Продолжение. Читайте первую, вторую и третью части.
11. БАРДАК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С СОБОЙ И ЭКСПОРТ СТРАХА ПОД ВИДОМ ЭКСПОРТА ХАОСА
«Если второй закон термодинамики верен (а он верен) и энтропия не может уменьшаться и исчезать, то возникает вопрос (довольно тревожный вопрос) — где она в таком случае? Когда порядок навели, что стало с беспорядком? Где теперь хаос, которого вроде нигде не видно? Куда он делся? В каких местах он теперь растет (он ведь «по закону» должен расти!)?» - вопрошал Сурков.
Следует заметить, что при объективной аналитической оценке российский порядок не является ни порядком, ни хаосом. Он является неким третьим состоянием, которое будет корректным описать словом «бардак» (наверняка, не я это первый заметил :)).
«Бардак» от хаоса принципиально отличается тем, что он обычно условно упорядочен в чьих-то «мутных» («мутных» по-разному, но всегда порочных — от лени, по глупости, из алчности, гордыни ради etc) интересах. И потому он в России никуда не девается, несмотря на иллюзии Суркова. Он прирос — к рукам, к мозгам. Потому всегда и везде «с собой».
Бардак крайне плохо самоорганизуется в целях созидательных. При бардаке нельзя просто сделать что заблагорассудится. При нем эффективно (поддерживается средой) только действие ведущее к деградации, вниз, «по наклонной плоскости». Любые усилия продвинуться в обратном направлении окажутся саботированными и заглохнут на 2-й, 3-й, 4-й итерации.
Но «бардак» не является и порядком, т.к. «мутный» интерес на то и мутен, что искажает, пренебрегает интересами любой экосистемы, куда встроен. Метафорически это как взять толкиеновского эльфа, обдать… какой-нибудь «черной магией» и получить орка. «Бардак» настолько игнорирует любые здравые системы с их балансом интересов, что принципиально ни с чем конструктивным конструктивно нестыкуем. И, следовательно, с тз зрения такой системы постоянно продуцирует хрень.
Над некоторыми практическими следствиями едко иронизирует Сеть.
К примеру... Когда на фоне неудачной войны в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации появилась статья о «публичных действиях, направленных на дискредитацию вооруженных сил», предполагающая штраф и даже уголовку, Сеть язвительно откомментилась:
По статье о дискредитации армии РФ оштрафована армия РФ.
Еще неплохой пример — феерические заявления министра Лаврова о еврейском антисемитизме и последовавшее за ним «усугубляющее» утверждение МИД России про «курс нынешнего правительства Израиля на поддержку неонацистского режима в Киеве». После чего лично императору пришлось приносить извинения премьер-министру Израиля. Здесь «прекрасно» все. И хаос такое не слепит. Чтобы хаос такое слепил нужны миллионы лет экскре... экспериментов. Но вот заинтересованный бардак, на фоне поощряемой «разрухи в головах», пожалуйста.
Так вот... Предвоенный Сурков находит «гениальный» термодинамический ход — именно в духе корыстного бардака, а не хаоса:
«Все империи делают это. На протяжении веков Русское государство с его суровым и малоподвижным политическим интерьером сохранялось исключительно благодаря неустанному стремлению за собственные пределы. Оно давно разучилось, а скорее всего, никогда и не умело выживать другими способами. Для России постоянное расширение не просто одна из идей, а подлинный экзистенциал нашего исторического бытия.
Киевстар запустил выгодный тариф всего за 100 гривен: как подключить
В Раде поддержали ужесточение контроля за работой ТЦК: что изменится
Мошенничество вокруг пенсий: эксперт разоблачил 3 новые схемы
"Нова пошта" обратилась к клиентам из-за запрещенных посылок за границу: важные правила
Имперские технологии эффективны и сегодня, когда империи переименованы в сверхдержавы. Крымский консенсус — яркий пример консолидации общества за счет хаотизации соседней страны».
Приходит на ум поговорка you cannot teach old dogs new tricks — старых собак не научишь новым трюкам. Даже если уровень угроз растет или зашкаливает.
