Теоремы человечества

Подобно тому, как постмодернизм есть первая в человеческой истории глобальная философия, содержащая распространенные и используемые по всему миру установки мышления, нынешний цивилизационный кризис является первым кризисом всего человечества. Даже мировые войны ХХ века не охватывали человечество столь широко, как нынешний мировой кризис и породившая его философия постмодернизма.

Человечество есть общие стремления людей и их мыслительные установки. В этой нацеленности на единую перспективу и есть первейшее единство человечества. Таким образом, в понимание будущего должно входить понимание человечества с точки зрения его представлений о своей мотивационной и мыслительной перспективе.

Существует целый ряд конкурирующих пониманий человечества — «религиозная эсхатология» (буддизм, авраамические религии), «вечный мир» (Сюлли, Сен-Пьер, Руссо, Кант), «ноосфера» (Шарден-Леруа-Вернадский), «международный мир и безопасность, развитие сотрудничества между государствами» (ООН), «права человека» (ООН), научные концепции человечества, концепт «покорения космоса» (советский цивилизационный проект), «органический рост» (Римский клуб), «общечеловеческие ценности» (интегральное представление западной цивилизации ХХ века) и т.д.

На критике этих концепций будет построена теоремная концептуализация человечества. Теоремный подход можно выразить в данном случае по ходу человеческой истории так: изначальное предположение некоторого концепта, попытки его реализации, возникновение проблем, осознание проблем и попытка пересмотреть сам концепт в некоторой теореме.

Иначе говоря, предложенные теоремы и будут попыткой пересмотра базовых концептов человечества, которые существуют на сегодняшний день. Доказательство или опровержение теорем может быть произведено лишь практически в процессе попыток создания и институционализации человеческого единства, которое станет неизбежным способом выхода из нынешнего глобального кризиса, за какое бы время это не произошло.

 

Концепт религиозных эсхатологий.

 

Человечество рассматривается как целостное лишь относительно конца времен (конца света).

Религиозное обобщение человечества в эсхатологии предполагает, что человечество может быть целостным лишь перед лицом внешней абсолютной позиции, означающей конец пространства и времени, а потому вневременной и внепространственной (Бог в авраамических религиях, конец Мироздания (Маха-кальпа) в буддизме).

В этом смысле проблема возникновения единого и целостного человечества до сих пор не является общепризнанной (в английской Википедии нет статьи «Человечество»).

Теорема о самому себе интересном человечестве.

Человечество существует не только как ответствующее за деяние перед внепространственной и вневременной потусторонней позицией, но и как ответствующее перед позицией посюсторонней пространственной и временной.

Человечество появляется и конституирует себя не только как внемирное предприятие, но и как предприятие собственно человеческое, мирностное.

В этом смысле человечество на определенном этапе самоосознания возникает как самому себе интересное предприятие, из себя развивающееся, оспаривающее свое происхождение у внемирных сил, само создающее свою перспективу и ответственное перед этой перспективой.

 

Концепт «вечного мира».

 

Множество известных мыслителей прошлого (герцог Сюлли, аббат Сен-Пьер, Руссо, Лейбниц, Вольней, Кондорсе, Тюрго, Адам Смит, Лессинг, Гердер, Бентам, Кант) предполагали, что человеческое единство означает вечный мир. Это не так. Нигилизм войны и конфликта не есть единство.

Единство не означает отсутствие конфликтов или войн. Единство означает наличие общей идентичности, содержащей в своей основе ряд правил и налагающих ряд ограничений на войны и конфликты.

Одно из таких ограничений может быть рассмотрено в игровой парадигме. Игроки должны быть формально равными. В игре должны быть правила. Если правил нет, то это не игра, а произвол (беспредел), который не поддается прогнозированию. Нарушителей правил выводят из игры.

Силовой конфликт между вооруженными сообществами это война, предприятие хоть и неприятное, но для человечества пока неизбежное. Война принуждает ее участников к основательным изменениям, на которые они без войны не отважились бы. Силовой конфликт между вооруженным и безоружным сообществом это геноцид. Геноцид в перспективном плане контрпродуктивен.

