Пропаганда создает мир, но в головах. Она создает правильную модель мира, которая побеждает любую другую, поскольку вся мощь государства направлена на ее поддержание. Человек, отрицающий пропаганду, может даже получить уголовный срок или стать "иноагентом", для которого все пути закрыты.

Пропаганда всегда несет в себе творческий элемент, который должен пробуждать эмоции, нельзя представить себе нейтральную таблицу умножения, над которой бы рыдали или радовались граждане. И она не сможет поднимать в атаку, нужно нечто более сильное. И это сильное дает пропаганда... По этой причине ее любят любые власти. В старой пьесе Шварца начальник полиции выходил на улицу, чтобы подслушать, что говорят граждане, но в сапогах со шпорами. "Шпоры" он объяснял тем, что без них можно такого наслушаться, что потом целую ночь не спишь... То есть реальность часто бывает неприятной для правителей, поэтому ее заменяют: иногда телепропагандой, иногда пропагандой из учебников, иногда просто молчат о том, о чем неприятно вспоминать... Пропаганда демонстрирует красивую картинку, если не сегодняшнего дня, то хотя бы завтрашнего...

Переходы между пространствами (физическим, информационным, виртуальным) позволяют усиливать пропаганду, поскольку создают подмену одного пространства другим. Население всегда ведут из простого физического пространства в виртуальное, которое принимает нужные для для пропагандиста формы. Это дает возможность, к примеру, героя превратить в предателя, а предателя в героя. Часто это делают фильмы или телесериалы, которые относятся к развлекательному жанру, поэтому их будут смотреть если не все, то большинство.

Если реальность меняется с трудом, то виртуальность меняется по мановению ока. В известном советском "Авиамарше", по поводу которого ведутся споры, кто у его позаимствовал: нацисты у СССР, или наоборот, поется: "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". То есть формулируется переход из виртуальности в реальность. Такие переходы, как и обратный, составляют суть пропаганды. Виртуальное, значит, отличное, если она наше. И ужасное, если она чужая. Свой/чужой является самым древним и примитивным маркером действительности, пришедшим из далеких времен. "Чужих" мы по определению не можем любить. Перестройка заняла определенное время, поскольку массовое сознание нужно было переключить с ненависти к Западу на любовь...

Подобная пропагандистская перекодировка должна или усиливать, или преуменьшать воздействие на массовое сознание. Усиливать - свое, преуменьшать - вражеское... Все отступления от нейтральности являются работающими для целей пропаганды. И это понятно, поскольку так нейтральное становится эмоциональным. А эмоции правят миром сильнее, чем разум. Они являются естественными реакциями организма, причем моментальными. А разум требует размышлений и времени. А для пропаганды любой думающий человек опасен, вдруг в его голову придет что-то не то...

Такие перекодировки между пространствами усиливают воздействие. Подобных примеров много. Боец, став героем фильма, поднимается дальше в героя по жизни. Александр Невский стал героем после фильма Эйзенштейна, даже на созданном потом ордене Александра Невского изображен актер Н. Черкасов, поскольку реальная внешность Невского даже была неизвестна. На тот исторический момент нужен был герой, победивший немецких "псов-рыцарей", и его нашли... Этот герой как бы не совсем герой, поскольку собирал дань с окрестных уделов, чтобы отвозить ее завоевателям - монголо-татарам. Но все равно он был за монголо-татарское иго, но не за западное...

Обратные переходы из позитива в негатив очень опасны. Перестройка "ломалась" из-за этого, поскольку "врагов" надо было превращать в "друзей". Но опыт таких переходов уже был. Сталин хороший стал Сталиным плохим. Хрущев стал волюнтаристом... Предыдущий правитель всегда должен выглядеть хуже нынешнего. Это аксиома госуправления.

Разрушение героики никогда не приветствуется. А каждая такая мена целые пласты позитива заменяют негативом. "Нормальные герои всегда идут в обход", - поется в мультфильме. И такие идеи и были подлинной перестройкой, но в детских мозгах.

В этой песне из популярного фильма Айболит есть и такие слова:

Глупцы, героя строя,

Бросаются вперед,

Нормальные герои

Всегда наоборот.

Популярные статьи сейчас

В Укрэнерго предупредили украинцев о самой тяжелой зиме: есть три сценария

Начальник казначейства в Полтавской области задекларировал $62 миллиона наличными

7 гривен за киловатт и 20 за куб газа: Попенко предупредил о резком росте коммунальных тарифов

Доставят в ТЦК еще быстрее: в Украине изменили систему контроля за военнообязанными

Показать еще

Нормальные герои

Всегда наоборот.

Это фильм Айболит - 66 выпуска 1966 года [1].

Это слова В. Коростылева. А за десять лет до этого в фильме "Карнавальная ночь" Л. Гурченко пела песню тоже на его слова:

И улыбка, без сомненья,

Вдруг коснется ваших глаз,

И хорошее настроение

Не покинет больше вас [2].

Вспомним, что эта атмосфера в стране и головах менялась не зря. Это был 1956 год и 1966. 56 год - это три года после смерти Сталина. 66 - два года после смены Хрущева... Меняется атмосфера в стране меняются и песни...

Разрушение правильных образов происходит и с конкретными личностями. Образы прошлых героев приобретают новые очертания. А. Бильжо напишет, что Зоя Космодемьянская была не совсем психически здорова, тем самым нивелируя в результате подвиг. И получил в ответ кучу негатива, поскольку только государство может лишать ореола героя.

История этого сюжета вторжения в реальность такова: "После изучения истории болезни разведчицы в архивах психиатрической больницы им. П. П. Кащенко (автор утверждает, что до войны она лежала в больнице с шизофренией), Бильжо пришел к выводу, что молчание Космодемьянской в момент, когда ее собирались повесить, объясняется кататоническим ступором с мутизмом, в который она впала. В этом состоянии, как объяснил колумнист, человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит. «Этот синдром был принят за подвиг и молчание Зои Космодемьянской», — заключил Бильжо" [3].

Все мы живем в мире чужих слов и мыслей. Цензура занята тем, чтобы они всегда были правильными, отвечая на запрос своего времени. Цензура интересна тем, что за то, что цензор пропустил что-то, его накажут, а вот за то, что он "зарезал" что-то ничего не будет. Поэтому выбор в его голове всегда будет за запрет, если, конечно, он хочет усидеть на своем месте.

Вот кстати само высказывание Бильжо: "Сейчас я расскажу страшную, крамольную вещь, которая взорвет интернет и меня, но, слава богу, я сейчас нахожусь далеко. Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П.П. Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией. Об этом знали все психиатры, которые работали в больнице, но потом ее историю болезни изъяли, потому что началась перестройка, стала просачиваться информация, и родственники Космодемьянской стали возмущаться, что это оскорбляет ее память. Когда Зою вывели на эшафот и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется «мутизмом»: она просто не могла говорить, так как впала в «кататонический ступор с мутизмом», когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит" [4].

Реальность рассказывает одно, а пропагандисты - другое, и они никогда не пересекаются. Пропагандистская версия начинает тиражироваться максимально, ведь в руках у государства школы и учебники, театры и кино, то есть все то, что готовы потреблять мозги, которые и не должны заниматься научными изысканиями. Что написано в учебнике, и есть истина в последней инстанции (вот еще подробности этой дискуссии [5 - 7]).

Университеты стоят в этом же ряду, поскольку и там есть учебники, а они утверждаются министерством образования. Все обязательное для изучения не может появиться на свет без высочайшего разрешения. А оно понятно будет каким...

Известность - это виртуальная ценность, поскольку сказанное или написанной известной персоной сразу получает дополнительную виртуальную ценность. Это даже можно теперь цитировать. И сложнее "громить". Вот как, например, жестко про Арестовича написали, когда он стал говорить не то, что требуется [8].

Вводя в информационные потоки виртуальные оценки, можно увиливать воздействие. Это захватывает внимание индивидуального и массового сознания.А внимание - самое дорогое, что можно получить от человека. За внимание борются и маркетологи, и рекламщики, и специалисты по паблик рилейшнз, и политтехнологи...

Виртуальность хороша еще тем, что она не требует дополнительных доказательств, если она адекватно сформулирована. В. Маяковский, например, манипулирует подобными виртуальностями, усиливая их за счет одной другую, когда он пишет:

Партия и Ленин - близнецы-братья, - кто более матери-истории ценен? Мы говорим - Ленин, подразумеваем - партия. Мы говорим - партия, подразумеваем Ленин.

Символическая сила одного объекта переносится сознательно на другой. Это можно делать как в сторону возвеличивания, так и в сторону унижения. Госпропаганда может делать все. Ее финансирует государство, а оно, как известно, само всегда решает, что есть правда и что ложь.

Есть хорошая фраза - "мы рождены, чтоб Кафку сделать былью". Эта переделка строки «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» из Авиамарша, приписывается В. Бахчаняну, который в своих воспоминаниях датирует её 1964 годом, сразу после выхода в СССР первого перевода Кафки на русский [9].

Кстати, трансформации "Авиамарша" в ходе его жизни лучше отражают подлинную реальность, чем любые песни. Например, "народная" трансформация текста тоже состоялась: "по мере укрепления личной власти Иосифа Виссарионовича, в третьей строфе вместо «разум» стали петь «Сталин». Именно в таком виде нам больше всего известна эта нетленка. Через десять лет она стала официальным гимном советских военно-воздушных сил, а сейчас нередко исполняется на парадах и остается гимном Московского авиационного института. Немцы ее позаимствовали тоже очень рано" [10]. То есть вместо Нам разум дал стальные руки-крылья стало со временем Нам Сталин дал стальные руки-крылья.

Пропаганда, как видим, легко переходит кордоны, становясь как бы своей и в другой стране. Еще одна версия по поводу Авиамарша: "Сходство советского военного марша с аналогичным немецким впервые заметил Сева Новгородцев, сотрудник, а затем и директор Русской службы Би-би-си. По озвученной им самим легенде, в начале 1980-х к нему обратились британские коллеги с просьбой дать совет: какой музыкой следует сопроводить кадры 1930-х с советскими самолетами? Тот дал вполне очевидный ответ, после чего англичане ответили, что озвучивать советскую документальную хронику нацистскими гимнами как-то не комильфо. Журналисту пришлось найти некую немецкую фрау, которая занималась пропагандой на Восточную Германию. Тот напел ей «Марш авиаторов», аки Рабинович – «Биттлз», после чего женщина сказала: «Да это же «Песня Хорста Весселя», официальный гимн НСДАП!»".

Вот еще мысли в дискуссию [11 - 12]. Правда, в результате множества статей создается ощущение, что реальность остается не более, а менее известной. Справедливости ради следует подчеркнуть, что по одной из версий СССР позаимствовал, по другой - наоборот.

Сталин создал модель мира, от которой нам все не удается избавиться. Идеология была его стержнем. Россия тоже вернулась к ней. Вот еще о формировании сталинской идеологии в период 1933-1941 гг., все шаги которой повторяются в сегодняшнем дне: "В системе государственной идеологии Советского Союза была восстановлена преемственность с Российской империей и возвращены некоторые национально-патриотические традиции. В пантеон выдающихся деятелей страны были введены А. Невский, К. Минин, Д. Пожарский, Петр I, в пантеон ее достижений — героические события «имперского прошлого», в том числе победа в Отечественной войне 1812 г. Советский военно-морской флот был назван преемником «славных дел и боевых традиций русского флота»8. В Красной армии в рамках политической подготовки военнослужащих проводились лекции на тему «Борьба русского народа за свою независимость»9. В мае 1938 г. широко отмечалось 750-летие «Слова о полку Игореве». В августе того же года в Эрмитаже была организована выставка «Военное прошлое русского народа в памятниках искусства и предметах вооружения». 2 апреля 1939 г. в Большом театре состоялась советская премьера оперы «Иван Сусанин». Об историческом подвиге ее главного героя советская пропаганда говорила как об одном из явлений «героического прошлого» страны. Одно за другим в СССР были созданы новые патриотически-ориентированные литературные, музыкальные и кинематографические произведения" [13].

