Наш первый репортаж о паводке в Херсоне вызвал большой резонанс и мигом разошелся по многим украинским СМИ. Действительно, ситуация в Херсоне, как в зеркале, отразила всю слабость нашего государства, его неспособность помочь простому человеку, работать на его интерес.
Поэтому, мы продолжаем рассказ о том, что происходит в Херсоне. За это время кое что изменилось, и кое что даже в лучшую сторону.
Недавно на 3-ей Рыбной , 11 от подтопления обрушился дом, к счастью, жильцы из него ушли.
Угроза обрушения размокших шлакоблочных домов остается одной из главных проблем жителей Острова после того, как вода ушла из их домов и дворов.
Многие общественные организации, бросившиеся помогать жителям во время подтопления, теперь о них потихоньку забывают. Что делать с большой водой, которая придет сюда в марте-апреле, по прежнему, не знает никто. Городская власть заседает и «принимает меры», но, как показал опыт февральского подтопления, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Такой была Первая судостроительная 18 февраля
Так она выглядит сейчас
"Игра против своих": в Раде резко отреагировали на идею расформирования ТЦК
The Times: Зеленский и Путин готовятся к мирным переговорам под эгидой Трампа – детали возможных компромиссов
Залужный сказал, когда Россия ударит с новой силой
"Путин в отчаянии": в Польше отреагировали на удар по Украине межконтинентальной ракетой
А вот снимок с другой стороны
Авторитетные люди Лидия Кореновская и Анатолий Стрижнев, которые организовывают жителей Острова на борьбу со стихией.
Сам, сам все построил
— Если мы уже в феврале плаваем, то, что будет в марте — апреле? — спрашивают сейчас друг друга жители Острова в Херсоне. Им нужен песок, которым они сушат промокший грунт после схода воды. Песком, расфасованным в мешки, укрепляют подступы к домам на случай повторного появления воды. Наводнения, как такового, в городе еще не было. Это только стаял снег, обильно выпавший этой зимой. Но масштабы таяния снега заставляют жителей Острова готовиться к самому худшему – большому наводнению в марте-апреле.
Чуден Днепр, когда нет большой воды
Сегодня вот столько сантиметров отделяют жителей Острова от затопления. Напомним, что большая вода пойдет во второй половине марта
На 1-й Судостроительной, 3 Наталья Комышан укрепляет вход в дом с улицы мешками с песком. Вместе с домочадцами она уже выстроила возле дома целый оборонный редут. И уже привыкла давать интервью. Интерес к подтоплению у СМИ большой. Только ее слова о том, что в доме и во дворе у них стояла вода сантиметров на 30 телевидение почему-то вырезало. После схода воды семье Комышан приходится укреплять потрескавшийся фундамент дома и цементную стяжку во дворе, которая пошла трещинами.
Это обманчивая картина. На самом деле большинство домов находится на полметра ниже улицы, поэтому там вода остается до сих пор
На это улице МЧС откачивала воду буквально накануне нашего приезда. Поскольку МЧС был «настоящий», то откачивали бесплатно.
— Мы в первые дни за помощью к властям обращались, но нам никто не помогал, — говорит она.
После «Правды Херсонщины», первой написавшей о критической ситуации на Острове, сюда ринулись журналисты. Вместе с ними приехал и мэр города Владимир Сальдо.
— Походил, пофотографировался, пообещал помочь и уехал, — рассказывает Ирина Похвала, живущая по адресу Марии Фортус, 124.
— Моей маме он сказал: «Вы крепитесь». Спасибо, конечно, но куда уже моей старенькой маме крепиться? Ей конкретная помощь нужна. Она ни ведро песка поднять не может, ни, тем более, машину разгрузить. Да и нет его, обещанного мэром песка. А ведь что такое песок для города? Его могли бы привезти нам из мэрии. А так, хорошо, что лидер общественной организации «За чесну владу» Владлен Гирин прислал несколько машин песка, другие неравнодушные к людской беде люди организовали откачку воды.
Вот так вот с помощью общественных организаций и бизнеса херсонцы пытаются предотвратить затекание воды во дворы
Мешками с песком создают что то вроде дамбы
— В 70-е годы мы во время наводнения здесь плавали на лодках. У меня метр воды стояло в хате, — говорит квартальная Лидия Кореновская. — Но с тех пор, чтобы можно было спасти дома от наводнения, властью так ничего для нас сделано и не было.
После схода воды на подтопленных домах Острова начала осыпаться штукатурка. Влага да соль сделали свое дело. А под штукатуркой – шлакоблоки, из которых слеплено здесь большинство строений. Шлак без защиты штукатурки намокает и оседает в воде. И теперь жителям Острова приходится срочно бетонировать фундаменты, чтобы не допустить их обрушения своих жилищ.
— Покупаем отсев по 50 гривен тонна (мелкий щебень), платим по 100 гривен за привоз и укрепляем и поднимаем пол, — говорит Виктория Данилова. – Качаем воду сутками, но она все равно стекает с расположенных выше домов. Вода, слава Богу, вода уже ушла у нее из дома. И Виктория сейчас вместе с сыном, племянником и мужем рассыпают по двору песок, чтобы быстрее просушить грунт.
Кое-где на Острове вода все еще стоит в домах. Например, на Стеблиевского, 112 у Ольги Игнатюк во время нашего посещения вода стояла во дворе и доме. Вода в доме стоит у нее уже месяц.
— С субботы (20 февраля) прошу бочку откачать мне воду. Я в трех списках, но никто ничего не делает, — рассказывает Ольга Васильевна. Меценаты завезли ей под дом песок, но пока что он ей не нужен. В воду его сыпать нет смысла. Но, как сойдет вода, он ей очень пригодится. Наша собеседница вдова, пенсионерка. Платить за откачку воды ей нечем.
— Что вы хотите, мне 67 лет, — виновато говорит она. – Да еще муж помер недавно. Я, как увидела воду в доме, так и слегла в больницу. Убыток страшный, я даже не знаю, как буду все это восстанавливать. Там в зале дорожки плавают, не успела снять их…Что могла, то вынесла в комнату, где воды меньше. Каждый день прошу – выкачайте, а все только обещают… Она показывает визитку с названием одной из общественных организаций Херсона.
Водоплавающие коты
Одна из причин, почему в ее доме все еще стоит вода – деньги. «С чего я буду платить?, — спрашивает Ольга Игнатюк. – С пенсии?». Ее дом расположен на углу улицы так, что откачивать из него воду можно только в Днепр, расположенный за несколько сотен метров. Вокруг – дворы соседей, которые откачивать воду к себе не дадут. Поэтому к ней никто и не приходит на помощь, мороки много.
Во время повторного рейда «Хвилі» и «Правды Херсонщины» на Остров на минувшей неделе вода все еще стояла и во многих домах на 3-ей Рыбной улице. Одинокие пенсионерки вроде Людмилы Игнатьевны Баевой с 3-ей Рыбной, 9 остались без помощи. Их обходят прибывающие спасатели, и соседи не спешат на помощь, думая, в первую очередь, о своем добре. Если ты на пенсии и нет мужчины в доме, хоть ложись и умирай. Городским властям до тебя дела нет.
— Во время подтопления в 70-е годы власть нас снабжала песком, помогала. А сейчас нас выбросили как щенков, так тоже не делается, — говорит жительница Острова Людмила Бондаренко. — Хотя, — поправляет она себя, — у меня в доме сухо. Но вы на других посмотрите, ведет она нас за собой в наиболее подтопленные дома. Нас ведь даже страховать не хотят. «Мы, — говорят, — старый фонд не страхуем».
То ли подворье, то ли рисовые чеки. Увы, это типичная картина
ГУ МЧС в Херсонской области заявляет о том, что денег за откачку воды в подтопленных домах оно не берет и брать не может. Но пострадавшие уверяют журналистов в обратном. Мы продолжает расследование правомерности платных услуг, предоставляемых государственным ведомством.
Оказывается, в Херсоне есть, как минимум, два МЧС. Одно уверяет, что денег не берет, а другое – охотно озвучивает расценки на спасение утопающих. Отличить их может только специалист. У тех и других на машинах и форме бойцов написано – «МЧС». Интересно, что и телефон у них, как уверяют жители Острова один. Это телефон службы спасения – 101.
После нашей первой публикации о расценках МЧС на откачку воды в подтопленных домах в редакции появился представитель службы безопасности Херсонского МЧС. Он просил дать адреса и телефоны жителей Острова, рассказывающих о том, что бойцы МЧС брали с них деньги. По его словам, это необходимо для внутреннего служебного расследования. «Если факты подтвердятся, мы деньги людям вернем, а своих бойцов накажем», — заявил он, приглашая нас в свою служебную машину перед поездкой на Остров.
К чести ведомства, оно жгло дефицитный в госучреждениях бензин не только на служебной «Волге. Но и на красной пожарной машине, которая откачивала воду в некоторых указанных в публикации домах. Тут бы и порадоваться силе печатного слова. «Без вас они никогда бы ко мне не приехали», — сказала корреспондентам газеты одна из пострадавших от подтопления – Ирина Гордина. Но реальность, увы, была иной. Публикация в «Хвиле» и «Правде Херсонщины» запятнала честь мундира МЧС. И, видимо, посягнула на чей-то немаленький частный интерес. Отсюда молниеносная реакция ведомства на публикацию в газете.
Жители острова читают газету «Правда Херсонщины», которая одной из первых начала бить во всех колокола о ситуации с паводком на Острове.