Человечество обобщается не посредством мира. Человечество обобщается посредством осознанного единства. Это означает необходимость возникновения платформы человеческого единства. Эта платформа не должна быть тотальной, то есть не должна охватывать все вопросы экономики, политики, культуры и групповых социальных отношений.

 

Теорема о концептуальном единстве человечества.

 

Единство человечества имеет концептуальное свойство и существует как признаваемая большинством людей и их институализированными группами идентичность. Единство не есть ни толерантность, ни политкорректность, ни вечный мир, ни уважение прав человека.

Человечество это не совокупность людей и не мир между ними. Человечество это осознание хотя бы большинством людей своего единства в концептуальном виде, который подвержен непрерывному обсуждению во всеобщей коммуникации.

Когнитологическое понимание человечества принадлежит В.А.Никитину — человечество есть совокупность учений, учителей и учеников. Причем под учением нужно понимать не только систему знаний, но и систему мотиваций. В этом смысле Христос, Мухаммед и Будда такие же учителя, как Лао-Цзы, Платон, Нагарджуна, Руссо, Кант и Достоевский.

 

Концепт «ноосферы».

 

Идея «ноосферы» профессора математики Сорбонны Эдуарда Леруа и его друга Пьера Тейяра де Шардена была ими высказана на основе лекций по геохимии, которые читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский. Далее эту идею Вернадский развивает и превращает в концепт. Вернадский понимал человечество как глобальное образование, новую геологическую силу, которая творческими усилиями способна трансформировать окружающую среду, втягивая ее в ноосферу.

Теорема о пределе обобщения человечества.

Человечество всегда есть предельно обобщенная общность. Границы человечества проходят по границам его мысли и устремления, а не по границам его обитания. Мыслительная установка «ноосферы» является адекватной и перспективной.

В этом смысле понятие ноосферы должно быть расширено. Прежде всего, это не глобальное, а космическое образование (покидающее пределы глобальности (глобуса)). Во-вторых, ноосфера выходит за пределы всякой физической, химической, биологической, психической и социальной (социологической) реальности. Реальность человечества (ноосфера) есть постоянно уточняемая и пересматриваемая многомерная реальность бытия суверенных существ, способных к самоосознанию и преобразованию не только окружающей среды, но и самих себя. В пределе «ноосфера» Вернадского есть «Великое Кольцо» Ефремова.

 

Концепт «международного мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами».

 

В основе концепта ООН лежит представление о том, что основным агентом человечества является национальное государство. На основе сотрудничества государств предполагалось создать глобальную безопасность на планете. Однако ООН не только не может управлять государствами, но даже конкурировать с действиями отдельных государств в мире.

Устав ООН построен на явном противоречии — статья 2 главы 1 говорит «организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов», а статья 24 главы 5 говорит «ее Члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира». Это и есть основа противоречий международной политики в мире. В ООН основное влияние принадлежит сильным государствам, отстаивающим свои интересы, а не интересы всего человечества.

За все время существования ООН были урегулированы конфликты, лишь когда они были внутри слабого государства или между слабыми государствами и как-то затрагивали интересы сильных государств. Во всех остальных случаях ООН была абсолютно неспособна преодолевать конфликты и вырабатывать принципиальную позицию по ним.

Кроме ООН осуществляют общемировые действия другие международные организации — НАТО, ВТО, Мировой Банк, Большая восьмерка. Действия этих организаций очень часто противоречат действиям ООН или прямо их отрицают.

Таким образом, ООН пытается искать компромиссы между интересами государств, а не создавать принципиальные позиции консенсуса. При этом мышление ООН не является планетарным. Проблема ООН — отсутствие аутсайта, взгляда человечества на себя извне. Пока не существует внешней позиции для человечества, никакой индивид или группа людей не может быть институализирован для представления такого единства.

