Система есть множество связанных 
друг с другом элементов, образующее 
определённую целостность и единство.


Главная цель – не допустить обрушения финансовой системы еврозоны и, как следствие — разрушения Евросоюза. 
Насколько такие меры адекватны нынешней ситуации, попробуем понять исходя из того, что: 
* евро – это синтетическая валюта, 
* Евросоюз – глобальная социально-экономическая система.

1. Целостность — первичность целого по отношению к частям, наличие «нового» качества, не присущего ни одной из составляющих.

При создании Евросоюза никто не придал значение тому, что дефицит бюджета и экономические показатели Греции не соответствовали установленным для еврозоны нормам. Важно было объединяться и включать в Евросоюз как можно больше стран. В конце концов, ставка делалась на то, что введение единой валюты существенно повысит объемы торговли и инвестиционную привлекательность Европы, а это, в свою очередь, автоматически разрешит внутренние экономические проблемы самой Греции.

Интеграция продолжалась. Интегрировались страны с очень разными экономическими и политическими интересами. Параллельно были созданы органы управления – Европарламент, Еврокомиссия, президент ЕС. Однако их власть ограничивалась полномочиями национальных правительств и парламентов. Евросоюз так и не смог обеспечить единство в финансовой и социальной политике. Это сделало евровалюту крайне уязвимой перед будущими финансовыми вызовами. 

2. Мультипликативность — как позитивные, так и негативные проявления отдельных компонентов в рамках системы подчиняются законам умножения, а не сложения.

Включение в Евросоюз «проблемных» государств (Греция, Испания, Португалия, Италия) запустило механизм финансового саморазрушения. Эти страны брали кредиты для покрытия дефицитов своих бюджетов, потом брали кредиты для погашения предыдущих обязательств по выплатам, потом еще и еще. Нынешний же кризис сделал невозможным продолжение этой нехитрой схемы. Спасение банков от банкротствапутем непосредственного государственного финансирования повлекло резкое увеличение государственного долга стран ЕС. Греция теперь уже не могла брать очередные кредиты. Обрушение многолетней финансовой пирамиды происходит с немалым размахом, с громкими понижениями рейтингов и обесцениванием еврооблигаций. В мае текущего года Греция должна выплатить 9 млрд. евро и 50 млрд. евро за весь 2010 год. А это — почти дефолт. От такого же положения недалеки Португалия и Испания.

Евро начинает резко терять позиции. Прогнозы самые тревожные. Томас Майер, главный экономист Deutsche Bank, высказал опасение, совпавшее с гораздо более ранним предупреждением Биржевого Лидера, что курс евро может стать равным одному доллару. По словам Комиссара Евросоюза по финансовым вопросам Олли Рена, вслед за дефолтом Греции может последовать коллапс всей мировой финансовой системы. Масштабы происходящих событий комиссар сравнил с банкротством банка Lehman Brothers, которое стало крупнейшим в истории США и отчасти спровоцировало мировой экономический кризис.


3. Адаптивность — стремление к состоянию устойчивого равновесия посредством адаптации параметров системы к изменяющимся условиям внешней среды.

Для предотвращения развития худших сценариев Греции под 5% годовых был выделен кредит в 110 млрд. евро (80 млрд. евро предоставил ЕС и еще 30 млрд. — МВФ), который греки будут получать в течение трех лет. Со своей стороны Греция за эти три года должна покрыть дефицит бюджета на 30 млрд. евро, а к 2014 году сократить его до 3 процентов от ВВП.

Однако и этих мер оказалось недостаточно. 
В ночь на 8 мая лидеры Евросоюза приняли решение о создании антикризисного фонда с беспрецедентным размером в 750 млрд. евро. Следует заметить, что эта сумма в 7 раз больше годового бюджета ЕС, и выделенный ранее кредит в 110 млрд. евро сюда не входит. 

Популярные статьи сейчас

Ждем Трампа: Зеленский сказал, когда Украина может закончить войну

Ликвидированы офицеры, генерал РФ и сотни солдат КНДР: последствия удара Storm Shadow по Курской области

Реформа МСЭК: семейные врачи получат новые полномочия по установлению инвалидности

Укрзализныця запустит новые маршруты в Европу: график и цены

Показать еще

В качестве иллюстрации к тому, до какой степени оказалась напугана Европа, можно вспомнить, как «лучшие друзья России» Сильвио Берлускони и Николя Саркози вынуждены были отказаться от празднования в Москве Дня Победы над фашизмом во Второй Мировой войне и все праздничные дни принимали личное участие в решении финансовых вопросов.