Когда «суровый и малоподвижный политический интерьер» не может быть даже поставлен под сомнение, не может быть поставлен под вопрос и знаменитое «воруют» (или «крадут») Карамзина. А значит, главный реальный, а не мнимый, многовековой враг и разрушитель России перестает быть идентифицируемым. Коррупция превращается в клей, реально скрепляющий всю конструкцию из дерьма и палок, в главный инструмент внешней и внутренней политики. Который превращает эту политику в вечно вчерашнюю в стремящемся ко все большей прозрачности информационном мире.
Думаю, уместным здесь будет процитировать абзац из вышедшей на «Хвыле» статьи Сергея Дацюка «Что происходит в предельном состоянии?»:
«Обнаружить описание транзистенциальной неопределенности, которая ужаснее экзистенциальной — «лучше умереть, нежели измениться, ибо изменение несет более страшную неопределенность, нежели смерть», — обнаружить не удалось нигде, кроме религиозных текстов. Существо чаще всего предпочитает умереть, но не преобразиться».
Именно такая дилемма стоит перед российскими элитами (возможно, и перед Россией в целом).
Нынешний мировой размах экспорта страха Россией полностью отражает степень и масштаб напуганности ее собственных элит, не способных измениться. Пытавшаяся прорваться в НАТО Украина (повторюсь, оно не лишне) казалась этим элитам объектом, существенно усложняющим и без того неприемлемо сложную, разъеденную тотальным воровством, шаткую среду.
К слову, таким же объектом казалась и внутрироссийская оппозиция. Когда ее подавили и Запад это проглотил, Кремлю показалось, что трюк можно повторить и с Украиной.
12. МНОГО С И МНОГО Р: РЕГРЕСС К СССР, ОРДЛО, КНДР.
Отдельного внимания заслуживает происходящий на фоне войны все более тотальный откат российской пропаганды и прочих сфер и практик к, по сути, советским штампам и моделям многодесятилетней давности. Он наглядно демонстрирует степень растерянности элит, нулевой креативности и тотальной смысловой пустоты. В психологических терминах это регресс. Откат в ситуации тревоги или конфликта к менее зрелым и адекватным ситуации вариантам поведения.
СССР ведь проиграл конкуренцию уже в прошлом веке. Что говорить о веке нынешнем?
Если посмотреть сегодня на кадры времен ГКЧП, может сложиться впечатление, что поздним СССР управляли идиоты. И что советовали им тоже идиоты. Но это не так. СССР имел мощные интеллектуальные структуры. Но они работали в исключительно узком коридоре дозволенного. Это губило всю гуманитарную мысль в СССР (техническая мысль имела больше свободы и разница в результатах 30 лет назад была хорошо заметна).
Чем карманнее и зашореннее интеллектуалы, тем бесполезнее их рекомендации. В конце концов, полагающиеся на карманных интеллектуалов власть, неизбежно утрачивает обратную связь. В современном мире это сродни попытке рулить по извилистой трассе, на растущих скоростях, с завязанными глазами. Или мчаться в темной ночи с фарами, которые светят внутрь салона – давая вам шикарную возможность купаться в свете прожекторов. Но до ближайшего поворота или столба.
Происходящее тем более странно, что (позволю себе себе еще одну цитату из своей ранее упоминавшейся статьи многолетней давности):
«Существует фундаментальное идеологическое различие между СССР и современной Россией, порождающее неразрешимое противоречие.
СССР пытались строить на идеях Маркса, которые "замешаны" на труде, а не на дерибане. Советский Союз, косо и криво – но созидал. А поэтому, пусть формально, всячески продвигал идею созидания, ведущего в светлое будущее. Так как наступление этого "будущего" предполагалось – советская пропаганда была осторожнее российской в угрозах превратить Америку "в радиоактивный пепел" или сбросить "ядерную бомбу в Босфор".
Причем речь шла не только о коллективном светлом будущем, но и о персональном. Не всегда, но довольно часто, труд в СССР окупался. В основном окупались написанная диссертация, полученный разряд, очередное воинское звание и тому подобное.
В постсоветские времена с этим было практически покончено. В стране отжима, откатов и кидалова труд перестал быть "хорошей стратегией".
В этом смысле мифический "Советский Союз", якобы возрождаемый Путиным и Kо, отличается от реального СССР как обертка от конфеты. Это попытка раздуться до границ того, что создавалось и довольно кратковременно поддерживалось совершенно другими смыслами. Нынешняя Россия такого масштаба смыслов в себе не содержит».
Возник странный парадокс. Продвигавшиеся большевиками идеи оккупировали российские телевидение и обрезки Интернет-среды, поддержавший «похабный» Брестский мир Ленин шествует по постаментам временно оккупированной части Юга Украины. И даже кремлевский топ-пропагандист, однокашник Суркова Владимир Соловьев, внезапно натянувший военную форму чтобы топ-топ за славой в Мариуполь, не забыл показательно тусонуться на камеру у проходной раздолбанного россиянами же завода Ильича.
При том, что именно при Ленине, «в 17-18 гг прошлого века», по Суркову начался «распад России».
Но Ильич и прикладная рекоммунизация настолько широко шагают по российскому идейному вакууму, будто вознамерились довершить начатое век с лишним назад. Будто остается лишь подождать, когда пресловутые коррупционно-олигархический базис и большевистская надстройка настолько тотально войдут в конфликт, что все завалится под грузом непосильного для российских масс имущественного и когнитивного диссонанса.
Это странно еще по одной причине. В то время как спецслужбы хорошо кормятся с российской экономики и удельный вес выходцев из спецслужб на значимых должностях и потоках огромен (звучала цифра — до 70%), этого не скажешь об армии.
Российская армия имеет достаточно продвинутые вооружения, но российский солдат накормлен, оснащен, снабжен и организован хреново. Если добавить к картине типичное, т. е. очень низовое происхождение среднестатистического российского бойца, коммунистическая идея представляется окурком, который бросают... Куда его только не бросают. В Сети иронизируют, что «cамое страшное оружие – окурок: он и нефтебазу спалит, и арсенал взорвёт, и крейсер потопит, и поезд под откос пустит». Даже больше, даже больше.
В целом же, складывается впечатление, что начав войну, Россия так и не смогла отвоевать Донбасс, зато оказалась оккупированной ОРДЛО. Еще немного и дойдет до идейной оккупации России КНДР.
Проблема для россиян в том, что Россия — не КНДР. Россия — многонациональное государство, имеющее в сто с лишним раз большую территорию и огромную протяженность границ. Россия неизбежно вовлечена в огромное количество современных международных процессов. Россия конкурирует на глобальных рынках, где одна лишь конъюнктура вывозит не всегда. Страна имеет дело с колоссально модернизированными соседями. И потому использовать модели 90-100-летней давности позволить себе не может. Китай, к примеру, не остался даже Китаем полувековой давности (что для него — исторический мизер), страной времен Мао. И именно это привело его ко второму месту в нынешнем мировом первенстве.
Можно сколько-угодно грезить о самодостаточности, импортозамещении и пр. Но продолжающиеся по факту примитивизация, архаизация и милитаризация сознания ведут Россию к коллапсу. Импульс войны — это восстание деструктивного. Это зов инстинкта смерти. И каждый день войны, а тем более, переход ее на все новые уровни — ступени пробуждения этого инстинкта. Ему все равно что разрушать.
13. НЕРАВЕНСТВО + МОБИЛИЗАЦИЯ = РЕВОЛЮЦИЯ. ЯДЕРНЫЙ НЕУДАР
Возвращаясь к сюжету с возможной квазимобилизацией в КНДР. В России век назад реальная мобилизация обернулась революцией. Но российские элиты настолько отгородились от реальности, настолько заслонили мифом о Великой Победе Первую мировую, что забыли о ее драматических итогах.
Да, во время Второй мировой в СССР история не повторилась. Но не по причине силы репрессивного аппарата (чем сегодня пытается отвечать на вызовы Россия) — он как раз в ходе войны утратил былую силу и прежнего масштаба репрессии стали нереальны.