Из этого видятся два выхода — изменение ООН (постепенное перерастание ООН в общечеловеческое правительство) или создание такого органа на новых основаниях отдельно от ООН и постепенно вытеснение им ООН из сфер его полномочий.

В первом случае членами ООН должны стать все крупные транснациональные корпорации, а также отдельные интеллектуалы, которые в своем творчестве предъявили те или иные концепции общечеловеческого уровня. Во втором случае нужен иной способ сетевой организации Единого Человечества со своими силовыми структурами.

 

Теорема об агенте человечества.

 

Агентом человечества не является ни нация, ни государство, ни корпорация, ни любое их объединение (например, международное сообщество). Человечество также не является совокупностью людей человеческого рода.

Агент человечества не возникает в области права, поскольку агент не является правовым представителем человечества.

Агент человеческого единства это позиция любого человека и любой группы людей, которая удерживает рефлексивное осознание человеческого единства и осуществляет действия, опирающиеся на такое осознание. Агент человечества является не правовой, а философски-концептуальной (пророческой — самое близкое по понятию слово) позицией. Агент человечества — интеллектуал, а не экономист или юрист. В этом смысле позиция агента человечества — не юридическая, а концептуальная.

 

Концепция «прав человека».

 

Базовый документ ООН «Декларация прав человека» постулирует право как область производства человеческого единства, единственным субъектом которого в мире признается государство. Человек объявляется главной целью человечества.

Так понятому человечеству по факту предоставляются преобладающие права на использование ресурсов планеты Земля и в целом Солнечной системы, где кроме человечества на Земле более не обнаружена разумная жизнь1.

 

Теорема о неантропоцентричном человечестве.

 

Кроме «прав человека» необходимо признать: право общества на развитие и перспективу, право природы и живого мира на сохранение и расширенное возобновление, право прошлых поколений на память и сохранение их наследства, право будущих поколений на жизнь в условиях не худших, нежели те, в которых живет нынешнее поколение, а также право потенциальных разумных на место в Солнечной системе и даже на Земле.

 

Концепции научного понимания человечества.

 

Экономическая интерпретация человечества. Индийский экономист Амартия Сен, внесший значительный вклад в разработку концептуальной структуры ежегодных отчётов ООН о развитии человечества и индекса развития человеческого потенциала, сформулировал этот концепт на основе учения Махатмы Ганди. Однако используемый ООН «индекс развития человеческого потенциала» является, во-первых, эконометрическим, а, во-вторых, оценивающим различные государства. С этой точки зрения, индексы продолжительности жизни, уровня грамотности, продолжительности образования и ВВП на душу населения, хоть и показывают некие данные о фрагментированном человечестве, ничего не позволяют говорить о концептуальном человеческом единстве.

Историческая интерпретация человечества. История изучает любые человеческие общности, кроме самого человечества, которое никогда в истории единым не было. Максимально близко к изучению человечества подходит цивилизационная антропология, которая рассматривает историю в прикладном аспекте, сама при этом являясь чисто конструктивной теоретической дисциплиной.

Социологическая интерпретация человечества. Социология рассматривает разнообразие социального бытия человека, исследует различие человечества по способам его социальной организации в настоящем времени. Единство в социологии это абстрактное множество разнообразных социальных проявлений человечества. По своему исследовательскому подходу — исследование общества как разнообразных обществ — социология пока принципиально не способна к пониманию человечества.

Антропологическая интерпретация человечества. Существующая культурная антропология рассматривает человечество с точки зрения культурных норм, имеющих так или иначе этнически-национальную природу.

Теорема о дисциплине понимания человечества.

Человечество не является ни объектом, ни предметом исследования никакой традиционной науки. На понимание и исследование человечества претендует философия, цивилизационная антропология2 и конструктивная футурология.

Общечеловеческие теории могут иметь только неэконометрический, несоциологический и неисторический характер. Общечеловеческая теория, прежде всего, футурологична (конструктивно-футурологична, то есть оперирующая разнообразными моделями).

Цивилизационная антропология утверждает, что человечество это не культурные нормы, которые весьма разнообразны у каждой нации-культуры и необычайно динамичны даже внутри одной нации, а системы мотиваций, которые проявляются на уровне цивилизации. Не культура, а цивилизация является способом научного обобщения человечества.

 

Концепт «покорения космоса».

 

Хотя немецкий ученый Герман Оберт 1920-е годы, американский ученый Роберт Годдард в 1920-е годы разрабатывали технологические подходы к космическим полетам, именно К.Э.Циолковский сформировал концепцию освоения космоса как цивилизационную идею. Началом философии космизма можно считать работу К.Э.Циолковского 1883 года «Свободное пространство».

Хотя первоначальное освоение космоса (50-60-е годы ХХ века) было неразрывно связано с военными целями (укрепление обороноспособности СССР), уже в 70-е годы ХХ века в Политбюро ЦК КПСС (руководящего органа СССР) возникает понимание цивилизационного характера космических полетов. «Колонизация космоса» выступает как коллективная цель человечества и самостоятельный тренд будущего.

Первая орбитальная станция запущена СССР в 1971 году (Салют-1), затем СССР старался иметь орбитальную станцию в космосе постоянно. В связи с распадом СССР в 1991 году колонизация космоса замедляется и возрождается уже в виде Международной Космической Станции (МКС, начало создания в 1998 году с российкого функционально-грузового блока «Заря»).

Идею колонизации космоса перехватывают США, включающиеся в цивилизационную конкуренцию и добивающиеся здесь огромных успехов (1969 год — полет на Луну и в 1975 году окончание полетов на Луну), повторение идеи СССР орбитальных станций. Именно отсутствие ясных цивилизационных целей у США привело к окончанию лунной программы. Компьютеризация и продажа продуктов телекоммуникационных технологий человечеству оказалась намного выгоднее для США и Запада в целом.

Проект «Столетний космический корабль» является попыткой возобновления цивилизационной космической перспективы в США. С 2010 года проект разрабатывает Исследовательский центр имени Эймса — одна из основных научных лабораторий НАСА. Проект предполагает подготовку в течение ста ближайших лет пилотируемой экспедиции к другим звездным системам, прежде всего, к Марсу.

 

Теорема о космизации человечества.

 

Человечеству нужно отпочковаться. Например, колонизировать Марс. Это тот вызов, который человечество должно положить себе. Изнутри планетарных проблем, из нехватки ресурсов планеты — человечество не возникнет.

Лишь отпочкование (например, появление колонии на Марсе) впервые формирует общечеловеческую позицию, поскольку в процессе подготовки такой колонизации необходимо будет решить проблемы интеграции человечества для колонизации: 1) представители каких цивилизаций-культур должны войти в состав колонии; 2) какой язык будет использовать колония; 3) какой социальный строй должен быть у колонии; 4) какими цивилизациями-культурами будет поддерживаться колония в дальнейшем; 5) каковы условия автономизации колонии.

Лишь отпочкование человечества порождает позицию вне человечества, которая, с одной стороны вынуждена цивилизационно самоопределяться, а, с другой стороны, самоопределять взаимодействующее с ней оставшееся человечество.

 

Концепт «органического роста» Римского клуба.

 

Примерами неудачных выводов из научного исследования относительно человечества являются идеи Римского клуба. Сегодня с дистанции времени можно оценить Римский клуб как очень непродуманное учение или квазиучение.

Римскому клубу удалось более-менее адекватно сформулировать проблемы человечества. Однако мыслительные установки, им сформулированные, являются ошибочными.

Если отвлечься от множества деталей, логика учения Римского клуба такова: между нациями растет культурный, экономический и технологический разрыв, население планеты растет, ресурсы планеты ограничены. Чтобы добиться решения этих проблем необходимо усиления диалога между народами (формальная установка на коммуникацию) и общее понимание проблем (общий враг) — исчерпание ресурсов и загрязнение окружающей среды. При этом формируется ложная формальная мыслительная установка — экологический подход как ограничение производственной деятельности и ложная мотивация — самоограничение человечества.

Ошибка Римского клуба — не в какой-то из этих идей, а в способе предъявления мыслительной установки — самоограничения человечества. Вопрос о принципиальных общечеловеческих инновациях (цивилизационных, культурных, социальных, экономических и политических) в рамках Римского клуба так и не был поставлен.

 

Теорема об инновациях человечества.

 

Никакая критика, порождающая эсхатологические представления о будущем человечества, не является продуктивной, если она не содержит инновации цивилизационного уровня, направленные на постижение и формирование общечеловеческой перспективы.

Вывод о самоограничении человечества всегда является котрпродуктивным. Страшилки о будущем нужны правительствам, но не человечеству. Человечество это то, что способно преодолевать препятствия позитивно, а не то, что способно ограничиваться.

На сегодняшний день некоторые инновации (колонизация космоса) являются более масштабно осуществляемыми, нежели другие (построение миров в виртуальной реальности, псионика как практическая область исследований и реализаций, технологии микромира (нанотехнология и квантовая технология)). Однако не очевидно, что космос (макромир) является для обощений человечества более привлекательной перспективой, нежели иные миры (микромир, виртмир).

 

Концепт «общечеловеческих ценностей».

 

Представление об общечеловеческих ценностях складывалось на протяжении ХХ века. Одним из первых представление об универсальных ценностях предложил Махатма Ганди. Он утверждал, что ненасилие является ценностью всех людей, иначе говоря, все люди не просто имеют представление об этом, но и считают это представление ценностью.

Существует психологическая интерпретация «общечеловеческих ценностей». Шалом Шварц, еврейский социальный психолог, занимавшийся кросс-культурными исследованиями, автор Теории базовых человеческих ценностей, выделяет 10 основных общечеловеческих ценностей: власть (авторитет, лидерство), достижения (успех, амбиции), гедонизм (удовольствия, наслаждение жизнью), стимуляция (активная жизнь, риск), самонаправление (свобода, творчество), универсализм (мудрость, справедливость, равенство), доброжелательность (честность, ответственность), традиция (утверждение, уважение), конформность (самодисциплина, послушание), безопасность (здоровье, стабильность). Заметим, что ценность перспективы вообще отсутствует, а такая ценность как «гедонизм» являются спорно универсальной.

Однако, с точки зрения философии, общечеловеческие ценности это ценности мышления, проявляющиеся как особые принципы мыслительных установок, напрямую относящихся к способам мыслимости, способам понимания и устремлениям человечества.

 

Общая теорема об особенности предельного понимания человечества.

 

Предельное понимание человечества обеспечивается не его ценностями, а его мыслительными установками. Ценности не преобразовываются прямо в мыслительные установки. При этом мыслительные установки могут трансформировать и варьировать ценности.

Мыслительные установки человечества не могут быть сведены к мыслительным установкам каких-либо социальных групп, и прежде всего государств. Предельное понимание человечества всегда должно быть противопоставлено любым группам обобщения человечества — верующим какой-либо религии (адептам какого-либо концепта), цивилизации, нации (культуре), государству, корпорации и т.п.

Мыслительные установки человечества являются для человеческой философии предельными до тех пор, пока не обнаружены иные (нечеловеческие) разумные. Лишь познание иного нечеловеческого разума сможет подтвердить или опровергнуть универсальность теорем человечества.

 

Теоремы мыслительных установок человечества.

 

1. Мыслительные установки человечества не должны быть нигилистическими, они должны быть позитивными, порождающими новые представления и инновации.

Римский клуб и навязанная им мыслительная установка самоограничения для человечества является негативной мыслительной установкой. Нельзя развиваться, видя пределы роста, нельзя даже думать о развития, полагая экологические пределы всякого развития. Нигилистические представления всегда свидетельствуют о плохом мышлении, даже если их автор авторитет в какой-либо области.