Воспользоваться помощью фонда страны еврозоны смогут в случае, если острая необходимость возникнет по независящим от них причинам, таким как ухудшение международного финансового или экономического положения. При этом любая помощь будет сопровождаться жесткими требованиями и условиями к странам, претендующим на средства фонда.

4. Принцип самосохранения — система стремится сохранить целостность структуры.

Создание стабилизационного фонда имеет и весьма важное политическое значение. Формирование единого механизма взаимопомощи странам еврозоны означает, что ЕС отказался от курса, ведущего к обособлению экономик стран-участников Евросоюза. Более того, эта программа должна стать началом этапа формирования взаимной ответственности членов ЕС.
Впрочем, предоставление Греции кредита в 110 млрд. евро является вполне понятным и логичным актом ЕС. Ведь стоимость выхода Греции из еврозоны и списания долгов оценивается примерно этой же суммой.

5. Надёжность — сохранение работоспособности системы при выходе из строя одного из компонентов, удержание значений параметров системы в рамках проектных границ.

Председатель ЕС Херман ван Ромпёй и руководитель Еврокомиссии Жозе Баррозу заявили о том, что создание антикризисного фонда положительным образом скажется на экономике еврозоны и устойчивости евро. «Мы все сделаем для спасения евро», — сказал Баррозу. А потом добавил, что любая попытка ослабить евро обречена на провал. Ромпёй также подтвердил, что основы ЕС и евро по-прежнему «прочны».

Однако многие эксперты придерживаются иного мнения. Председатель совета директоров Roubini Global Economics Monitor Нуриэль Рубини высказал сомнение, что данные меры в долгосрочной перспективе смогут дать ожидаемый эффект. Все будет зависеть от того, смогут ли страны, такие как Греция, Португалия и Испания ускорить планы по сокращению дефицита бюджета.

«Эти меры, возможно, ненадолго успокоят рынки,» — сказал директор европейского департамента МВФ М. Белка, сравнивая действия ЕС с уколом морфина, который может принести только временное облегчение. Реальное же лекарство только предстоит найти.

«Структурные проблемы еврозоны сохраняются,» — заявил руководитель подразделения валютных операций и финансовых продуктов Mitsubishi UFJ Trust & Banking Corp. Тосихико Сакаи. Он отметил, что кризис не удастся преодолеть только за счет вливания ликвидности, и рынки это быстро поняли.

Такая позиция, прежде всего, обусловлена опасениями, что Греция не сможет вернуть долги, а программы по сокращению расходов не принесут реальной пользы. Вероятность того, что греческий долг продолжит свой стремительный рост, очень высока. На фоне этих обстоятельств создается впечатление, что Евросоюз во избежание сокращения еврозоны пытается выиграть время для поиска действительно эффективных мер.

Выиграть время, кстати говоря, пытается и ряд стран Восточной Европы, «стоящих в очереди» для вступления в еврозону. В частности, Польша официально отложила принятие решения по этому вопросу на несколько лет до прояснения ситуации с евро и еще довольно долго будет сохранять монетарную независимость.

6. Вариативность — система имеет несколько альтернативных путей развития.

* Оптимистичный сценарий, тот на который сейчас и рассчитывают лидеры ЕС:

— Греция в течение трех лет расплачивается по долгам и сокращает дефицит бюджета до 3% ВВП;
— растет инвестиционная привлекательность еврозоны, рынки начинают верить в надежность евровалюты;
— с укреплением европейской валюты Португалия, Испания, Италия также покрывают бюджетный дефицит и тем самым избегают дефолта;
— в условиях экономического подъема расширяются полномочия органов управления Евросоюза, происходит экономическое и политическое укрепление отношений стран еврозоны.

* Распад или образование «многоуровневого» ЕС:

— Греция не справляется с финансовыми обязательствами;
— евровалюта теряет доверие инвесторов, Евросоюз находится в экономическом коллапсе;
— Греция выходит из Евросоюза, на грани дефолта находится ряд южноевропейских стран;
— стабилизационный фонд исчерпывается, а Германия и Франция отказываются покрывать долговые обязательства стран ЕС;
— ЕС вырабатывает новые правила интеграции и изменяет условия членства участников Союза;
— в рамках Союза формируются несколько уровней интегрированности в ЕС с благополучным центром и проблемной периферией. 

Впрочем, радикально дифференцированный подход к отдельным составляющим фактически означает распад Евросоюза как системы.

Приходится признать, что в том виде, в котором Евросоюз существует сегодня – это очень неустойчивая и нестабильная система с множеством противоречий на самых разных уровнях. 
Остается лишь надеяться, что находящийся под давлением экономического кризиса Евросоюз найдет необходимые ресурсы и обретет адекватные качества для противостояния самым жестким вызовам действительности.

Иван Пивень, Биржевой лидер