Киселев пропаганда
Киселев пропаганда

Так называемое “военно-патриотическое воспитание” в аннексированном Крыму губительно влияет на психику подрастающего поколения, уверена психолог Лариса Волошина.

Об этом она рассказала в интервью на радио Крым.Реалии.

“Когда человек вырастает, он формирует свою морально-ценностную парадигму, проверяет знания на собственном опыте. И тогда эффект пропаганды смягчается. Но последствия пропаганды все же невозможно убрать из психики”, – сказала психолог.

Как отмечает Волошина, пропаганда, которую можно заметить на российских массовых мероприятиях, структурирована как бред: она некритична, в нее надо просто верить, а не проверять. А дети подсознательно верят взрослым.

“Ребенку впихивают в голову пропаганду, и не просто пропаганда оторвана от реальности – собственный опыт говорит обратное. Например, на торжественном мероприятии в Крыму дети бросают в людей воображаемые гранаты. А при этом чему мы учим детей? Не целиться из рогатки в птиц, быть хорошим, ценить папу-маму, общество. Но когда мы – “Россия”, “русские”, мы бросаем гранату и целимся в воображаемых противников. Вот оно, несоответствие того, что говорят, тому, что делают реальные взрослые и сам ребенок. Это очень губительно для психики”, – говорит специалист.

По ее словам, сейчас в Крыму немало психологически травмированных детей.

“Детей учат доносить друг на друга, их используют как оружие против собственных родителей. А когда ребенок приходит домой, рассказывает, что было в школе и понимает, что родители думают по-другому – ему больно. Разрыв между семьей и обществом крайне нежелателен для ребенка. Кстати, в идеологии пионерской организации сказано: организация была создана для того, чтобы оторвать детей от семьи. Когда родители в жесткой форме противостоят убеждениям ребенка – а, по сути, пропаганде – они травмируют его”, – говорит Волошина.

Отвечая на вопрос, что в такой ситуации делать родителям, психолог пояснила: “Выстраивать морально-ценностные конструкты. Учить, что предательство – это плохо, что любовь к Родине – это хорошо. Быть мягкими. Не спорить с тем, что говорят в школе – это делает ребенку больно. Но аккуратно давать ему понять, что есть другое мнение. Не просто родительское – вообще другое. Нужно смягчать жесткие конструкты пропаганды и основывать воспитание, формирование личности ребенка на базовых ценностях”.

Волошина также отметила, что на самом деле то, что делают сейчас с крымскими детьми, классифицируется международным законодательством как преступление – в частности, использование детей в военизированных организациях.