О том, что принятый Верховной Радой 25 апреля закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» является «миной замедленного действия», заложенной старой клептократической властью под нового Президента, уже достаточно обосновали в своих статьях и комментариях С. Удовик, О. Михайлова, В. Сердюк, И. Куса и Ю. Романенко.
Попытаемся только с более глубоких, чем политическая аналитика, позиций социокультурной генетики обосновать, почему закон № 5670-д значительно усиливает региональный раскол в украинском обществе, фактически загоняет неукраиноязычных граждан в культурное гетто и стимулирует негативное отношение у русскоговорящей части населения к украинской культуре в целом.
Два вида человеческой наследственности
С точки зрения природы целью процесса индивидуального существования человека, как и любого биологического организма, является воспроизводство своего вида. Но воспроизводится не только материальное тело людей, но и социально-культурные свойства и качества, которые позволяют им стать членами общества того или иного исторического времени.
И если первый процесс происходит посредством биологических генов, то второй – их аналогов в человеческом социуме. Известный швейцарский психиатр и психолог Карл Юнг назвал данные феномены «архетипами». Он определил их как универсальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.
Но несмотря на активное использование понятия «архетип» в общественных науках, журналистской публицистике и бытовой речи, оно не получило своего дальнейшего развития, так как не имело системного характера. Карл Юнг и его последователи не смогли вывести его за рамки семантики аналитической психологии. Этого недостатка лишена терминология генетики. Её категориально-понятийный аппарат системен и пластичен и по форме, и по содержанию.
Общим для процессов воспроизводства биологического тела человека, психической и социокультурной составляющих его личности являются запрограммированность развития, наследуемость свойств, поэтапность формирования качеств, однотипность биогенных и внешних социокультурных процессов расшифровки и опредмечивания информационных кодов развёртывания функциональных частей и структурных элементов индивидуального организма.
Феномены социокультурной генетики
Однородность информационных механизмов биологической и надприродной наследственности позволило автору статьи выявить закономерности и сформулировать основные понятия социально-культурной генетики развития человечества. Первоначально это было сделано в кандидатской диссертации на тему «Основные понятия явления социально-культурной наследственности человечества», защищённой в 1991 году на философском факультете Киевского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. В 2003 году – в докторской диссертации на тему «Социальные и культурные детерминанты формирования личности», защищённой в Институте философии НАН Украины.
Рассматривая феномен культуры, как надприродную память человечества, автор выделил основные социально-психические этапы формирования человека как личности. И здесь нет ничего удивительного и философски заумного.
После рождения любой человек учится прямохождению, усваивает и произносит первые слова, учится говорить связной речью, кушать с помощью ложки, вилки и тарелки, рисовать, думать «внутренней речью», читать, писать, считать, изучает в школе химию, физику, биологию, литературу и историю, учится писать контрольные работы и сочинения по различным школьным предметам, сдаёт экзамены. Без освоения всех названных свойств в процессе индивидуального развития в детстве и юности человек не сможет стать полноценным членом общества.
Причём все культурогенетические свойства и качества человека имеют индивидуальную эволюционную архитектуру. Так, к примеру, без «освоения» прямохождения ребёнок не сможет есть ложкой и вилкой, рисовать, держать ручку, и вообще вести человеческий образ жизни. Без усвоения первых слов-образов дети не могут научиться полноценно говорить, без освоения устной речи – научиться читать, считать и писать. И так далее. Наглядно это демонстрируют примеры с «детьми-маугли», которые были потеряны в лесу в малом возрасте и прожили со зверями длительное время.
Понятия социокультурного генотипа и фенотипа
В ПФУ ответили, какие документы нужны пенсионеру для прохождения видеоидентификации
Укрпошта объявила о зимних выплатах: кто получит 1000 гривен
Нацбанк изменил правила обмена валюты: какие доллары не принимают в кассах
Залужный сказал, когда Россия ударит с новой силой
Но социокультурные свойства и качества человечества не только формализируют этапы культурно-психического генезиса отдельных людей, но и характеризуют уровни семантического (смыслового) и семиотического (знаково-символического) развития сознания человека. Поэтому можно утверждать, что все эти последовательно формируемые в процессе индивидуального эпигенеза надприродные свойства составляют социокультурный генотип человечества.
Вместе с тем, разные социальные группы людей имеют расовые, гендерные, этнические, национальные, региональные, профессиональные, производственные и другие особенности своего развития. Они, согласно теоретическим подходам автора, образуют социокультурный фенотип человека.
Другими словами, каждый представитель Homo Sapiens имеет общий со всеми другими людьми «видовой набор» социокультурных свойств и качеств — социокультурный генотип, и особенный, отличающий его от других групп людей социокультурный фенотип. И первый, и второй, состоят из одних и тех же социокультурных генов, и являются единым целым.
Это обеспечивается благодаря построению социокультурных генов в форме аллелей, которые подобны их биологическим прототипам. Аллели (от греч. ἀλλήλων — друг друга, взаимно), с точки зрения классической генетики, — различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом и определяющие альтернативные варианты развития одного и того же признака.
Механизмы социокультурного наследования
В механизмах социокультурной наследственности человечества функции хромосом выполняют алгоритмы мышления и нормы поведения. Они в отличие от биологической формы материи расположены не внутри организма людей в виде одного из «низовых» уровней их «конструкции», а во внешней среде – в социальных феноменах и культурных артефактах (по Юнгу — архетипах). Чтобы последние преобразовались (интериоризировались) в индивидуальные свойства и качества ребёнка, он должен сотни тысяч раз их опредметить и распредметить в процессе обучения и воспитания (то есть овладеть различными видами социальной деятельности) и в целом усвоить универсальные элементы жизненного опыта старших поколений людей. В психике и сознании людей социокультурный генотип функционирует в виде различного уровня сложности и глубины форм поведенческой и мыслительной рефлексии.
Причём спираль социокультурного генотипа разных исторических и культурных социумов людей имеет различную цивилизационную длину. Так у первобытных племён и народов (не только древности, но и живущих ныне в изоляции от окружающего мира в джунглях и на удалённых островах), которые не имеют своей письменности, литературы, науки и т.д., она значительно короче, чем в обществах современного типа.
Иначе говоря, каждый ребёнок в своём индивидуальном развитии после рождения (эпигенезе), чтобы стать полноценным членом своего общества, вынужден проходить те же этапы социально-культурного и психологического развития, которые человечество проходило в течение тысячелетий своей культурной эволюции.
Неподатливость социокультурного фенотипа к трансформациям
Архитектура социокультурного фенотипа строится по тем же лекалам, что и социокультурного генотипа человечества. Возникновение каждого нового свойства и качества происходит на базе уже сформированных ранее. Следовательно, подобно тому как не могут быть удалены из процесса биологического генезиса особи последовательно возникающие органы тела, выполняющие различные жизненные функции, также не могут быть изменены сформированные в детстве фенотипические особенности внутренних структур психики человека. Они могут быть только функционально подкорректированы.
Поэтому все попытки украинских патриотов форсировать процесс прироста национальной составляющей менталитета зрелых поколений жителей Крыма, Донецкой и Луганской областей путём культурнической и языковой «переделки» (перековки, перестройки) их психологии обречены в ближайшем будущем на провал. Причина в том, что низшие звенья фенотипической спирали социокультурных генов большей части населения Восточного и Южного регионов Украины, заложенные в детстве, были сформированы маргинальной цивилизационной средой переселенцев-пролетариев (Донецкая и Луганская области), или великодержавными стереотипами переселенцев-почётных пенсионеров из компартхозноменклатуры и советской военно-кэгэбэшной элиты (Крым). Значительно отличается от исповедуемых «стандартов» наших национал-патриотов и социокультурный фенотип русскоязычного населения центральных и юго-восточных областей Украины.
Форсированная культурная украинизация не способна существенно изменить социокультурный фенотип русскоговорящих (и иных языковых групп) граждан нашей страны. Насколько это трудно, а правильнее утверждать невозможно, сделать на нынешнем уровне гуманитарно-технологического развития человеческой цивилизации, свидетельствует аналогия с экспериментами по нанотехнологическому изменению биологических генов человека. Как известно, сегодняшние научно-медицинские эксперименты в этой области преследуют цель лечения людей от генетически запрограммированных болезней, и находятся на начальной стадии. Пока они массово проводятся только с различными видами животных. И лишь недавно начаты с людьми для профилактики заболеваний раком.
Социокультурная же наследственность – феномен значительно более сложный, чем биологическая наследственность. Ведь первая является более высоким уровнем эволюции людей как одного из видов живых организмов на планете Земля.
Насколько сложно изменить (скорректировать, трансформировать) социокультурный фенотип индивидуального человека свидетельствует хотя бы практика тюремного перевоспитания преступников, которые совершили тяжкие уголовные преступления. Как свидетельствует социология данной проблемы – даже в развитых западных демократиях после отсидки возвращаются к своему «ремеслу» порядка 65-70% этой категории людей.
Поэтому форсирование культурной украинизации необходимо рассматривать как откровенно нецивилизованное насилие над «второй природой» людей, которые не являются носителями исторических ценностей, взглядов и традиций титульной нации в нашей стране.
Принятие «языкового закона» подрывает украинскую государственность
Изменение социокультурного фенотипа неукраиноязычных граждан должно осуществляться эволюционно, деликатно, пошагово, от одного поколения к другому, в течение нескольких десятилетий. Все стоны наших отечественных национал-патриотов о том, что в условиях оккупации Россией Крыма и военной агрессии Кремля на востоке Украины это чревато уже в ближайшее время торжеством «русского мира» на подконтрольных Киеву территориях юго-востока страны абсурдны.
Ничего, кроме откровенного психологического отторжения и противодействия даже среди пассивной части населения этих регионов проводимая в последние три года форсированная ценностная, языковая, культурно-информационная и образовательная украинизация не вызывает. Можно утверждать, что она «работает» на раскол Украины, то есть на интересы Кремля, на подогревание пророссийских настроений не только в юго-восточных областях, но и в центре страны, провенгерских и прорумынских – соответственно в Закарпатской и Черновецкой областях.
Хочется спросить у отечественных национал-патриотов и национал-демократов: вы за сохранение целостности страны? Куда вы собираетесь девать сепаратистски настроенных граждан Украины с подконтрольных Киеву территорий Донецкой и Луганской областей, большинство жителей которых проголосовали в первом туре за промосковски ориентированных Юрия Бойко и Александра Вилкула? Вы что, собираетесь их поместить в какое-то гетто? Или хирургическим способом заменить им мозги? А что вы намерены делать после деоккупации с жителями неподконтрольных Украине восточных территорий и Крыма, мозги которых уже длительное время промываются российской пропагандой?
Позволю себе утверждать, что после принятия нашим парламентом 25 апреля закона 5670-д вероятность возврата в лоно Украины не только Крыма, но и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей приближается к нулю (по крайней мере, до предрекаемого многими аналитиками распада Российской Федерации).
Так же как раздувание языкового вопроса весной 2014 года (с подачи «Свободы» и её главного глашатая Фарион) стало весомым фактором в поддержке большинством населения полуострова прихода «русского мира» в Крым, принятие «мовного закона» окончательно закрепит выбор жителей ДНР и ЛНР не в пользу Украины. А решение президента Путина об упрощение процедуры получения российских паспортов не только жителями оккупированных территорий, но и всей Украины, зацементирует эту ситуацию. Значительно усилятся сепаратистские настроения среди населения подконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей (в большинстве своём проголосовавших на президентских выборах за Юрия Бойко), русскоязычных граждан Херсонской, Николаевской, Запорожской, Днепропетровской и Одесской областей, румыно-и венгроговорящих жителей Черновецкой и Закарпатской областей.
Для сшивания страны требуется более мудрая культурная политика
Для меня как учёного и русскоязычного патриота Украины очевидно, что в нынешней ситуации выход из сложившегося социокультурного тупика возможен только на пути терпеливой и мудрой национальной культурной политики государства. Украинский язык должен быть единственным государственным. Но областные рады должны иметь законодательное право вводить на территории своих громад обязательное обучение детей, языки национальных меньшинств в качестве второго иностранного, в объёмах, согласованных с Министерством образования и культуры.
Сферы торговли и обслуживания должны быть выведены из-под насильственной украинизации. В них она должна проходить естественно-эволюционным путём. Отечественные СМИ должны быть украинизированы только по деликатным и выверенным временным квотам, не больше чем на 60%. И не посредством введения формальных требований, а путём экономических стимулов, прежде всего льготами по налогообложению. Информационные и рекламные интернет-сайты и странички в социальных сетях должны существовать в свободном лингвистическом пространстве. Законопроект «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» должен был приниматься только после параллельного внесения в Верховную Раду и рассмотрения в профильном комитете закона «О защите языков национальных меньшинств».
Социальная база «Партии русскоязычных патриотов Украины»
После Революции Достоинства и при отражении российской военной агрессии в Донецкой и Луганской областях, в которых участвовали представители всех национальностей Украины, русскоязычные патриоты нашей страны даже не попытались политически соорганизоваться, чтобы защитить свои интересы. Они посчитали, что трагические события 2014-2016 годов помогли преодолеть существовавшие с 1991 года культурно-этнические противоречия, навсегда консолидировали украинское общество и тем самым обеспечили его поступательное демократическое развитие.