Пропагандисты хорошо понимают, что любой выход на массовую аудиторию чреват последствиями. Яркий пример борьбы российских пропагандистов и власти с пьесой Беркович и Петрийчук...

Вот суть этой борьбы: "Традиционная защита, адвокатура в таких случаях теряет смысл, потому что оспаривает конкретное обвинение и апеллирует к закону, — а все это, оказывается, просто декорация. И усилия адвокатов превращаются в попытку вырваться на свободу через бутафорскую дверь на сцене. Ведь решение о наказании принято еще до возбуждения уголовного дела и такими способами не обжалуется. В театральном деле — не конкретно спектакль «Финист ясный сокол» раздражает власти. Сам спектакль они, скорее всего, даже не смотрели, как и следователи с прокурорами (что заметили участники процесса). Важна «совокупность заслуг» театральных деятелей – режиссерки, поэтессы Беркович и драматурга Петрийчук. У власти есть раздражение по поводу всего спектра работ либеральных театральных деятелей, артистов, режиссеров, писателей, поэтов, певцов. Им не важен конкретный спектакль, книга, песня. Они в целом считают их деятельность разрушительной для своей идеологии. Творчество Беркович и Петрийчук не ложится в эту идеологию, мешает ей, а потому, как считает власть, им сейчас не место в обществе. Демонстрацией служит непомерное наказание, «чтоб другим неповадно было»" [14].

Театр страшит власть еще и ем, что кино можно цензурировать почти бесконечно. А устное слово можно произносить по-разному...

Ю. Бутусов говорит: "Театр все-таки универсальный язык. Можно петь, мычать, говорить, не говорить, руками только показать. Это все неважно, важен свет. Неслучайно же власть так боится театра. Потому что театр на самом деле может перевернуть душу человека. Поэтому его запрещают. Арестовывают. Сажают. Вот сегодня эта страна пытается расправиться с Беркович и Петрийчук. Потому что честные и свободные. Конечно, театр – это страшное оружие. Пострашнее иного" [15].

Такое же "страшное" устное слово есть в медиа и образовании. Тележурналист Ф. Курбангалеева вспоминает свои мытарства: "до 2013 ничего не было ---я тогда писала текст и называла протестующих протестующими, и мой непосредственный начальник в жесткой форме по телефону сказал, чтобы я больше так не писала, а называла их «духовными наследниками Степана Бандеры» [16].

Но потом стало все иначе: "Распоряжение давало руководство более высокого уровня. Мне звонил тогда Евгений Ревенко, руководитель дирекции информационных программ телеканала «Россия 1». Не то чтобы он меня оскорблял, но это была команда, это был приказ: «Я тебе сейчас диктую, а ты переписываешь. Никаких протестующих у нас больше нет». Политика российского государственного телевидения стала понятна. И это все происходило постепенно, нет какого-то определенного момента, с которого начался отсчет. В 2012-м был назначен Ревенко, я думаю, что его поставили на это место, чтобы он закручивал гайки. Он выполнит любой приказ и заставит своих подчиненных сделать это. Исполнительный и очень дисциплинированный. Немного трусоват. Но когда надо, то все равно все сделает. Он со своей задачей справился, и потом его наградили повышением в депутаты Госдумы" (там же).

И еще: "Никакой методички, бумажки, тетрадки, маленькой книжки не существует. Достаточно просто устных распоряжений. Все всё прекрасно понимают. Начальники ездят в Кремль на планерку, получают инструкции и спускают их вниз ,коллектив на уровне ведущих и шеф-редакторов мгновенно это улавливает. По большому счету никому ничего объяснять не надо. Все всё поняли: украинцы — нацисты и неправильные внуки победителей. Только в таком ключе они будут изображаться в выпусках новостей, и больше никак" (там же).

