На каждого отечественного чиновника сформируют персональное досье. Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы совместно со Всемирным банком готовят проект по создании реестра госслужащих, где будет и электронный кабинет каждого госслужащего. В нем будет вся необходимая информация, которая сейчас содержится в личных делах работников госаппарата.

Об этом UBR.ua сообщил председатель Нацагентства Украины по вопросам государственной службы Константин Ващенко.

«Там будет вся информация о сотруднике госоргана с момента его поступления на службу и до момента ухода: декларации о доходах и имуществе, поощрениях и перемещении по службе, прохождении обучения и прочая информация», — уточнил он.

Это комплексный проект, который только запускается. Сейчас выписываются техзадания и все необходимые параметры системы, а затем будет объявлен тендер на его реализацию.

«Думаю, что первые результаты мы получим через два года», — считает Ващенко.

Часть информации будет в публичном доступе. Например, можно будет узнать, какую зарплату получает конкретный чиновник и как он движется по карьерной лестнице. Надо сказать, что реформа оплаты труда чиновников предусмотрена действующим законодательством.

Не секрет, что сейчас в госаппарате некоторые чиновники получают премии в 300% или 500%, за счет незаполненных вакансий и перераспределения расходов на тот или иной госорган. При этом новый закон о госслужбе, который начал действовать в 2016 году, предусматривает только 30%-ю премию, но только в конце переходного периода, который закончится к 2019 году.

За два года переходного периода, с момента начала действия нового закона о госслужбе, система оплаты труда чиновников должна полностью измениться. Объем гарантированных выплат, который состоит из оклада, надбавки за выслугу лет и надбавки за ранг госслужащего, к 2019 году должен составлять 70% зарплаты чиновника.

Пока, по данным Нацагентства, этот показатель достигнут на уровне местных органов власти 72% — оклад и 28% — надбавки. В центральных органах власти на долю основных выплат приходится 56%, а стимулирующих — 44%.

Уже в этом году для каждого госслужащего установлены критерии эффективности его работы — KPI. Это 3-4 конкретных показателя. Например, если кто-то принимает документы от предприятий и населения, то будет учитываться не количество принятых бумажек или клиентов, а отсутствие жалоб с их стороны на его работу. Что будет способствовать переходу к госслужбе, которая оценивается по результату своей работы, а не по процессу ее выполнения.

«Высокие зарплаты надо платить за результаты работы, а не за должность или компетенцию. Пока эффективность работы госаппарата очень низкая. К реформированию рабочих процессов реформирования институтов власти еще, по большому счету, не приступали», — отметил менеджер группы «Реформа публичной администрации» РПР Сергей Сорока.

Впрочем, постепенное повышение окладов госслужащих уже сыграло свою роль. По словам Константина Ващенко, если до начала действия нового закона о госслужбе конкурс на одну вакансию в госаппарате составлял в среднем 1,7 человека на место, то сейчас это уже 4 человека на место. И в зависимости от вида должности эта цифра может сильно отличаться.

Также сильно отличаются и оклады разных лиц на госслужбе. Разумеется, чтобы получить лучших работников, им надо больше платить. Иначе они уйдут в коммерческий сектор или не захотят переходить оттуда. Но здесь как раз есть ряд сложностей.

Популярные статьи сейчас

Ликвидированы офицеры, генерал РФ и сотни солдат КНДР: последствия удара Storm Shadow по Курской области

"Мы предали Украину": конгрессмен Маккол назвал главное условие для переговоров с Россией

В Украине вслед за яйцами подорожал еще один базовый продукт

"Чистой воды афера": Попенко объяснил, кто и как пилит деньги на установке солнечных батарей

Показать еще

За два года с момента принятия нового закона о госслужбе, зарплата госслужащих выросла. Однако существует проблема в разнице между самым низким и самым высоким должностным окладами бюджетников.

Как утверждают в Национальном агентстве Украины по вопросам государственной службы, пропорция должна составлять 1:7, сейчас же она достигает 1:40.

Например, как сообщил исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский, при старой системе оплаты труда госсекретарь с опытом управления в частном секторе, который по конкурсу прошел в министерство, но не имеет опыта работы на госслужбе, мог бы претендовать на 17 тыс. грн. В то же время госсекретарь с опытом работы больше 20 лет на госслужбе мог бы претендовать на 50 тыс. грн.

«Этот разрыв не продуктивен. Сейчас все меняется, но шансов привлечь лучших не так много», – рассказал Глеб Вышлинский.

По его словам, за счет повышения зарплат чиновников в прошлом году уровень расходов государства на сектор госуправления уже перегнал средний уровень по странам Центральной и Восточной Европы (10,8% против 9,6% ВВП). То есть, надо повышать результативность работы госаппарата, так как по количеству чиновников наша страна сопоставима со странами Европы.

Велик разрыв в оплате труда и в сравнении с частным сектором экономики. В развитых странах этот разрыв также может составлять 7-8 раз.

В то же время, по словам Сергея Сороки, неудовольствие общества вызывают размеры вознаграждения отдельных реформаторов во власти. Особенно в сравнении с окладами врачей, учителей и даже военных.

«Надо помнить, что по договору с Еврокомиссией эти высокие зарплаты украинским реформаторам платят за счет денег европейских налогоплательщиков, а не из нашего бюджета», — заверил Сорока.

Есть еще государственный сектор экономики, например, НАК «Нафтогаз», ПАО «Укрзализныця» и другие госпредприятия. Формально их руководители не являются чиновниками, хоть и выполняют функции по управлению госимуществом. Их оклады вызывают удивление не только у общества, но даже у министров.

К примеру, осенью прошлого года министр инфраструктуры Владимир Омелян назвал «единственным достижением» ПАО «Укрзализныця» зарплату в 1-3 млн грн в месяц у временного председателя правления Евгения Кравцова. Попутно министр вспомнил, что это чуть ли не вдвое больше, чем зарплата главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, которая также вызвала общеполитическое возмущение.

Или НБУ, который в сентябре прошлого года повысил зарплату всем членам правления в 1,5 раза. Оклад заместителей председателей подняли с 150 тыс. гривен до 230 тыс. гривен в среднем. А исполняющий обязанности руководителя центробанка Яков Смолий получил 241 тыс. в месяц.

Очевидно, что эти оклады останутся вне зоны действия закона о госслужбе. Между тем, как показала практика формирования объединенных территориальных общин, местные советы начинают платить своим работникам больше, чем сейчас получают сотрудники районных администраций, а потому последние стали активно мигрировать на более хлебные места.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook