Новый меморандум Украины с МВФ наконец стал достоянием общественности. Совет директоров Фонда выделил нашей стране четвертый транш размером в $1 млрд, и вчера деньги начали поступать на счета Нацбанка.

Каковы новые требования кредиторов и вероятность их выполнения, выясняла «Сегодня«.

Большинство законов, необходимых для выполнения меморандума, должны быть приняты в апреле-мае, а остальные, в частности приватизация, — до октября нынешнего года. Лишь в этом случае Украина может рассчитывать еще на три транша — в мае, августе и ноябре — объемом еще $4,5 млрд.

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА. Это наиболее важный пункт меморандума, уверены эксперты. Поэтому его воплотят в жизнь, хотя бы частично. Власти обещают принять законопроекты, необходимые для реформы, уже этой весной. А с 2018 года заработают накопительные пенсионные счета, а выходить на пенсию разрешат при наличии трудового стажа, независимо от возраста (сейчас — 35 лет стажа для мужчин, 30 лет для женщин). С этой целью будет увеличен единый соцвзнос в Пенсфонд с работодателя для представителей вредных профессий (шахтеры, металлурги и т. д.), чтобы выплачивать за его счет пенсии по стажу — пока, например, шахтер, вышедший на пенсию в 50 лет, не доживет до 60-ти, когда ему будет положена трудовая пенсия.

Глава Украналитцентра Александр Охрименко, говорит, что досрочный выход на пенсии при наличии стажа вряд ли возможен, ибо невыгоден: «Допустим, мужчина к 55 годам имеет 35—37 лет страхстажа. В итоге он может получить право на минпенсию, которая окажется вдвое и более ниже, чем была бы его трудовая пенсия. И будет вынужден работать еще 5 лет до достижения пенсвозраста». Но вероятность принятия законов о пенсреформе в апреле эксперты оценивают очень низко — по их мнению, учитывая скандальность темы, законы примут лишь к концу года.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА. До конца мая МВФ просит начать земельную реформу (принять закон о рынке земли) и уже в 2018 году начать продажу сельхозземель. «Вероятность запуска реформы в этом году — 50/50. Но в мае закон точно не примут — слишком сильное латифундистское лобби в парламенте», — уверен политолог Вадим Карасев.

ЖКУ И ЛЬГОТЫ. Украина до конца этого года должна создать единый реестр получателей соцвыплат. Это упростит контроль за ними, а также уменьшит объемы выплат из-за сокращения льготных норм потребления комуслуг. В частности, снизят норму расхода газа и «тока» на отопление — соответственно с 5,5 до 4,5 куб. м и с 65 до 51 кВт/ч на 1 кв. м в месяц. Также отменят оплату комуслуг в рассрочку для тех, кому субсидии не положены. Обещают ввести и монетизацию льгот с 2018 года.

«Все это будет выполнено, но народ пострадает: монетизация не покроет нынешних расходов, например на бесплатный проезд. А юридически все корректно — никто не обещал, что замена льгот на деньги окажется эквивалентной», — считает Охрименко.

ПРИВАТИЗАЦИЯ. До октября из госсобственности должен уйти ряд крупнейших предприятий: многострадальный Одесский припортовый завод, «Турбоатом», Центрэнерго, все облэнерго, «Укрспирт». Эксперты весьма скептичны, что это произойдет — сроки не раз срывались из-за отсутствия желающих купить предприятия. «В лучшем случае это будет некая концессия, в худшем — ничего», — прогнозирует Охрименко.

А по мнению Карасева, МВФ настроен жестко: приватизацию, чтобы пополнить госбюджет, вы не проводите, а денег просите у нас. Поэтому большинство предприятий все же продадут, пусть и намного дешевле, чем планировалось. То есть вероятность приватизации в этом году — более 50%.

АНТИКОРРУПЦИЯ. Одно из требований — дать НАБУ полномочия проводить прослушку без санкции СБУ. Но это маловероятно, считают эксперты. «Властям это не нужно, ведь тогда каждый может оказаться «под колпаком» у спецслужб, а то и стать источником шантажа. Поэтому примут его как можно позже, — говорит Карасев. — А вот появление Антикоррупционного суда (закон о нем требуют принять до конца июня, а создать — до конца марта 2018-го. — Авт.) возможно уже вскоре. То же касается создания полиции расследований финпреступлений против государства (уклонение от уплаты налогов, обналичивание денег. — Авт.) — вместо налоговой полиции и обещанного сокращения чиновников на 4%».