Цена на газ – вопрос экономического сотрудничества
Сейчас мало кто вспоминает, что проблемы с ценообразованием на российский газ начались не с «газовой войны» зимой 2008/2009 гг., а много раньше. После своего избрания на пост Президента Украины Виктор Ющенко зимой 2005 г. вдруг резко вспомнил о том, что Украина-де должна получать «справедливую цену» за транзит российского газа в Европу, а платить за поставляемый газ следует по «европейским ценам». В итоге договор, который позволял Украине получать газ по цене всего в $50 за 1000 куб.м. до 2013 г., был пересмотрен по инициативе именно украинской стороны. Естественно, никакой «справедливой цены» за транзит Украина не получила (надо же хоть немного уметь вести переговоры с позиции государства, а не неких «интересов»), а вот цена газа с тех пор ежегодно только возрастала.
Апофеозом бездарности украинской стороны в проводимой газовой политике стали подписания новых долгосрочных договоров между Украиной и Россией в 2009 г. В результате на данный момент Украина имеет то, что имеет. К сожалению, такой итог выглядит вполне закономерным потому, что цель подписания договора на таких условиях, которые «устроили Ю.Тимошенко», просматривается лишь одна: усугубить экономическое положение своих политических противников. Но оказалось, что ничего вечного нет: и премьер уже не Ю.Тимошенко и БЮТ уже не законодатель политической моды. А вот решать созданную лидером БЮТ проблему для Украины теперь обречено Правительство Н.Азарова.
Позицию РФ относительно ценообразования на газ для Украины достаточно четко изложил первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов. «Цена на газ для Белоруссии ниже, чем для Украины, поскольку Белоруссия, Россия и Казахстан вместе строят единое экономическое пространство», — сообщил И.Шувалов. Относительно будущего переговоров о газе Шувалов сказал, что с Украиной у России глубоких интеграционных проектов пока нет, а именно в таких проектах «лежит основа ценообразования на энергоресурсы». Шувалов отметил, что вопрос по цене на газ именно для Украины «сейчас обсуждается на самом высоком уровне», и с его стороны было бы неправильно давать сейчас какую-то информацию вместо экспертов и специалистов, которые сейчас занимаются этой проблемой в рабочем порядке.
Не слишком удачные переговоры в Москве сначала Ю.Бойко, а затем и Н.Азарова относительно снижения цены на газ четко дают понять: Россия не настроена на изменение своей позиции по защите собственных экономических интересов в угоду быстро меняющимся украинским политическим реалиям.
ЕС, МВФ и другие: прессинг по всем фронтам
После подписания всех договоров по «Северному» и «Южному» потокам, тональность евроатлантических чиновников относительно большинства украино-европейских вопросов стала более жесткой и предельно антиукраинской. Отдельные высказывания и «рекомендации» можно было бы оправдать разве что в случае поражения в войне. Очень беспокоят «европейцев» возможное усиление политических и экономических связей между Украиной и республиками бывшего СССР, особенно с Россией. «Ваша страна должна двигаться в правильном политическом направлении. 1 марта в Брюсселе были возобновлены соглашения при участии вашего президента. Путь начат, зачем сходить с него, если он стратегически правильный, – заявил бывший генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана. – Я не могу прогнозировать вашу дальнейшую внешнеполитическую ориентацию, это ваше задание, точнее правительства. Но я могу дать один совет – вы европейская страна. Это не легкий путь, но его надо пройти до конца. Кроме того, вы являетесь членом ВТО. Некорректно входить в членство со странами, которые не являются членами ВТО. Вы играете не по правилам, а правилами. Я настаиваю на одном – двигайтесь далее в Европу».
В свою очередь директор Всемирного банка (ВБ) по Украине, Белоруссии и Молдове Мартин Райзер предложил украинским властям «повысить тарифы на газ и коммунальные услуги в два раза до 2011 г.». Почему? Потому что, по мнению ВБ, требуется выполнять условия соглашения Украины с Международным валютным фондом (МВФ). Напомню, что все пожелания МВФ и Мирового банка относительно поднятия цены на газ для населения являются лишь способом давления на украинский Кабмин. Ни малейшего экономического обоснования такому шагу нет.
За последние полтора года, в течение которых различные функционеры этих структур делали подобные заявления, – ни единого расчета, подтверждающего необходимость в таком шаге, не было. Более того, многие украинские аналитики полагают, что резкое удорожание газа в Украине наверняка обанкротит большинство промышленных предприятий и ЖКХ во многих областях. Исправлять же ситуацию придется, похоже, новыми траншами от МВФ или ВБ. Очевидно, что именно усиление зависимости Украины от внешних источников финансирования и является основной целью международных финансовых институтов. И только в этом ключе заявления о «необходимости повышения цен на энергоносители» выглядят обоснованными. Но… на 100% антиукраинскими.
Мало того, не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что, несмотря на подписанную в марте 2009 года в Брюсселе декларацию о модернизации ГТС, работы по ее практической реализации не выполнялись. Декларация «не выполнялась, прежде всего, украинской стороной, соответственно, и Евросоюз, подписав эту декларацию, никаких реальных шагов не делал для ее выполнения, поэтому мы, находясь в оппозиции, критиковали такую позицию украинской власти», – заявил премьер-министр Украины Николай Азаров.
Только политический самоубийца может пойти сейчас на резкое повышение цен на газ (следовательно, и на услуги ЖКХ) для населения и промышленности. И Н.Азаров как никто это понимает. Следовательно, альтернативы продолжению переговорного процесса с Россией и ЕС – нет. При этом не следует забывать о том, что ЕС уже неоднократно проявлял себя крайне ненадежным партнером, ни в грош не ставящим свои собственные обещания. Закрытие, к примеру, Чернобыльской АЭС не принесло Украине практически ничего из обещанного… А значит, при любом исходе переговоров Украина должна начинать выполнение собственных обязательств только после того, как ЕС в полном объеме выполнит свои. И никак иначе.
Самой разумной политикой украинского Кабмина в этих условиях будет полное игнорирование всяческих «требований» вплоть до тех пор, пока ЕС не начнет выполнять в полной мере свои обязательства, а именно: примет Украину в число стран-членов и откроет тем самым свободный доступ на свой рынок для украинских товаров. До этих пор никаких уступок. На данный момент в условиях финансового кризиса и нарастания дисбаланса внутри ЕС Украина должна в полной мере воспользоваться слабостью ЕС для реализации собственных целей и задач. Другого такого благоприятного шанса может и не выпасть в ближайшие 50–75 лет.
Будущее ГТС – быть приватизированной?..
Украинская газотранспортная система не дает покоя украинским политикам и чиновникам. Уже несколько лет ведутся разговоры о том, что ее надо приватизировать. Об этом говорили многие известные представители политикума. Причем очень часто заявления меняли свою направленность на строго противоположную, как только та или иная партия переходила из власти в оппозицию и обратно. Наиболее последовательными в этом вопросе были: Виктор Янукович, Сергей Тигипко и Аресений Яценюк, а наименее – представители БЮТ.
2 апреля глава оппозиционного правительства Сергей Соболев заявил, что премьер-министр Николай Азаров поручил министру топлива и энергетики Юрию Бойко начать готовить переговоры о продаже части украинской газотранспортной системы. «Сегодня поступила информация, что после провала консорциумных дел Азаров дал прямое поручение оценить ГТС Украины и выходить на переговоры о возможности продажи части газотранспортной сети. Это прямое поручение Азарова министру топлива и энергетики», — сказал Сергей Соболев.
На данный момент в открытых источниках найти документ, подтверждающий эти слова, нельзя. Но ничего невероятного в возможном его существовании – нет. Из официальных источников известно лишь о том, что 31 марта, открывая заседание Кабмина, премьер-министр Николай Азаров заявил, что Украина и Россия договорились начать переговоры по изменению условий газовых контрактов. «Мы достигли договоренности начать переговоры относительно изменения условий контракта, а также заключения соглашений в разных направлениях сотрудничества – таких как энергетика, машиностроение и наука», – сказал премьер. Н.Азаров поручил подготовить соответствующие двусторонние соглашения первому вице-премьеру Андрею Клюеву. Будет ли новое соглашение включать пункты о приватизации ГТС – неизвестно. Но полностью исключать такую возможность нельзя.
Пока что «за кадром» остается интерес европейского сообщества. Сложно представить ситуацию, при которой интересы ЕС будут полностью проигнорированы, но это также вполне реалистично. В обмен на участие ЕС в газотранспортном Консорциуме Украина может как минимум выторговать для себя многое.
Взгляд в будущее: взаимный шантаж или взаимное сотрудничество?
Перейдя из власти в оппозицию, представители «помаранчевой» элиты стали внезапно очень последовательными в отстаивании государственных интересов Украины. Советы отличаются «логичностью и последовательностью». Например, по мнению экс-представителя президента Украины по международным энергетическим вопросам Богдана Соколовского, чтобы договориться с Россией по газу, Украина в качестве аргумента должна использовать предупреждение о том, что транзит российского газа в Европу может быть снижен. Непонятно, правда, почему подобные «дельные» советы господин Соколовский не давал Правительству Тимошенко зимой 2008/2009 гг.
В свою очередь, представители РФ также делали весьма жесткие заявления. Например, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (РФ) Константин Симонов утверждал, что Россия может снизить цену на газ для Украины на $50–60 за тыс. куб., если получит доступ к внутреннему рынку страны. «Я не исключаю, что Россия может пойти на уступки для Украины по цене на газ. Компромисс определенный может быть найден, но и Украина в этой ситуации должна пойти на определенные уступки. Я думаю, что в качестве такой меры могла бы стать либерализация украинского газового рынка. То есть открыть продавцам газа доступ к конечным потребителям», – сказал К. Симонов.
Следует четко понимать, чем позиция, ориентированная на шантаж, отзовется в будущем. Если возобладает антагонистический подход в переговорах между Украиной и Россией, то в итоге потери будут у обеих сторон. Если же победит конструктив – то выгоды от сотрудничества перевесят все имеющиеся до сего времени недоразумения.
Гаврилечко Юрий, «Хвиля», для украинской редакции Фонда стратегической культутры