— Я лично звонила в МЧС, — заявила Наталья Комышан, проживающая по адресу 1-я Судостроительная, 3. – Они перезвонили мне, дали номера телефонов, но предупредили, что откачка воды будет платной. По телефону 109 (справочное Укртелекома – ред.) нам дали телефон МЧС — 26-18-35. В МЧС сказали: мы вам перезвоним. А потом перезвонили и сказали: звоните в 101. Или по телефону 31 97 89 (оперативный диспетчер областной коммунальной аварийно-спасательной службы — ред.). Там вам помогут, но эта услуга – платная.
— Какая машина к вам приезжала, пожарная или коммунальная «бочка»? — спрашиваем мы, наученные вопросами, которые с самого утра задавали нам проводящие свое служебное расследование МЧСэсники.
— По телефону обещали и пожарную, и бочку с насосом, — говорит Наталья Комышан. — Мы с соседями собрались, подсчитали и отказались. У нас просто напросто не хватило бы денег.
Дом Комышан расположен как раз рядом с озером, образовавшимся из талого снега. Еще недавно в него отказывался завести свой бульдозер, вызванный в первые дни подтопления на Остров бульдозерист.
«Власть говорит, что ваши дома – частная собственность. И, когда участки на берегу реки, в основном, самозахваты, оформлялись, все их владельцы были предупреждены о возможном подтоплении», — передаем мы жителям Острова один из услышанных от городской власти комментариев ситуации.
— Если бы на улице, хоть один раз убрали снег за зиму – такого потопа не было бы, — отвечает Наталья Комышан.
Опрос жителей Острова показал: они считают, что раз уж эта ситуация – чрезвычайная – значит, государство должно бесплатно помогать жителям. Тем более что на Острове живут, в основном, старики. А молодежь уже давно перебралась в город. Фундаменты большинства домов на Острове были в один метр 80 см. А теперь их из-под земли и не видно. И с каждым годом Остров все больше уходит под землю. Что тут люди сами могут сделать? – спрашивает Юрий Теленга, один из перебравшихся в город жителей Острова, приехавший проведать живущего здесь отца.
— Никто у нас денег не требовал, — рассказывает Ольга Юрковец, живущая на 3-ей Судостроительной, 9. — Пожарники воду откачивали, но денег у нас не брали. Что они просили – «бабушка, накипятите воды». Я им чаю предлагала и пирожков напекла. Но они ничего не брали. Свое кофе пили. Но вот у нас дом на 3-ей Рыбной, 11 завалился, так мальчик, сосед, в энергосбыт звонил, говорит, приедьте, а, то ведь провода в воде, мало ли что может случиться…так пока что никто еще не приехал… Я вас прошу, напишите, чтоб кто-то к нам приехал, пусть отключат энергию.
Наталья Оберемок, 2-я Судостроительная, 20, когда во дворе и доме показалась подпочвенная вода, обращалась вначале в частную фирму. Обычно ее дом не заливало, и она просто попросила откачать выгребную яму. Выкачивали яму два раза. Но, когда дом уже всерьез начало затапливать, она еще 2 февраля позвонила в МЧС. Там записали ее данные и сказали – мы передадим их в райисполком. И дали номер телефона райисполкома. В райисполкоме подтвердили: ваши данные мы получили, будем решать. А потом перестали брать трубку. «На этом все закончилось, никто к нам не приехал», — говорит Наталья Оберемок.
« А как вы определяете, когда обращаться к ассенизаторам, а когда в МЧС, ведь власть часто трактует подтопление как ущерб имуществу, а не угрозу жизни людей?», — спрашиваем мы у Натальи Оберемок.
— А как ты определишь, когда вода заливает твой дом и доходит уже до колен, и все время прибывает – это ущерб или угроза вашей жизни? – отвечает она вопросом на вопрос. — Ты тащишь мебель на кирпичи и бьешься в истерике, не зная, что с тобой будет дальше.
Наш старый знакомый по первой публикации об Острове Геннадий Кореновский рассказывает, что после «Правды Херсонщины» к нему приехали с Первого национального телеканала. При нем корреспонденты позвонили в МЧС по номеру 101 — там сказали: у нас услуга платная, 120 гривен в час.
Но есть на Острове люди, у которых сложилось положительное мнение о помощи власти пострадавшим. Владимир Русол считает, что нам надо, действительно, правду писать. «А не так, как вы всех обзываете», — критично оценил он публикацию «Правды Херсонщины». — Все руководство города здесь было и мэр Сальдо. Интересовались, а вы совсем не так все описали…»
Прояснить ситуацию насчет платности услуг МЧС можно было только в самом МЧС. И мы отправились туда. Нас ожидал непростой разговор с 1-й заместитель начальника ГУ МЧС в Херсонской области Всеволодом Тарнавским.