Общечеловеческая инновация связана не с экологией, а с преодолением экологии, то есть с так измененным мышлением, которые выходит в том числе и за экологические ограничения. Если в вопросах человечества мы мыслим экологически, это значит, мы не вышли за рамки видения лишь традиционных ресурсов.

Мыслительные установки человечества должны быть направлены не на ограничение в рамках существующего понимания мира, а на расширение самого понимания мира и признания возможности иного (в том числе иных миров).

 

2. Любые положительные и созидающие установки общечеловеческого мышления могут и должны иметь фундаментальный характер, чтобы быть способными разрушать фундаментальные когнитивные барьеры, возникающие во всяких широко распространенных концепциях (буддизме, христианстве, исламе, марксизме, постмодернизме). Что касается нынешних глобальных мыслительных установок, то они существуют в виде глобальной философии постмодернизма.

«Когнитивный диссонанс множества знаний в постмодернизме устраняется по следующей когнитивной схеме: 1) устанавливаются размытые аструктурные основания; 2) закрывается доступ для возможного изменения этих размытых аструктурных оснований; 3) устанавливается множество равнодопустимых истин, базирующихся на неясных основаниях — множественная норма, уже не порождающая когнитивный диссонанс. Так возникает фундаментальный когнитивный барьер, который, однако, лишь переносит когнитивный диссонанс на уровень оснований…»3

«Когда в постмодернизме устанавливается множественность истины, когда Левинас тотальности онтологии противопоставляет бесконечность метафизики, а Делез и Гваттари структурности бытия противопоставляют его аструктурность, причинности — сингулярность, доступ к фундаментализации закрывается. Тем самым постмодернизм создает фундаментальный когнитивный барьер.

Установка фундаментального когнитивного барьера не является необходимой или неизбежной для философии. Это чисто идеологическое действие, первый раз проделанное христианской теологией (нерушимость догматов веры), второй раз — в марксизме (историческая феноменология неопровержима), третий раз — в постмодернизме…»4

Фундаментальный характер общечеловеческого мышления прямо и непосредственно преодолевает постмодернистское мышление.

Истина сложная, но одна. Истина есть выражение не только сложно нормированной реальности, но и сложного соотношения реальностей.

Истин должно быть мало, а смыслов много. Множество истин есть продукт ленивого ума. Множество смыслов есть установка для всякого интеллектуала и пожелание для всякого действующего индивида — увеличивай осмысленность.

Смысл проблемен, но всегда существует и должен быть найден или в случае его отсутствия — порожден. Производство смыслов есть самое благородное занятие. Убийцы смыслов во все времена являются паразитами и мироедами.

 

3. Новые установки философского мышления не должны вступать в явное противоречие со старыми, они должны быть на новом уровне общности и сложности.

Среди прочего это означает, что какими бы ни были позитивные мыслительные установки человечества, теории их предлагающие, не могут быть популярными. Если теория о перспективах человечества стала популярной, это значит, что она не достаточно сложна для того, чтобы показывать действительную перспективу человечества.

Сложность постижения мира является достаточной лишь тогда, когда среди всех известных свойств миру принадлежит лишь малая их часть, а парадоксов и кризисов в понимании мира не существует.

 

4. Среди мыслительных установок человечества должны быть такие, которые направлены на пределы (границы понимания, горизонты развития, фронтир), создающие перспективу человечества.

Если таких установок нет, то это свидетельствует о серьезном кризисе мышления как такового и цивилизации вообще.

Экзистенции недостаточно. Кроме экзистенции, нужна также транзистенция. Экзистенция доминирует в очевидности. Во всяком обобщении важна перспектива, где транзистенция преодолевает экзистенцию. Для общей позиции человечества — транзистенция сильнее экзистенции.

Перспектива человечества входит в самоосознание самого человечества и с точки зрения Теоремы о концептуальном единстве человечества интенсифицирует процесс его единения.

Можно сказать, что сегодня человечество утратило свои перспективы. Человечество в целом перестало видеть горизонты развития, и его общая пассионарность снизилась. Именно это является основной причиной глобального кризиса.

Выхождение из порочного круга доминирующих примитивных потребительских мотиваций (из ловушки экологической экзистенции) и возобновление видения перспективы является основной задачей человечества сегодня.

Поэтому главный вопрос человечества сегодня — «что мы как человечество в целом будем делать дальше по большому счету?» Без ответа на этот вопрос выход из нынешнего глобального кризиса невозможен.

1 Более подробная критика концепта «прав человека» — http://www.dialogs.org.ua/ru/cross/page30076.html

2 См. работу «Основы цивилизационной антропологии» в Интернет-книге автора «Теории перспективы» в библиотеке Мошкова — http://lit.lib.ru/d/dacjuk_s_a/

3 Момент философии/Сергей Дацюк. — К.: Ника-Центр, 2013. — 280 с., с. 118.

4 Там же, с. 194.

Последние новости
Генералы США обеспокоены растущим влиянием Китая и России в Африке

Генералы США обеспокоены растущим влиянием Китая и России в Африке

США рассматривают Китай и Россию как серьезную игру своим интересам в Африке.
Кто ответит за Иловайск: Порошенко игнорирует допросы в ГБР и ГПУ

Кто ответит за Иловайск: Порошенко игнорирует допросы в ГБР и…

19 ноября бывшего лидера Украины снова ожидают на допросе в ГПУ
Орбан сделал провокационное заявление об интересах венгров в соседних странах

Орбан сделал провокационное заявление об интересах венгров в соседних странах

Орбан считает, что венгров в соседних странах должны представлять "чисто этнические" венгерские партии.
Ценные свидетели: показания экс-посла США в Украине Мари Йованович. Часть 3

Ценные свидетели: показания экс-посла США в Украине Мари Йованович. Часть…

Третья и финальная часть перевода 300-страничного текста показаний экс-посла США в Украине Мари Йованович на слушаниях в Конгрессе в рамках расследования импичмента против Дональда Трампа.
Скороход рассказала об угрозах Арахамии

Скороход рассказала об угрозах Арахамии

Народный депутат пожаловалась на угрозы со стороны главы фракции "Слуга народа".
Эксперт объяснил, чем грозит Украине Северный поток-2

Эксперт объяснил, чем грозит Украине Северный поток-2

Дания разрешила пустить Северный поток-2 через свой шельф
Популярный напиток категорически запретили пить при простуде

Популярный напиток категорически запретили пить при простуде

Горячий чай с лимоном может быть вреден.
Рада готова отменить госмонополию на производство спирта

Рада готова отменить госмонополию на производство спирта

Решение поддержали 293 депутата.
Выборы мэра Киева: Пальчевский “дышит в затылок” Кличко

Выборы мэра Киева: Пальчевский “дышит в затылок” Кличко

Социальный опрос среди жителей столицы показал, что рейтинг Андрея Пальчевского стремительно растет
Польша намерена расторгнуть Ямальский контракт с «Газпромом»

Польша намерена расторгнуть Ямальский контракт с «Газпромом»

PGNiG намерена расторгнуть с "Газпромом" Ямальский договор 31 декабря 2022 года.
Стало известно, кто может стать новым представителем Кабмина в Раде

Стало известно, кто может стать новым представителем Кабмина в Раде

Шуляк может сменить Верещук на должности представителя.
Эксперт указал на три ошибки во внешней политике Украины

Эксперт указал на три ошибки во внешней политике Украины

Названа причина, почему Украина фигурирует во многих международных скандалах
В «Слуге народа» объяснили, почему прожиточный минимум будет в 2 раза меньше обещанного

В «Слуге народа» объяснили, почему прожиточный минимум будет в 2…

В 2020 году прожиточный минимум будет на уровне 2 тысяч гривен вместо обещанных 4 тысяч гривен.
Назван самый полезный сухофрукт для гипертоников

Назван самый полезный сухофрукт для гипертоников

При гипертонии очень полезно съесть несколько засушенных плодов фиников в день.
У Путина резко отреагировали на расследование JIT по катастрофе МН17

