...и не думали, пока не
пришел потоп и не истребил всех...
(Евангелие от Матфея, 24:39)
Дьявол играет нами, пока мы не мыслим точно.
(Мераб Мамардашвили)
Власть отвратительна, как руки брадобрея.
(О. Мандельштам)
В контексте идейного пространства, заданного приведенными цитатами, попытаюсь почтить память одного из самых выдающихся мыслителей советского периода Мамардашвили Мераба Константиновича (15.09.1930 – 25.11.1990). Ему сегодня, 15 сентября, – 90.
Он родился там же, где и Сталин – в Гори, Грузия. Если в этом случайном факте искать какой-то символ, то он, пожалуй, в том, что философ и тиран может появиться на одном и том же месте, как вырастает на одной и той же почве пшеница и чертополох. Но философ и пшеница – явление культуры, а чертополох и тиран – продукт дикой природы и хаоса, дикости в социальной жизни.
М. Мамардашвили был философом неакадемического толка. «Мой опыт нетипичен», - говорил он в одном интервью. В сущности, это был опыт интеллектуала послесталинского периода, опыт расчёта (не идеологического, не политического, а философского), со сталинизмом, опыт интеллектуальной совести и свободы в условиях несвободы.
Нетипичность опыта Мамардашвили, особенность его философского портрета была в том, что он не вписывался в групповой портрет того поколения шестидесятников, которые «по-новому прочитывали» Маркса, Лукача и Грамши, и не только «по долгу службы» стремились придать социализму «человеческое лицо», но и формировали дискуссионную атмосферу критической мысли и отказа от идеологической догматики. В этой атмосфере рождалась школа социальной философии. Таких среди философов той поры было немало – А.Лосев, М.Пятигорский, Э.Соловьёв, Э.Ильенков, М.Петров, П.Копнин, Г.Батищев, В.Библер, А.Арсеньев, А. Зиновьев, П.Гайденко, Н.Мотрошилова, В.Швырёв, Б.Грушин…. – далеко не полный список совершенно замечательной плеяды интеллектуалов первого ряда того интересного времени «оттепели».
Мамардашвили был среди лиц приведенного списка, но не с ними. Как еще разве что М. Бахтин и С. Аверинцев. У него был свой путь философа-нонконформиста сократовского типа – не только по форме общения с аудиторией и по структуре его мышления, но и в более глубоком смысле связи его мысли с тем невидимым миром, который находится за горизонтом видимого, за пределом опыта.
Для Мамардашвили философия начинается с усилия мысли, направленной на понимание обнаженной сути вещей. В этом смысле он видел свою задачу в том, чтобы раскодировать и понять видимый мир, снять с него маску иллюзорности, идеологический панцирь ложного сознания. Снять одежды «первичной очевидности», «видимой нереальности».
"Большая сделка": Трамп встретится с Путиным, в США раскрыли цели
Водителей в Польше ждут существенные изменения в 2025 году: коснется и украинцев
Пенсионеры получат доплаты: кому автоматически начислят надбавки
"Киевстар" меняет тарифы для пенсионеров: что нужно знать в декабре
Например, такой самой что ни на есть очевидной «видимой нереальностью» было строительство коммунизма. Эта очевидность не подвергалась сомнению, ею была заполнена вся социальная жизнь. Коммунистическая идеология склеивала все промежутки между отдельными людьми, действиями, мыслями и превращала саму жизнь в заколдованное царство «дракона».
Это царство - продукт того, что нет того промежутка между людьми, где живёт свободная мысль. И тогда делается то, о чем сказано в эпиграфе «...и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех...».
Так и случилось – в 1917-м, потом в 1991-м.
Талант математика проявляется в том, чтобы видеть отдельную точку на сплошной линии, а саму линию как совокупность точек. Без этого нет дифференциального исчисления и промышленной революции. Талант музыканта – превратить хаос звуков в музыку. Найти промежутки между звуками и перекомбинировать их в гармоничную мелодию. Талант писателя – различать слова в «шуме сознания» (А.Платонов), находить в промежутках между словами место для смысла. Талант живописца – в промежутке между светом и тенью найти место для «мелодии красок», чтобы «изобразить» мир в ином измерении, чем у нас «за окном». Талант политика – находить смысловое пространство между государственной машиной и человеком, так чтобы машина власти не душила человека. Без такого усилия политика - «власть отвратительна, как руки брадобрея». Как ОМОН Лукашенко, как украинская олигархия.
Талант философа – усилием мысли раздвигать склеенные идеологией промежутки между людьми, проветривать их воздухом свободы, наполнять знаками, смыслами и символами культуры. И понимать.
В 8-й лекции «Вильнюсских лекций по социальной философии (1981) Мераб Мамардашвили говорит: «Мы всегда имеем, с одной стороны, мир, в котором нечто уже случилось, и, с другой стороны, в котором <нечто> не случилось, и это неслучившееся тоже имеет последствия. Это ставит нас в такое положение, что, если нечто не случилось в нашей социальной жизни, мы не сможем произвольным усилием желания, вообржения, требования…сейчас так просто взять и сделать это».
Я бы назвал это влияние на нашу повседневную жизнь неслучившегося, эти последствия того, что могло случится, но не случилось в общественной жизни, которые мы не замечаем, не понимаем и не желаем понимать, - я бы назвал их диктатурой небытия.
Мы живем под гнётом этой диктатуры. Если взять даже Новейшее время нашей истории – у нас то же, что и раньше, заколдованное царство и та же отвратительная власть олигархии. И эта бедность основной массы населения, и это кричащее богатство «избранных» проходимцев, и эти продажные суды, и эти вечные гоголевские свиные рыла провинциальных градоначальников и те же торговцы «мертвыми душами» на избирательных участках… И война.
Вся эта мерзость запустения – следствие неслучившегося. Не случилось «социалистическую собственность» советской экономики превратить в народную собственность – она стала собственностью бандитов, высокопоставленных чиновников и силовиков. Так родилась власть олигархии.
Не случилось предотвратить захват зданий СБУ и госадминистрации в Луганске весной 2014, и мы получили войну.
Не случилось офицерам воинских частей в Крыму действовать, как велит присяга и устав караульной службы, - Крым перешел в собственность РФ.
Вот ярчайший пример. В соответствии с Законом Украины "Про державний внутрішній борг України", №2604 від 16.09.1992, необходимо было создать специальный фонд для компенсации утраченных вкладов в Сбербанке СССР. В статье 8 этого Закона, было записано: "Державний внутрішній борг гарантується всім майном, що знаходиться в загальнодержавній власності". І ще там було записано і таке: "Для фінансування витрат по розміщенню, рефінансуванню, виплаті доходу і погашенню боргових зобов'язань Уряду України в складі Державного бюджету України створюється фонд обслуговування державного внутрішнього боргу України. У цей фонд зараховуються кошти в розмірі 50 відсотків, отримані від приватизації майна державних підприємств".
Фонд не был создан, и 50% денег от приватизации ушли не вкладчикам, а кому надо. А только за период 1998-2012 сумма от приватизации госмайна была в размере $ 11 276 716 954.
Сам же закон втратив чинність на підставі Закону N 3614-VI ( 3614-17 ) від 07.07.2011. Підписав скасування закону В. Янукович. Красавец!
Не случился фонд, не случилась народная приватизация, не случился защищённый государством институт частной собственности, не случилось верховенство права. Тут, можно сказать, прямая причинно-следственная связь. Последствия всего этого неслучившегося – дикий капитализм. Он же рай для касты приближённых к власти и бюджету коррупционеров. И имитационная демократия с региональными мафиями и торговлей голосами.
В строгом смысле слова у нас ещё не случилось государство. Оно ведь и нужно-то, чтобы упорядочить хаос, а жизнь людей не превращалась в ад. А для этого нужно своевременно делать необходимое усилие мысли и поступка.
«Дьявол играет нами, пока мы не мыслим точно», - говорил великий Мераб, одинокий борец с хаосом.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, страницу «Хвилі» в Instagram.