы о суровой зиме 1941-1942 годов, похоронившей надежды на блицкриг с триумфом побеждающего до этого на всех фронтах Гитлера. А до этого на той же территории была ранняя и очень холодная зима 1812, похоронившая надежды Наполеона на победу.
Природа во многом определила и победу Майдана. Нет сомнения в том, что она была предопределена согласно воле этой Силы, поэтому все сопротивление власти, которая пытались противостоять ходу истории, было обречено и, в конечном итоге, оборачивалось против нее. Вспомним, что ветер, когда горели и коптили шины, дул в сторону силовиков, а морозы ударили тогда, когда митингующих начали поливать из водометов, что помогло в кратчайший срок построить крепкие баррикады из мешков со льдом. В конце концов, трагический исход Майдана, связанный с гибелью сотен людей, в конечном итоге сыграл против режима, поддерживаемого Москвой. Небесная Сотня стала той, очень дорогой жертвой, благодаря подвигу которой укрепился дух десятков тысяч украинцев, обороняющих теперь Украину на Донбассе. Там, как и на Майдане, успех украинских воинов определяется силой их духа, противостоящего несравненно лучшему вооружению российских наемников.
Тем, кому хочется видеть в описанных явлениях случайность, напомню, что таковой в природе, управляемой Разумом, по определению быть не может. Все, что нам представляется случайностью, является лишь следствием непонимания сложной цепи скрытых от нас причин и следствий. Сам мир, в котором мы живем, согласно древнейшим сакральным текстам зиждется на законе причины и следствия, что нашло выражение не только в законах физики, например, но и в таком понятии восточной философии, как карма (в других культурах оно воплотилось в понятиях Провидения, Судьбы, Фатума, Рока…).
Если попытаться проанализировать историю хотя бы последних столетий, то станет очевидным определяющее влияние этой Высшей Силы на все наши действия, на все общественные процессы, выражающиеся в постоянной смене политических режимов и соответствующих им культурных эпох. Стоит только задуматься над неожиданным возвеличением тиранов и таким же внезапным их падением, чтобы, по крайней мере, допустить существование неких неподвластным человеку энергий, использующих те или иные личности для естественного, неумолимого движения истории. Почему в двадцатые-тридцатые годы прошлого века к власти вдруг начали приходить никому неизвестные маргиналы типа Сталина, Гитлера или Муссолини, сыгравшие роковую роль на определенном этапе человеческой истории и так же стремительно сошедшие с исторической арены? Откуда у вчерашнего ефрейтора, не пользующегося уважением в среде сослуживцев, неудачного нищего художника, приехавшего из Австрии в Баварию, вдруг появилась такая внутренняя сила, такая харизма, перед которой не устояли не только всегда уповающие на сильного лидера массы, но даже иные интеллектуалы? И куда эта харизма вдруг исчезла, после чего открылась вся ничтожность личности Шикльгрубера, когда он выполнил свою страшную миссию и предстал пред миром, включая вчерашних своих обожателей, параноиком, волею судьбы ставшим величайшим злодеем в истории человечества? Поиск ответа на эти вопросы невольно приводит к размышлениям о природе власти отдельных личностей над умами миллионов людей, большинство из которых потом стыдятся своей раболепной поддержки тиранов.
Сегодня провидение, раз мы не извлекаем уроков из истории, дает нам возможность учиться уже на собственном горьком опыте. Все мы стали свидетелями стремительного взлета на вершину власти и начавшееся падение еще одного мирового злодея, который из неприметного, плюгавого офицера КГБ, похожего на моль, вдруг превратился в мирового тирана. Как и его предшественникам, ему также одни восторженно рукоплещут, другие же его истово ненавидят. Но уже очевидно, что моль, которая, как в известном анекдоте, думала, что ей аплодируют даже тогда, когда ее хотели прихлопнуть, уже приблизилась к огню, ею же зажженному. Тем не менее, находясь в иллюзии, что она является источником силы и власти в этом мире, моль этого не понимает. И летит на огонь, к своей бесславной гибели, будучи очарованной отблесками пожара, представляющегося ей своим личным сиянием. Не понимают ничего о сути происходящего и миллионы поклонников новоявленного «мессии» их особого «русского мира», пребывающие в такой же иллюзии. Скоро и они, вслед за другими разочарованными в своих лидерах народами, будут сокрушаться, что их обманули. На что мы им ответим: обмануть можно только того, кто хочет быть обманутым. А значит, ответственность за обман лежит не только на обманщиках, стремящихся играть в истории первые роли, но и на тех миллионах статистов, которые затыкают уши и глаза ватой, дабы не слышать и не видеть той Силы, которая присутствует в жизни каждого из нас, как совесть.
Воистину, сказал же Шекспир, что мир – театр, а люди в нем актеры! Но мы так и не оценили величия этого прозрения. Ибо, в противном случае, никто из нас, включая и сильных мира сего, не мнил бы себя независимым действующим лицом, а пытался бы осознать свою роль и понять волю вселенского Режиссера. В этом, собственно, и заключается смысл и предназначение нашего здесь пребывания. Ради этого изначальная Сила и ввергает нас в трагические перипетии истории – заметьте, как Она держит интригу! – заставляя нерадивое человечество ценой страданий искать Смысл, от поисков которого оно увиливает в пору покоя и благоденствия. Тот, кто это понимает, никогда не остается в проигрыше. Ибо главного Режиссера, главного Игрока, который, по определению, является первой, изначальной Силой в любом локальном, или глобальном конфликте никому никогда не удастся обыграть. Это иллюзия, что кто-то выигрывает, идя против Высшей Воли. Но, к сожалению, большинство человеков подходит к этому пониманию лишь в момент крушения всех иллюзий и надежд, в момент утраты всего, даже собственной плоти, именуемый смертью. В это, подводящее итог всей жизни мгновение, каждый, даже самый отпетый материалист встречается с той высшей Силой, волю Которой он пытался игнорировать. И встреча эта у всех происходит по-разному.
Выдвинули два жестких условия: поляки снова начали забастовку на границе с Украиной
Зеленский упрекнул депутатов Верховной Рады за "выходной" 22 ноября
"С ума сошли": Буданов высказался об ударе баллистикой "Кедр" по Днепру
Водителям объяснили, что означает новая разметка в виде белых кругов
Восточные мудрецы, дабы мы не тешили себя тщетной мыслию, что смерть всех уровняет, приводят такой пример: кошка берет в зубы котенка и мышь, но чувствуют они себя при этом по-разному, котенок – защиту, мышь – погибель. Учитывая реалии нынешней войны на Донбассе, в которой счет погибших, к прискорбию, скоро может пойти уже на десятки тысяч, стоит помнить, что «кошка» притаилась за спиной каждого из нас. Древние потому и изрекли memento mori, поскольку памятование о бренности этого мира, как ничто другое может помочь выбрать благоприятную для себя роль в истории. При этом важно помнить и о ее, истории, движимой Силе, о существовании Которой по своему малодушию и невежеству мы так хотим забыть.