Как видим, все это не естественные, а обучаемые процессы. В их рамках человек становится "винтиком", поведение которого заранее известно. Из него заранее изымается любой выбор. За человека выбор уже сделали заранее. Его роль уже написана...

Российский министр образования заявляется о необходимости мифов в истории: "Без героев, без героического облика исторических персонажей нельзя обойтись. Будь ты маленький человек, будь ты взрослый, у тебя должен быть идеал, к которому нужно стремиться" [17].

Российский министр культуры тоже занят мифотворчеством: "В психиатрии есть такое понятие, как «мифотворчество» Но странно, что этим мифотворчеством занимается историк. «Мифотворчество» - это бред у больного, который рассказывает о том, что он видел инопланетян и был в космосе, и что он влияет на мозг своего соседа. Бред пациента отличается от мифов только тем, что если в бред верят все окружающие люди, то он превращается в миф. И в этом смысле мне вспоминаются многие фильмы про Ленина, которые я относительно недавно пересмотрел. Сегодня это дико смешно, потому что исчезла идеологическая оболочка и серьезное отношение к Владимиру Ильичу, и ты, наконец, понимаешь, насколько же это комедийные образы: «Ленин с бревном», «Ленин, принимающий ходоков», «Ленин и Надежда Константиновна Крупская»" [18].

Та же ситуация в университетах, где пропаганда также победила всех: "Во всяких учебных планах и стандартах, которые спускало Министерство образования, нужно было найти для ведения курса не менее трех или пяти учебников, которые изданы в России, на русском языке. Даже если их нет по конкретной дисциплине, и книжки, источники, учебники, на которых строилась научная работа, на самом деле западные. И мы выдумывали такую историю. Сначала перечисляли из списка обязательной литературы наиболее близко подходящие по теме источники из числа российских публикаций. Вот эти названия на русском были для проверяющих. А дальше шла дополнительная литература. Это и есть реальные источники, на которые преподаватели опираются, читая курс. То есть в учебном плане у тебя одно, а по факту совсем другое" [19].

Пропаганда - это учебник, который можно назвать учебником правильной жизни...Она имеет множество материальных реализаций. Это и демонстрации, и собрания на работе, и памятники на площадях... И ежедневный телеэкран... Оно особо влияет на старшее поколение: "Пенсионеры попадают под влияние государственной пропаганды в первую очередь и даже отворачиваются от родственников с иной ориентацией, хотя раньше поддерживали их, рассказывает Слава: «Мама моей подружки пожилая женщина. Она знает про нас. Всегда относилась к ЛГБТ с пониманием, смеялась, что она за таких, как мы, что она поддерживает нас во всем. А последнее время начала агрессивно говорить фразами из телевизора, что ЛГБТ — это разврат, это плохо, это результат влияния Запада. Я вижу, как нас считают неполноценными людьми, недолюдьми, каким-то быдлом, которого не должно быть»" [20].

Есть еще один пропавший герой - Павлик Морозов. Когда герои нужны, их быстро находят. Но когда потребность в них пропадает, особенно при смене политических режимов, они исчезают из нашей социальной памяти.

Ю. Дружников пишет: "Павлик в принципе, в теории, был пионерского возраста. В это время в центре было несколько указаний спущено о развитии пионерского движения по всей стране. До такой деревни глухой, как Герасимовка, где жил Павлик, эти указания фактически не докатились. Нужно было доказать, что Павлик был пионером. Сделано это было в тех протоколах допросов обвиняемых, которые проделал приехавший следователь ОГПУ. Он написал, что Павлик Морозов был убит со своим братом, потому что он был пионером. В деревне было полное недоумение, потому что никаких пионеров в деревне не было. Даже в записной книжке первого журналиста, который приехал описывать так называемый "подвиг Павла Морозова", была такая фраза: "А если придерживаться исторической истины, то Павлик Морозов не только никогда не носил, но и никогда не видел пионерского галстука"" [21].

И еще по поводу неудачи фильма о нем. Кстати, перекодировка в фильм всегда выгодна, поскольку создает эмоциональную версию событий. Но тут не получилось, даже у Эйзенштейна...