«Мы не можем во всех случаях по откачке воды применять пожарные машины. Мы выезжаем на тушение пожаров в больницы, жилье и вода в цистернах должна быть чистая. Мы не можем закачивать туда воду всю подряд. Иначе занесем инфекцию в родильное отделение или детсад, если придется их тушить.
Но в исключительных случаях, как сейчас, когда в городе и области созданы специальные комиссии по борьбе с паводком, мы предоставили 3 автоцистерны для работы на Старом Острове, которые откачивали воду. Но это – по решению комиссии», — говорит Всеволод Тарнавский. Понятно, что весь личный состав работал бесплатно. Поэтому меня очень удивила ваша публикация. Это – мягко говоря.
Пожарными машинами вот эту дырку (подтопления домов – ред.) не закроешь. Но, так как наши машины приспособлены и для откачки воды — мы их и предоставляем. Для того чтобы отдать по распоряжению комиссии машины на Остров, мы подняли резервный состав на боевой расчет. Ведь на каждый район города у нас должны быть две машины и 30-метровая лестница. Бензина нам практически не выделяют. И по постановлению Кабинета министров мы можем предоставлять платные услуги. Для этих целей существует аварийно-спасательный отряд. (Похоже, тот самый, что оказывает платные услуги, которые рекламируют по телефону пожарной службы – ред.). Но услуги мы оказываем по договору, и нет никакой возможности, чтобы получать деньги на месте или там же заливать бензин. Деньги заходят на счет, как положено», — уверяют в ГУ МЧС Херсонской области.
— А почему же тогда по телефону 101 (пожарной службы – ред.) говорят, что услуги платные? «Наверное, речь идет о коммунальном предприятии ХАКАРС. Оно предоставляет платные услуги. И мы иногда привлекаем его к аварийно-спасательным работам. Если что-то серьезное случается, мы имеем право их привлекать для оказания помощи и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Сейчас у нас на город стоит 6 машин на боевом расчете. Мы не можем отреагировать на каждый звонок о подтоплении. Когда мы по решению городской комиссии отдали на Остров 3 машины, мы вынуждены были задействовать резерв. Сегодня, судя по докладам на различных совещаниях, Старый Остров не оборудован дренажем. Поэтому, даже если мы все машины с области туда поставим – мы все равно не решим эту проблему. Там необходимо вначале сети сделать, а затем уже строить насосные станции, дренажи так далее».
Ларчик с ответом на вопрос: берет или нет МЧС деньги за свои услуги — открылся просто. В коммунальном спасательном отряде, уже официально откачивающем воду из подтопленных домов за деньги – машины… с надписью МЧС, как и форма бойцов. И отряд берет деньги за свои услуги…на основании, похоже, того же постановления правительства, по которому МЧС может оказывать платные услуги.
Государство Украина настолько бедное, что госорганы вначале собирают налоги на свое содержание, а затем оказывают своим гражданам платные услуги. Мы платим налоги на армию. Но у нас нет армии, способной нас защитить. У нас не поймешь, где милиция, а где бандиты. Бандиты часто оказываются честнее. И мы вынуждены платить частным охранным фирмам за свою защиту.
Мы платим налоги на бесплатное образование. Но оно у нас оно платное. Мы платим налоги на медицину. Но врачам больные тоже платят из своего кармана. Во время подтоплений и паводков в Херсоне мы платим на содержание спасательных отрядов, но за свое спасение нам так же приходиться доплачивать и им. И у нас, как оказалось, практически нет МЧС, способного спасти от наводнения.
В бедном государстве Украина по расчетам чиновников живут богатые люди, которые могут платить за одну и ту же услугу дважды. Первый раз в виде налогов в бюджет – на содержание МЧС. И второй раз — коммунальным спасательным отрядам, если ваш дом затопило. Из расчета 120 гривен в час.
И богатые граждане в Украине, действительно, есть. Это, в большинстве своем, как раз те же чиновники, которые контролируют бюджетные потоки, и заставляют людей по нескольку раз платить за одну и ту же услугу. Государству, городу, ЖЭКу. И еще немножко лично мне на лапу. Тем более что государство, город и ЖЭК – это тоже я.
Тогда можно быстро построить себе большой дом на высоком незатапливаемом месте. Поближе к реке. Именно на подтопленном сейчас Острове живут многие херсонские чиновники. Но их дома – на высоте их положения. И от подтопления они не страдают.
Но так ли непотопляемы херсонские городские власти, как они считают? Ответ на этот вопрос дадут сами херсонцы на предстоящих местных выборах. Несмотря на то, что Рада перенесла их, рано или поздно они неизбежно должны состояться. Пора менять эту власть. Хватит платить ей дважды, чтобы они жили в своих высоких особняках, а мы плавали на лодках в своих подтопленных домах.
Михаил Мищишин, «Хвиля»