У Путина резко отреагировали на расследование JIT по катастрофе МН17

Кремль обвинил следственную группу JIT в “фальши”
Газ для населения в ноябре подорожает: карта цен по регионам

Газ для населения в ноябре подорожает: карта цен по регионам

Газ для населения в ноябре в среднем подорожает на 13%.
Названа причина падения древней могущественной империи

Названа причина падения древней могущественной империи

Причиной падения Ассирийской империи могла стать длительная засуха.
Украина не выполняет «домашнее задание» НАТО, — Куса

Украина не выполняет «домашнее задание» НАТО, — Куса

Украина игнорирует большую часть рекомендаций НАТО
Коболев дал отпор Путину по газу

Коболев дал отпор Путину по газу

Большинство тезисов из заявления президента России - не правда
«Слуга народа» разработает этический кодекс депутата

«Слуга народа» разработает этический кодекс депутата

Нарушение кодекса станет поводом для лишения мандата народного депутата.
Суд отказался арестовывать экс-заместителя главы Нацбанка

Суд отказался арестовывать экс-заместителя главы Нацбанка

САП настаивала на залоге в 30 млн гривен
Рябошапка поставил точку в деле Гонгадзе

Рябошапка поставил точку в деле Гонгадзе

По мнению генерального прокурора, общество будет невероятно возмущено остановкой следствия и невозможностью найти виновных
НАТО отдаст стратегическую авиаразведку искусственному интеллекту

НАТО отдаст стратегическую авиаразведку искусственному интеллекту

Самолеты AWACS поддерживали операции НАТО с начала 1980-х, но нужен прогресс.
Польша угрожает Германии судом в случае защиты «Северного потока-2»

Польша угрожает Германии судом в случае защиты «Северного потока-2»

Компания PGNiG готова подать на Германию в суд из-за "Северного потока-2".
США потребовали от Путина разогнать главарей «ЛДНР»

США потребовали от Путина разогнать главарей «ЛДНР»

США при ОБСЕ потребовало распустить «ЛДНР»
Шпионы РФ могли перехватить разговор Трампа об Украине — CNN

Шпионы РФ могли перехватить разговор Трампа об Украине — CNN

Разговор Сондленда и Трампа прослушивали разведки многих стран.
Назван способ предотвратить опасные болезни

Назван способ предотвратить опасные болезни

Бактерии в составе кишечной микрофлоры способны улучшать здоровье.
Трамп признался во взяточничестве — Пелоси

Трамп признался во взяточничестве — Пелоси

Взятка заключается в предоставлении или отказе в военной помощи Украине взамен на расследование против Байдена.
Депутаты увеличат в 10 раз штрафы для бизнеса: основные изменения

Депутаты увеличат в 10 раз штрафы для бизнеса: основные изменения

Штрафы возрастут, но частота проверок уменьшится
В «Слуге народа» назвали причини исключения нардепов

В «Слуге народа» назвали причини исключения нардепов

Официальной причиной исключения Скороход и Полякова из фракции назвали неголосование ряда законопроектов.
Читай также
Последние новости

Генералы США обеспокоены растущим влиянием Китая и России…

Кто ответит за Иловайск: Порошенко игнорирует допросы в…

Орбан сделал провокационное заявление об интересах венгров в…

Ценные свидетели: показания экс-посла США в Украине Мари…

Скороход рассказала об угрозах Арахамии

Эксперт объяснил, чем грозит Украине Северный поток-2

Популярный напиток категорически запретили пить при простуде

Рада готова отменить госмонополию на производство спирта

Выборы мэра Киева: Пальчевский “дышит в затылок” Кличко

Польша намерена расторгнуть Ямальский контракт с «Газпромом»

Стало известно, кто может стать новым представителем Кабмина…

Эксперт указал на три ошибки во внешней политике…

В «Слуге народа» объяснили, почему прожиточный минимум будет…

Назван самый полезный сухофрукт для гипертоников

У Путина резко отреагировали на расследование JIT по…