Н. Клейман говорит: "Сталин в этом мифе мог уловить опасность для своего культа. Миф раздувался на уровне школьников, не очень талантливых повестушек и странных сентиментальных поэм, но никогда больше не было предпринято попытки сделать фильм о Павлике Морозове. Сталин попал в ловушку: этот миф начал работать против тех, кто хотел его мобилизовать в виде лозунга, но миф – это не лозунг, не агитка. Миф всегда противоречив, он несет в себе вековой опыт" (там же).

Пропаганда побеждает, когда ей удается создавать символические образы, то есть образ трансформируется, все дальше удаляясь от реальности: "С середины 1930-х началось формирование культа Павлика Морозова: в его честь называли улицы и скверы, ставили памятники, ему посвящали статьи и поэмы. По всему Союзу у Павлика Морозова появились подражатели — дети сообщали в ОГПУ о проступках своих родителей. В 1955 году Морозову присвоили звание пионера-героя Советского Союза, он был внесён под №1 в Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. В 1980-е, во времена перестройки, началось развенчание сложившегося культа" [22].

Дети-доносчики стали примером и приметой времени. И это уже обратный переход из виртуальности в реальность: "Есть ли в этой истории подвиг и кто герой - судить вам. Но в 1930-х годах дети СССР массово становились доносчиками, как и в мире взрослых доносить на »врагов народа» было священным долгом. И 37 пионеров были убиты за это, их истории не менее трагичны. Весной 1934 года маленькая Оля Балыкина выдала отца и его друзей, которые воровали и продавали зерно. Отец Оли и еще 16 человек были отправлены в ГУЛАГ. Девочку сильно избили" [23]. И заключительная цитата из это статьи: "И всех этих детей вдохновила история Павлика Морозова, рассказанная в школе...".

То есть раскрученная реальность становится виртуальностью и в результате порождает повторы, образуя переход: реальность 1 - виртуальность - реальность 2. Это связано с тем, что виртуальность всегда становится образцом для подражания.

Перекодировка - это раскрутка реальности для превращения ее в символическую. Вот еще о символизации и "десимволизации" Павлика Морозова [24 - 25]). Пропаганда создала этот образ, и она же на следующем витке развития его развенчала. Пропаганда - это отражение того общества, в котором мы на данный момент живем. Меняется общество, меняется и пропаганда. Сегодняшняя пропаганда стала "тоньше" и многоканальнее. Человек всегда может найти ту версию, которая ему ближе. Правда, Ю. Дукач подчеркивает, что чем больше версий событий появляется, тем меньше у человека желания разбираться, какая из них правдивая [26]. Есть целая база данных по людям, которые создают нужные версии [27]. Это список социологов и пиарщиков, которые порождают "псевдоданные", тем самым трансформируя действительность в пользу того, кто оплачивает эти "исследования".

Мир все равно выживет, он проходил через это все многократно. Виртуальность всегда довлеет над ним, но только правильная виртуальность. Все социальные изобретения призваны облегчить обучение правильной виртуальности. Переход в нее создают социальные ритуалы. Школьников с детства заставляют участвовать в разнообразных собраниях. Или, например, орден, который по сути является знаком правильной виртуальности в материальном воплощении. Демонстрации, где мы принимаем участие, собрания, которые мы посещаем, тоже являются университетами правильной виртуальности. Пропаганда как раз и строит такой виртуальный мир без окон и дверей, чтобы по сторонам особо не смотрели...

Литература

1. Нормальные герои. Муз.Б.Чайковский, сл. В.Коростылев

https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/152/song/

2. Вадим Коростылёв: 100 лет со дня рождения писателя https://rgdb.ru/home/news/15195-vadim-korostyljov-100-let-so-dnya-rozhdeniya-pisatelya

3. Бильжо ответил на критику из-за колонки о шизофрении Зои Космодемьянской https://lenta.ru/news/2016/12/13/bilzho/

4. Диагноз недели с доктором Бильжо: Мединский никакой не историк, а 29-й панфиловец и есть https://theins.ru/opinions/andrej-bilzho/38959