Однако Порошенко и Ко, чтобы отвлечь внимание народа от своих коррупционных оборудок и грабительских действий решили разыграть националистическую карту. Но если принятие 30 июня 2017 года законов «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно языка аудиовизуальных (электронных) средств массовой информации», закона «Об образовании» 5 сентябре 2017 года и получение Томоса, заложившего основу единой Украинской автокефальной церкви, имело определённый смысл с точки зрения укрепления нашей государственности, то закона №5670-д — нет. Наоборот, принятый 25 апреля парламентом документ, разрывает нашу страну.
Так как партии «Оппозиционный блок – За жизнь», «Оппозиционный блок – Партия мира и развития», «Возрождение», «Наш край» и некоторые другие придерживаются коллаборационистской позиции по отношению к Кремлю, для русскоязычных патриотов Украины назрела необходимость создания своей политической организации.
К русскоязычным патриотам Украины автор относит ту часть населения, которая в семье, быту и общении с окружающими говорит на русском языке, является противником идеологии «Русского мира», считает захват Крыма Россией в 2014 году незаконной аннексией, военные действия в Донецкой и Луганской областях агрессией Кремля, поддерживает курс в ЕС и НАТО, сотрудничество с МВФ, в целом положительно воспринимает получение Томоса и создание Православной церкви Украины, положительно относится к проведённой декоммунизации, нейтрально – к таким историческим личностям и организациям как Иван Мазепа, Симон Петлюра, Степан Бандера, Евген Коновалец, Андрей Мельник, ОУН, УПА, предпочитает читать книги и потреблять информацию из СМИ и Инета на русском языке, с пониманием принимает законодательное закрепление статуса украинского языка как единственного государственного, но выступает за мультикультурное развитие страны, готовы для защиты независимости Украины с оружием в руках.
Другую часть русскоязычного населения, которая относится к перечисленным в предыдущем предложение пунктам со знаком «минус», питает «пиетет» к России и лично Путину, автор не относит к патриотам Украины, но уважает их взгляды. Они иные, но наши граждане-соотечественники, и никуда мы от них не денемся.
Если исходить из социологических данных последних лет, говорящих, что исключительно на русском языке общается порядка 45% населения Украины (17,5 — 18 млн. человек, если исходить из общей численности населения 39 млн.), то в процентном соотношении доли русскоязычных патриотов и «непатриотов» можно приблизительно определить как 25% на 20% соответственно (10 и 7.5 млн. человек, из которых избирательного возраста — приблизительно 6.67 млн. и 5 млн. человек). Если исходить из результатов второго тура президентских выборов, что из 73,23% проголосовавших за Владимира Зеленского (13.606 млн.) 41% (цифры экзитполов) голосовали против Петра Порошенко, выходит, что русскоязычные патриоты составляют основной костяк его собственной электоральной базы (порядка 25-27% из 32.23% или 4.645-5 млн. человек).
«Слуга народа» и ПРПУ
Идеальным вариантом было бы, если задачу защиты прав русскоязычного населения страны взяла на себя партия Зеленского «Слуга народа». Это позволило бы наполнить реальным содержанием её пока ещё «пустую» программу.
Однако после инаугурации нового Президента его первейшей задачей станет «сшивание» Украины, разделённой его предшественниками не только по политическим, но и по культурно-национальным предпочтениям граждан. И в решение данной проблемы Владимир Зеленский обречён на лавирование между интересами различных групп населения. Поэтому и его партия «Слуга народа», чтобы провести в Верховную Раду большее количество своих депутатов, должна будет ориентироваться на более широкую, чем русскоязычные патриоты Украины, социально-культурную базу. И, соответственно, на более широкие, чем идеологические концепты гражданского патриотизма, ценности.
Партию русских патриотов Украины необходимо начать создавать уже в ближайшее время. Однако она, если даже новый Президент не распустит Верховную Раду в мае-июне, не должна участвовать в парламентских выборах осенью, чтобы не отбирать электорат у партии «Слуга народа». ПРПУ должна развернуть свою деятельность сразу же после формирования нового состава высшего законодательного органа Украины. Это станет адекватным ответом на навязанную старой властью форсированную украинизацию нашего общества.
Партия русских патриотов Украины должна быть социально-либеральной в экономической сфере, антиолигархической в общественно-политической и конкурентно мультикультурной – в духовной.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook