Наслушаешься эфиров про волю... И хочется что-то такое творчески спроизволить :) Рассказать и показать иначе, чем читатели аналитики привыкли. Например, через текст и звук. По следам нашего эфира с Юрием Романенко и многих комментариев к статьям, хотелось бы также приоткрыть читателю свой подход к аналитике. Может кому будет интересно или даже интересно воспользоваться :) И, может, заинтересовавшимся, я как-то опишу подробнее.

ЗОЛОТОЕ РУНО КАК ТКАНЬ АНАЛИЗА

В отдаленных :) 1990-х довелось автору читать интересную публикацию, посвященную работе разных разведок. Меня впечатлил тогдашний подход японской разведки, которая смотрит на происходящее примерно как мудрец на поток :) и постепенно прозревает в нем, что именно происходит. Улавливает, просеивает наблюдения сквозь сито как золотой песок, отсеивая самую суть. Золотой песок постепенно оседает на ворсинках и так возникает золотое руно. Это альтернатива гораздо более привычному нам индустриально-прямолинейному западному аналитическому подходу, кидающемуся на самые крупные камни в поисках выдающихся самородков. Или медиа-всеядности, готовой переливать из пустого в порожнее в любом месте и по любому поводу.

Как по мне, короче, неплохая альтернатива. Ведь часто люди, в том числе аналитики, могут знать очень много фактов, но находиться в плену своих железобетонных концепций и потому «не видеть», что происходит на самом деле. Быть не готовыми узреть :), что происходит за пределами их концепции. Талеб примерно такое обрисовывает, когда говорит о «черных лебедях».

Альтернативный подход предполагает способность к более равномерно распределенному видению, когда одно не выпячивается за счет другого. Когда изучаемое видится целиком и не отвергается, потому что должно быть целостно понято. Если вас интересует, что такое кот, вы смотрите на кота целиком. А не только на хвост или лапу. И если вас действительно интересует Истина, вы используете оба полушария мозга.

Аналитик не «влюбляется» в конкретную концепцию или автора, в узкий сектор реальности. И даже собственное представление не превращает в Галатею. Когда аналитик заведомо в своих глазах насколько-то прав, насколько-то неправ :) Вопрос лишь в пропорции в каждый конкретный момент времени.

Ниже будет ряд иллюстраций на актуальную российскую тему. В первую очередь о людях и их мышлении. Так как аналитики слишком часто забывают, что страны, нации, народы, элиты, власть — это все люди. Решения принимают не цифры в отчетах, танки в поле или слова на трибунах. Люди. И эти люди ориентируются на реакцию людей.

Некто А. Дугин подчеркивает, что «СВО это глубоко поэтическое явление». Штош. Можно и про поэзию :) Может даже песню. Мы же о массовом сознании (или о коллективном бессознательном? Или о психологии народов и масс?)! :)

Почему нет?

«На каждом шагу я обнаруживаю, что меня опередили поэты. Они превосходят обычных людей в понимании мышления, потому что пьют из источников, которые мы еще не сделали доступными науке», — писал Фрейд.

Поговорим на языке рифмованной строки для обычных людей, перемежаемом шершавым языком антиимперского плаката :)

Итак, вечер (ладно, любое доброе время суток :)) песни и прочей поэзии объявляем открытым. С непременными элементами полемики и иронии. Дабы читателя не перегрузить, будем перемежать сугубо мрачное не настолько мрачным :) И написанное дополнять озвученным.

ВАЖНОСТЬ ИНТОНАЦИЙ

Популярные статьи сейчас

"Путин в отчаянии": в Польше отреагировали на удар по Украине межконтинентальной ракетой

В Киеве ввели правила использования генераторов: где и как можно устанавливать

В Украине могут запретить "нежелательные" звонки на мобильный: о чем речь

АЗС снизили цены на бензин и дизель в начале недели: автогаз продолжил дорожать

Показать еще

При интегральном подходе к изучению важно и то, чтобы материал брался не только из книжки или умной статьи. Потому что книжка, статья, прочий писанный текст не всегда поможет. Слово живое — это не просто слова. Это интонация, это характеристики энергии, стоящей за словами. И именно через них реально возможно дотянуться до какой-то «заговорившей» с аналитиком глубины. До действительно архетипической глубины, которая, будучи понятой, дает доступ к пониманию более конкретных вещей. Без этой глубины многое необъяснимо. Как замечает некто А. Дугин «в рамках Модерна объяснения у СВО нет». Я бы сказал, в рамках привычного, доминирующего взгляда на рациональность его действительно нет.

Говорят, что (западным) умом Россию не понять. Да, безусловно, Россию надо понимать через нее саму, в т.ч. как сущность с ее «характером», а не только через умозрительные концепции о ее частях. Вот «орки», к примеру, это, конечно, современно, киношно и понятно Западу. Но это не та, слишком книжно-киношная, целлулоидная Тень и «хтонь» © Алексей Арестович.

А интересно Вам, уважаемый читатель, посмотреть более аутентично, но тоже информативно?

Читатель может быть удивлен, но архетипический конфликт архаичной России с Западом, как и сегодняшнее соперничество России с Западом можно обрисовать незамысловатыми 11-ю строками песни века не нашего. Через один емкий образ борений «рабочей артели» :) Постарайтесь услышать за кадром голос гениального солиста бунтующих толп, королевских дворов и советского народного (зачеркнуто Совнаркомом, возвращено Советом Министров) Шаляпина :)

Англичанин-мудрец чтоб работе помочь

Изобрёл за машиной машину,

А наш русский мужик, коль работать невмочь

Он затянет родную дубину.

Эх, дубинушка ухнем

Эй, зеленая сама пойдет, сама пойдет!

Подернем подернем да ухнем!

Но настала пора, и поднялся народ,

Разогнул он согбенную спину,

И, стряхнув с плеч долой тяжкий гнёт вековой,

На врагов своих поднял дубину!

Асимметричный ответ, так сказать :)

Точно так же можно прятать суть, настоящие причины поддержки войны в России, за любые разговоры. Но ее реальный лик уродлив. Это завистливый ресентимент в чистом виде, обращенный против украинцев. За их попытку выйти из болот. Европейской жизни вам, хохлы, захотелось! Не хотите с нами лаптем щи на вечном болоте хлебать? Решили, что вы лучше нас?

Эх, дубинушка ухнем,

Эй, зеленая сама пойдет, сама пойдет...

Да, тупые артобстрелы, ракетные обстрелы как «родная дубинушка». И это не случайное или притянутое сходство, это и есть архетипическая суть, прорисовывающая себя в каждой новой реальности через фрактальные сходства. Но можно, вслед за Сергеем Дацюком, обозначить и через эгрегориальное. Почему нет?

Повторюсь, здесь очень желательно слышать действительно гениальный голос Шаляпина за кадром (неужели я поставлю двоеточие? Это почти так же заумно и «антинародно», как гайдаровское «отнюдь»! :)): интонацию, красноречиво безбашенно ускоряющийся темп, злую, торопливо-«воровскую», жестокую «удаль». «Сумасшедшую, бешенную, кровавую муть» пугачевщины. «Озлобленное сердце», которое убеждено, что «никогда не заблудится». Погромы, прокаженного мародера, размазывающего по лицу еврейского ребенка его голубя, из «Истории моей голубятни» Бабеля. Это не целлулоидные орки. Это настоящее дно российской души, настоящая, вечно живая, российская Тень. И помните знаменитый некогда текст, спектакль? «Слава ему! Пусть он даже не Петр. Чернь его любит за буйство и удаль». Таков незамысловатый глубинный российский путь к сердцам «черни».

Отсюда, кстати, и стоны по поводу того, что нет мобилизации, не дают разгуляться «дубинушке» по мостам через Днепр и центру Киева, что СВО как репка - «тянется-потянется, вытянуть не можется», а окурки прилетают и прилетают.

Злобной удали царю якобы не хватает. «Слишком (якобы) рационально» элитами ведется война в целом, кроме отдельных удовлеторяющих запрос хтони эпизодов. Рептилоиды изнутри и снаружи вяжут по рукам и ногам («Тут примчались санитары и зафиксировали нас» © Владимир Высоцкий), а Солнце-царь, Верховный правитель (© А. Дугин) только разговоры разговаривает: «Правда и свет всегда берут верх над ложью, над силами тьмы». Какой такой свет без факела ядерного погрома?

Но ведь снова и снова вяжут рептилоиды...

Смягчая мрачную тему сумеречного помрачения российского сознания еще одной цитатой Высоцкого :) :

Я злую ловкость ощутил,

Пошел как на таран.

И фельдшер еле защитил

Рентгеновский экран.

К слову, чтобы пронять (не понять, а пронять) противника, может быть полезным иногда разговаривать именно через его исторический и культурный код. Напрямую, без трудностей перевода. Поэтому фоном на видео ударов по военным объектам противника, в принципе, можно было бы накладывать не только Рамштайн. Но и «зеркалить» эту самую дубинушку. С иронией без иронии. В Украине так не проэкспериментируют, конечно, потому что постоянно загоняют себя же в как-нибудь зауженные рамки... Вот такое российские элиты проняло бы. Потому что так и работает Тень.

«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов (зачеркнуто) до тех пор, пока не погибло все нашествие» (Лев Толстой, без площади в Киеве, Война и мир).

Цитата, как напоминание, посвящается заодно французским поклонникам великой русской культуры (размазанной почти несуществующе тонким слоем по опьяненному войной российскому социуму).

Ровно в этой же скрытой, архетипически могучей злобе-зависти, и причина того, что российская власть боится объявлять мобилизацию. Ведь см. абзац выше — глупая простота дубины народной войны куда хуже и опаснее привычного народного воровства. Она «с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею (закушавшиеся элиты, собственный «антинародный режим», например — Прим. авт.) до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью».

В России снова ворочается тема антисемитизма, именно потому, что в элитах растет страх погромов. А российские элиты, они не за мир и Запад, как видится Дугину. Они за сохранение общественного статус-кво, своего места вверху хищной российской пищевой цепочки. В этом суть. Только в этом.

РАСТЕРЯННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СЕТЯХ РЕСЕНТИМЕНТА

Россия Архаическая загнала себя в еще одну ловушку. Трудно накачивать самосознание русского народа, не подталкивая рост самосознания других народов. Если ты поднимаешь давление снаружи организма, он пытается компенсировать растущим давлением изнутри. Сообщества внутри страны, по факту, работают как сообщающиеся сосуды.

Дугин «не замечает» такого явного противоречия. Российские ипсо-воины стирают пальцы об клавиатуру, строча смешные комментарии с опечатками, которые пытаются выдавать за «акцент» народов всея Российской Федерации, и даже сербов и болгар. Имитация бесподобного единства, где «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык» заняты пещерно-настенной росписью Соцсетей. Только мрачный «черный квадрат» преследующих Дугина подвижных фантазий заменен на кристаллически-решеточный кубик Рубика для среднего имперца системы «Монолит».

И вот, лупясь головой об стену Украины, Россия пытается понять, кто она вообще такая. Сомнительный по форме способ. Могли бы просто спросить :), кем, чем, какими мы их видим со стороны.

А все потому, что внутри России ответов нет. Образно говоря, «смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой» (© Михаил Лермонтов). Уже Бородино. Скоро, того и гляди, Москва запылает. А ответов нет. Православие не натягивается на глобус России. Русский мир не натягивается на глобус России. Что уж говорить о глобусе мира?!

В уже почти далеком январе 2016 г. автор пытался обратить внимание наших визави, что величие нации вырастает из созидания, а не из разрушения. Неужели русские настолько не верят в себя, что вообще не способны конкурировать на уровне моделей? Никаких библейских сюжетов, кроме всесожжения? «Русские идут В небесный Иерусалим» (©Жанна Бичевская) и точка. На всем.

Вне интересного миру созидания и сотрудничества русские не смогут найти ответ на вопрос, кто они в современном мире. Даже не смогут по-настоящему встретиться с миром, потому что он ждет от них адекватного поведения и интересных миру, современных предложений. Россия же предлагает «дубинушку».

А следовательно, русские не способны преодолеть гнетущей самоизоляции и чувства ненужности... практически никому. Внутри России, по-человечески заслуживающая сочувствия, травмированная жестокостью отца и дворовых пацанов, и спасавшаяся лишь заступницей-мачехой, чувствительная и действительно талантливая Бическая пронзительно «включается» на ситуацию в поисках чудесного заступничества (напомню, от самих себя, от собственной необузданной, проецируемой на других Тени):

Всё теперь против нас, будто мы и креста не носили.

Словно изверги мы басурманской крови.

Даже места нам нет, в ошалевшей от горя России,

И Господь нас не слышит зови, не зови.

Ссылку на этот текст не даю. Места нет, обратите внимания, даже в России. При такой постановке вопроса, при таком самоощущении, у русских возникает посыл от самой же России бежать. Куда? Как обычно, в войну.

А как же «мирная передовая», «поиски, звезды, глубины», не сброшенные со счетов по Высоцкому?

Читатель понимает, степень экзистенциального отчаяния, стоящую за такими строками, за набитыми под завязку Z-символикой роликами с песнями Бичевской, которые массово лайкают, цитируют и перезаливают. Проблема в том, что (слишком многие, поэтому создается эффект коллективного целого) русские маршируют по граблям.

«Суть параноидальной личностной организации состоит в привычке справляться с собственными негативными качествами путем их отвержения и проекции, после чего отвергнутые атрибуты воспринимаются как внешние угрозы. Проективные процессы могут сопровождаться (или не сопровождаться) сознательным мегаломаническим ощущением Я...

Подобно нарциссичным людям, параноидные люди подвержены зависти, но справляются с ней при помощи проекции.

Проекция - это процесс, в котором происходящее внутри воспринимается как исходящее из внешнего источника.

В доброкачественной и зрелой форме это основа для эмпатии. Поскольку никто никогда не сможет проникнуть в разум другого человека, для того чтобы понять субъективный мир другого, нам нужно использовать способность проецировать наши собственные переживания.

Параноидальные люди также отягощены чувством стыда и вины, которые могут быть отвергнуты и спроектированы так же как и зависть» (Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. Нэнси Мак-Вильямс).

Другой ответ на вызовы исторического отставания, кроме ресентиментальных «дубинушки» и погрома, не приживается не только вовне. Внутри самой России он тоже не приживается.

«Российская Федерация, возникшая в 1991 года на развалинах Большой России (СССР, Российской Империи), и была основана как инструмент решительной модернизации и глобализации. Ценой настоящей пытки и дикого насилия над народом – не только физическим, но и духовным, над его глубинным самосознанием, остающимся в целом неизменным», - сокрушается Дугин, понося российский «археомодерн».

То есть состояние российского общества, когда «Одно и тоже общество осознает себя диаметрально противоположным образом. Внешне и сверху – это современная либеральная демократия западного образца, изнутри и снизу – это мировая держава с волей к возрождению Империи, с сакральным Верховным Правителем во главе, с традиционными ценностями и с консервативной психологией».

Развенчивая трагичный пафос Дугина, напомню читателю того, евдокимовского фермера-арендатора (т. е. реформатора местного разлива как бы непростительно «западного образца») и «страдающий» по Дугину народ, который в этом остается «в целом неизменным». Оно про весь нынешний российский «колхоз «Победа» и «Правду» в кавычках. Припоминаете может «Звонок из газеты «Правда» Михаила Евдокимова?

Иван арендный взял подряд

И двести сорок поросят.

Он попросил у нас корма.

Мы говорим: кормов нема!

Он сам их где-то раздобыл,

У нас лишь транспорт попросил.

Машину выделил колхоз,

Но без руля и без колёс.

Тогда Иван нас всех послал,

Всё на себе перетаскал,

Всё мясо первым сортом сдал.

Бухгалтер деньги подсчитал

И тут же в обморок упал.

Там вышло тысяч сорок пять!

Но чтоб народ не раздражать

Решили двадцать тыщ списать,

Ещё пятнадцать удержать,

И только десять в руки дать.

Народ и это не простил

И ночью ферму подпалил.

Погода ветренной была,

Весь наш колхоз сгорел дотла.

Огонь по крышам понесло

И запылало всё село.

И полыхало до утра,

Но это тоже всё мура!

Ведь хоть остались все без крыш,

Зато Ивану вышел шиш!

С аутентичными интонациями тут :)

Вот так и Россия пытается с Западом. Так и Россия, лишающая себя будущего, пытается поступить с украинским будущим. В бессознательном стремлении к аналогичному описанному финалу ее всесожжения?

ИХ ДОМ - НЕ ГРЁЗПРОМ. ПОРТРЕТ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ

Когда-то об амбициозном проекте российской власти «Наш дом — Россия» метко и едко сказали «Наш дом — Газпром» (возглавлял проект экс-газовщик, эксминистр газовой промышленности СССР и эксглава «Газпрома», позже посол в Украине, а тогда премьер Виктор Черномырдин).

Кажется, Константин Боровой еще более едко обрисовал НДР с его рекламой (цитирую по памяти):

Лысый дядя на плакате

Руки домиком сложил,

Чтоб не думал избиратель,

Что на всех он положил.

Так вот для большинства людей, пребывающих в депрессии вместе с их (многочисленными депрессивными) регионами России, Газпром — не дом. Газпром — помпезная витрина России. За витриной, с тыльной стороны Большого театра российской политики, этот дом выглядит иначе. Их дом и не Дугинский имперский Грёзпром.

«Экзистенциальная Империяэто царство масок, то есть личин, личностей. В ней все переливается – «это скрывает и открывает то». Империя и театралитет», - постит Дугин. Ок. Посмотрим, что и откуда переливается за масками и вывесками.

елям высокой русской культуры из страны Марины Влади (остальным тоже не помешает), следовало бы также принять во внимание нижеследующее яркое произведение. В нем и про «глубинную суть»; и про призываемых сегодня из депрессивных регионов «добровольцев неломанного гроша»; про покидающих свои унылые, промозглые, не газифицированные имперским Газпромом дома — чтобы заселиться в отжатые у украинцев солнечные — наташ из Ростова; и про прочие не в духе томных балов и романтики вещи. Про «российский дом», архаичную и антиэмпатичную Россию, прочувствованную изнутри вполне современным и даже узнаваемым на Западе гением.

Читатель!

Если устал от поэзии,

Проскролль! :)

Если, уважаемый читатель не устал, то можно вчитаться. Или вслушаться (ссылка ниже :)).

Дом

Что-за дом притих, погружен во мрак?

На семи лихих, продувных ветрах.

Всеми окнами обратясь в овраг,

А воротами на проезжий тракт.

Ох устал я, устал, но лошадок распряг.

Есть живой кто-нибудь? Выходи, помоги...

Никого. Только тень промелькнула в сенях,

Да стервятник спустился и сузил круги.

В дом заходишь, как, все равно в кабак.

А народишко - каждый третий враг.

Воротят скулу - гость непрошенный,

Образа в углу и те перекошены.

И затеялся смутный, чудной разговор,

Кто-то песню стонал да гармошку терзал,

И припадочный малый, придурок и вор,

Мне тайком из-под скатерти нож показал.

Кто ответит мне, что за дом такой?

Почему во-тьме, как барак чумной?

Свет лампад погас, воздух вылился,

Али жить у вас разучилися?

Двери настежь у вас, а душа взаперти,

Кто хозяином здесь? Напоил бы вином...

А в ответ мне: "Видать был ты долго в пути.

И людей позабыл, мы всегда так живем.

Траву кушаем, век на щавеле.

Скисли душами, опрыщавели.

Да еще вином много тешились

Разоряли дом, дрались, вешались".

Я коней заморил, от волков ускакал,

Укажите мне край, где светло от лампад,

Укажите мне место, какое искал,

Где поют, а не стонут, где пол не покат.

О таких домах не слыхали мы,

Долго жить впотьмах привыкали мы.

Испокону мы в зле да шепоте

Под иконами в черной копоти.

И из смрада, где косо висят образа,

Я башку очертя шел, свободный от пут,

Куда кони вели и глядели глаза,

И где люди живут, и как люди живут...

Сколько кануло, сколько схлынуло.

Жизнь кидала меня, не докинула.

Может спел про вас неумело я,

Очи черные - скатерь белая...

© Владимир Высоцкий

Хорошо послушать (желательно, дочитав статью :) ) можно здесь. Сильно добавляет объем. Кадры можно не смотреть, чтобы не отвлекаться от мощного текста. Хотя первый фон красноречив :) Опять партизаны? :)

Да, автор намекает на бессознательное бегство «российских глубин» в солнечную, изобильную Украину от своей собственной Тени. От убогих, помрачившихся на всю глубину российского коллективного бытия и сознания (пусть философы спорят, что первично :)), от Тьмы, заслонившей Солнце на 1/8 суши.

КАЧАЯСЬ НА ПРОГНИВШЕЙ ЛЕСТНИЦЕ ИМПЕРСКИХ ФАНТАЗИЙ

Концепции — это просто концепции.

Можно, к примеру, увлечься Аджемоглу и Робинсоном, и не замечать, что авторы тщательно подбирают факты, подтверждающие их взгляды, но обходят факты другие. Так же и Хантингтон мог приводить «красноречивые» примеры стран по состоянию на определенный год, но тот, кто давно следит за политикой (или за новейшей историей :)), заметил бы, что уже через 5-10 лет после описанного картина резко бы поменялась. Такое заметно сплошь и рядом.

Поэтому в практическом смысле иногда ценнее множества деталей и танцев с бубном вокруг чьей-то очередной Галатеи... К примеру, прийти к простому практическому выводу, который, думаю, трудно оспорить — на постсоветском пространстве или ты развиваешь адекватные сегодняшнему (еще лучше — завтрашнему) времени и его вызовам институты, или получаешь ригидное сословное общество, архаичное, ведущее к стагнации и даже деградации, и не способное на такие вызовы отвечать. Это можно подтвердить и теорией, и огромным количеством наблюдений-замеров из «потока». Обратное подтвердить на практике не думаю, что у кого-то получится.

Получится только в умозрительном мире Александра Дугина, зримых признаков которого нигде вокруг нет. Зато есть отговорка: «На Донбассе мы сражаемся за Империю, которой нет. Тем самым она становится реальностью». А как насчет законов истории, в которые тоже не вписывается?

Там, в мирах сказителя и «провидца» Империи, «Дионис – грядущий Царь». Какая, к слову, крамольная мысль... :) Путин вот на встрече с врио губернатора Кировской области Соколовым, на днях просто рубанул по Бахусу, потребовав бороться с алкоголизацией населения в крупных городах. Под кого мысленно копаете Александр Гельевич?! :) А вот этим (ниже цитата)? :)

Северянин в “Громокипящем кубке” (1911)

Я приказал дать "полный". Я нагло приказал

Околдовать природу и перепутать путь!

Я выбросил шоффэра, когда он отказал,-

Взревел! и сквозь природу - вовсю и как-нибудь!

Кто там у вас сейчас типа единоличный шоффэр? :) Смотрите, Александр Гельевич, «фиолетовый транс», он коварен, как черный пруд с лилиями в графском парке :)

Но вот «вовсю и как-нибудь!» это да. Вся российская логистика первого этапа полномасштабного вторжения была пронизана духом этих строк Северянина...

Так вот, в мире имперских фантазий «вся современность от национализма через либерализм и глобализм и вплоть до ИИ» (очевидно, «вовсю и как-нибудь!») преодолевается через традиционализм. А «кризис российской государственности преодолевается СВО» (в пику модернизации), и «все те, кто против СВО - это ДРГ противника». Причем, «специальная военная операция будет продолжаться и продолжаться. Пока не наступит момент полного преображения всей реальности».

По крайней мере, надо полагать, преображения реальности «вовсю и как-нибудь». Потому что, таки да, если война будет продолжаться и продолжаться, то реальность, конечно, преобразится. Но так ли, как предполагают российские имперцы?

При столкновении с приземленной реальностью разобранных в Крыму «окурком» самолетов, мысль Александра Гельевича Дугина надувным шариком отлетает во взволнованно-растерянные реплики с торопливыми опечатками: «А есть ли у нас в запасе некое эффектное средство, чтобы враг несколько отпрянул в ужасе? Ведь должно же быть… Зазор между нашим богатырским сном и реальностью растет стремительно. Сон назваается «богатырским» не потому, что он здоровый, а потому, что он беспробудный. В эпосе исток этого сна в злых чарах, наведенных на богатыря, чтобы он не сделал того, что должен сделать».

Чары? Исток? Весь исток в том, что именно так и работают архаика, и милое ее заплесневелому нутру корыстливо-раздолбайское архаично-сословное общество. Как беспробудный богатырский сон.

В свете сказанного выше, особо хотелось бы напомнить, что поднимаясь по лестнице выше и выше (прям как табор в небо; прям как персонаж фильма на Лаврскую колокольню; прям как Александр Гельевич Дугин, кличущий империю в бой за свой Грёзпром), вообще-то желательно понимать, к правильной ли она приставлена стене.

К правильной ли, можно понять по сумме факторов и длинной серии практических замеров-наблюдений в самых разных сферах, а не в рамках одной, часто весьма предвзятой, узкой (т.е. не учитывающей влияния других пластов реальности) или умозрительной концепции. Не в рамках ядерного карго-культа, вообще не отвечающего на вопросы многомерной действительности.