Революции в СССР не случилось, потому что отсутствовало порождающее революции вопиющее неравенство. Нынешняя Россия в смысле неравенства догнала и перегнала «дореволюционную». Тогда как российское общество гораздо менее толерантно к неравенству, чем, скажем, американское. Там, как в известном вестерне «Хороший, плохой, злой» сюжет вертится вокруг того, в чьих руках пистолет. Слова классика про русский бунт по-прежнему актуальны. И вооруженному люмпену все равно, что громить и где грабить — в Ирпене или Хамовниках. Был бы подходящий случай и фон, а фан найдется.
Вы можете в закрытом обществе, до поры, подавлять антивоенное движение. Но если закрытость сопровождается кричащим неравенством, вы не можете ничего сделать с классовой ненавистью.
Смирившиеся обыватели, жующие чипсы у телевизора — это не сотни тысяч озлобленных солдат из окопов, еще и нанычковавших горы оружия. Элиты могут презирать солдата исключительно потому, что он позволяет это делать и ровно до момента, пока он позволяет это делать. Винтовка (неизбежно) рождает власть, как заметил классик крупнейшей из революций.
Мобилизация (в отличие от призыва резервистов) — это решение элит, приводящее к росту потерь в разы. Потому как масштаб и/или длительность (в любом случае — тяжесть) конфликта многократно растет. К тому же, люди, плохо к войне подготовленные или плохо предназначенные — это легкая мишень. Значит еще круче взлетают потери.
Сунь Цзы говорил: «На войне слышали об успехе при быстроте ее, даже при неискусности ее ведения, и не видели еще успеха при продолжительности ее, даже при искусности ее ведения. Никогда еще не бывало, чтобы война продолжалась долго и это было бы выгодно государству».
Изнурительная, длящаяся и длящаяся, кровавая война однозначно и неизбежно вбивает клин между интересами верхов и низов. Сливок общества и «глубинных» корешков. Что невозможно компенсировать бравыми спичами и картинками с Соловьевым-Симоньян или пропагандой в Телеге.
«Если бы наши солдаты понимали, из-за чего мы воюем, нельзя было бы вести ни
одной войны», - сказал Фридрих Великий.
Элиты ведут войны ради амбиций, статуса, земель и пр. Что представляется им
приоритетным по сравнению с человеческими жизнями и судьбами, которыми весь
этот банкет щедро оплачивается. Груз потерь практически целиком
перекладывается на низы общества. Он быстро растет и ширится, чего элиты
не ощущают и что плохо сознают (т. к. сопоставимых потерь не несут, а сливки
собирать могут). В какой-то момент ситуация переворачивается. Понесшие
огромные потери слои общества требуют сатисфакции. Вспыхивают столь же
масштабные кровавые восстания или революции.
На днях спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин заявил о том, что мобилизации не
будет. Внезапный всплеск инстинкта самосохранения элит.
Второй всплеск — ядерный удар рассматривается «только как возможность
ответа на нанесенный удар». Правда, Володин не уточнил, что нанесенный по
России удар тоже должен быть ядерным. Поэтому проблеску здравого смысла в
гулких коридорах российской власти радоваться пока рано. Но осознание растущей
шаткости социальной ситуации при росте масштаба обмена ударами в терема и
закрома высоко над народом поставленных деятелей РФ, похоже, таки заглянуло.
14. КОГДА ПРИКРЕЗИТСЯ ГАЛИС
«Перейдя реку Галис, ты разрушишь великое царство», - якобы возвестил оракул
Крезу перед войной с Киром. Крез и перешел. Чем закончилось все знают.
Не случайно, войны разрушили столько империй. Не случайно, и в Первой мировой,
и во Второй мировой победили более гибкие, а более милитаризированные
проиграли, рухнули, разлетелись на куски.
Призывающий к экспорту хаоса, зовущий перейти «реку Галис» довоенный Сурков
забыл задаться парой-тройкой вопросов: «Что будет, если начнется экспорт
хаоса в обратном направлении? Как прореагирует на такой экспорт «Русское
государство с его суровым и малоподвижным политическим интерьером»? Что
станется с этим государством в случае неудачи в большой войне, ежели
«оно давно разучилось, а скорее всего, никогда и не умело выживать другими
способами?».