5. Кононенко М. Диагноз по переписке: правда и мифы о Зое Космодемьянской https://ria.ru/20161213/1483497480.html

6. Сидорчик А. Диагноз доктора Бильжо. Чем болела Зоя Космодемьянская? https://aif.ru/society/history/diagnoz_doktora_bilzho_chem_bolela_zoya_kosmodemyanskaya

7. Бильжо ответил на критику из-за колонки о шизофрении Зои Космодемьянской https://lenta.ru/news/2016/12/13/bilzho/

8. Алексей Арестович https://neolurk.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

9. Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BC%D1%8B_%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8B,_%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B1_%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%BA%D1%83_%D1%81%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%8E

10. «Марш авиаторов»: как два еврея написали песню, которая стала гимном штурмовых отрядов Третьего рейха https://dzen.ru/a/Y8ZKgrK0MBI5sCT9

11. Советский "Марш авиаторов" и нацистский марш "Das Berliner Jungarbeierlied" https://statehistory.ru/1277/Sovetskiy-Marsh-aviatorov-i-natsistskiy-marsh-Das-Berliner-Jungarbeierlied/

12. Бочаров О. История одной песни: советско-германский плагиат «Марш авиаторов», 1923 https://www.maximonline.ru/entertainment/istoriya-odnoi-pesni-sovetsko-germanskii-plagiat-marsh-aviatorov-1923-id554932/

13. Синицын Ф.Л. Национально-патриотический фактор в советской идеологии в предвоенный период (1933-1941 гг.)

https://statehistory.ru/6153/Natsionalno-patrioticheskiy-faktor-v-sovetskoy-ideologii-v-predvoennyy-period--1933-1941-gg/

14. Катин Р. О театральности уголовных дел https://istories.media/opinions/2024/07/16/o-teatralnosti/

15. Архангельский А. Юрий Бутусов: "Мы вроде стоим, а земли под ногами нет". Интервью https://www.svoboda.org/a/yuriy-butusov-my-vrode-stoim-a-zemli-pod-nogami-net-/33037499.html

16. «Я сейчас рассказываю и думаю, какая же это блевотина невероятная». Интервью Ф. Курбангалеевой https://news.zerkalo.io/world/41942.html

17. Васильева заявила о необходимости мифов в истории https://lenta.ru/news/2016/11/07/mifologiya/

18. Диагноз недели с доктором Бильжо: Мединский никакой не историк, а 29-й панфиловец и есть https://theins.ru/opinions/andrej-bilzho/38959

19. Стариков А. Вызов "скрепам". За что в Европейском университете разгромили политологию https://www.severreal.org/a/vyzov-skrepam-za-chto-v-evropeyskom-universitete-razgromili-politologiyu/33032894.html

20. Алексеева М. «Пропаганду видят даже в детских пирамидках!» Как в российских регионах борются с гей-пропагандой, а заодно и со всем ярким https://theins.ru/obshestvo/272795

21. Фанайлова Е. Павлик Морозов жив? История и развенчание культа пионера-героя https://www.svoboda.org/a/30897350.html

22. Алексеева А. Правда ли, что Павлик Морозов был доносчиком? https://provereno.media/blog/2022/05/11/pravda-li-chto-pavlik-morozov-byl-donoschikom/

23. Минушкина Е. Что сделал Павлик Морозов? https://diletant.media/articles/34226264/

24. Почему Павлик Морозов становится то героем, то предателем https://rg.ru/2017/09/03/pochemu-pavlik-morozov-stanovitsia-to-geroem-to-predatelem.html

25. Настоящая история Павлика Морозова. Что не рассказали в школе https://dzen.ru/a/ZhaVv9huIy5yjCJV

26. Дукач Ю. Ракети і пропаганда. Удари по цивільних Росія завжди супроводжує інформкампанією. Що кажуть цього разу? https://www.ji-magazine.lviv.ua/2024/dukach-rakety-i-propahanda.htm

27. Продавці рейтингів. База псевдосоціологів та прихованих піарників https://texty.org.ua/d/socio/