Согласно официальным данным Национального банка Украины,7 из 10 заемщиков являются недобросовестными плательщиками по кредитам. Если до кризиса «недобросовестным» становился клиент, который задолжал банку оплату по своему кредиту более чем на 30 дней, то сегодня, хотя этот срок доходит до трех месяцев, кредитные истории все же испорчены у большинства заемщиков.
Банки сегодня не считают недобросовестным заемщиком клиента, у которого кредит реструктуризирован. Клиент, получивший от финучреждения возможность реструктуризировать свой долг, в категорию ненадежных не попадает, а следовательно, априори может претендовать на новый кредит, чего не скажешь о тех, кто не попал в эту категорию.
Однако клиентам, проштрафившимся перед банком и которые занесены в черные списки неплательщиков, окончательно отчаиваться не стоит, поскольку для получения нового кредита еще не все потеряно. Ввиду имеющегося недостатка в работе украинского финансового рынка, когда несколько действующих в Украине бюро кредитных историй конкурируют между собой и неохотно делятся имеющейся у них информацией, а банки со своей стороны тоже не способствуют прозрачности этого процесса, у клиента есть шанс быть незамеченным в списке злостных неплательщиков, которым пользуется финучреждение.
Если же клиент имел перед банком огрехи трех-пяти летней давности, то он имеет больше шансов получить новый заем. Банки, как правило, проверяют репутацию заемщика лишь за последние полтора-два года, поскольку лишь с приходом кризиса стали уделять рискам невозврата кредита большее внимание и тщательным образом проверять кредитную репутацию заемщика.
Таким образом, кредит получить можно, хотя и придется попотеть, поскольку сейчас банки хотя и имеют ресурсы, расставаться с ними не спешат. Обращаясь в банк, все же следует помнить, что занимаешь чужие деньги, а отдавать придется свои, поэтому надо четко понимать: на сколько кредит будет реальным к обслуживанию и сможет ли клиент по нему расплатиться. Церемониться с недобросовестным заемщиком банки, наученные выживанием в кризисных условиях, уже не будут.
Владимир Беляминов для «Хвилі»