Хотя до местных выборов еще полгода, нардепы вовсю ведут избирательную кампанию. По мнению политологов, вчерашний скандал в ВР — яркое тому подтверждение.

Об этом пишет Сегодня.

Накануне вечером депутаты от РП заявили, что ГПУ попросит Раду лишить неприкосновенности 7 нардепов: двоих «радикалов» — Андрея Лозового и Игоря Мосийчука, Вячеслава Константиновского из НФ, внефракционных Андрея Денисенко и Сергея Клюева, Михаила Папиева из ОБ и Сергея Мельничука из группы «Воля народа». По слухам, лишать их неприкосновенности якобы будет лично генпрокурор Виктор Шокин: его визита под купол ожидали к полудню. Но ближе к обеду в ГПУ эту информацию опровергли и заявили, что никакого «списка Шокина» в ВР даже не готовили. «Радикалы» же в ответ заявили, что их дискредитируют, а коалиция трещит по швам.

СКАНДАЛ. Первым о возможности лишения некоторых нардепов неприкосновенности во вторник заявил лидер фракции БПП Юрий Луценко, но фамилии не назвал. Но действий от ГПУ так и не последовало. Во вторник вечером в своем «Фейсбуке» фамилии семи нардепов назвал нардеп от РП Андрей Лозовой — и вчерашнее пленарное заседание началось со скандала. Лидер «радикалов» Олег Ляшко обрушился с критикой в адрес власти: «Это попытка политической расправы и месть за нашу принципиальную позицию в парламенте. Предлагаю управляемой Порошенко ГПУ внести представление и на мой арест». Лозовой уточнил, что все это делается якобы из-за их законопроекта о национализации российского имущества в Украине, голосование за который вчера провалили. «Идет война, а московский бизнес у нас себя прекрасно чувствует! А все потому, что кому-то фабрика в Липецке дороже», — сказал «Сегодня» Лозовой.

ОБВИНЕНИЯ. По словам Ляшко, Лозовому якобы «шьют» избиение сельского главы Коцюбинского, а Мосийчуку — грабеж при освобождении Мариуполя. «По Михаилу Папиеву говорят, что на каком-то митинге он делал какие-то заявления (за которые его якобы и пытаются привлечь к ответственности. — Авт.). Увижу документы (от ГПУ. — Авт.) — скажу», — сказал нам депутат от ОБ Вадим Рабинович. Его соратник Александр Вилкул и вовсе назвал происходящее «политическими репрессиями». Самого Папиева вчера в Раде не было. Другие нардепы, которых якобы также собираются лишить неприкосновенности, в беседе с «Сегодня» признались, что узнали обо всем из интернета. Внефракционный Андрей Денисенко, который вышел из фракции БПП в знак протеста против отставки Игоря Коломойского с поста губернатора Днепропетровщины, назвал происходящее личной местью Банковой: «Если меня таки лишат неприкосновенности, из страны уезжать не собираюсь, как и прятаться от следственных органов». Вячеславу Константиновскому, по слухам, «шьют» обвинения за его бизнес-деятельность в 1990-х. Но это только разговоры отдельных членов коалиции. Сам же Константиновский не знает, в чем его могут обвинить: «Думаю, это давление на различные фракции, чтобы «продавить» закон о прокуратуре (его вступление в силу Рада во вторник отложила на полгода. — Авт.). Сергей Мельничук честно признался журналистам, что не знает, в чем его могут обвинять. Обвинения же в адрес Сергея Клюева для всех так и остались загадкой: пообщаться с прессой в кулуары он не вышел, а в сессионный зал заходил через правительственную ложу.

НИЧЕГО И НЕ БЫЛО. В знак протеста Ляшко сложил с себя полномочия главы коалиции. В «Батькивщине» тут же предложили назначить главой коалиции Юлию Тимошенко вместо Ляшко, а некоторые, подхватив волну, стали говорить об очередном расколе в рядах большинства. Ближе к вечеру информацию опроверг нардеп от НФ Андрей Тетерук: «Коалиция работает в «штормовом» режиме, но работу продолжает координировать Ляшко. Если он откажется, руководство перейдет к Тимошенко, а если она откажется — к Юрию Луценко».

Пока все пытались разобраться, есть ли на самом деле раскол в коалиции, к прессе вышел первый замгенпрокурора Владимир Гузырь и заявил, что у ГПУ нет намерений лишать нардепов неприкосновенности. «Ни я, ни генпрокурор нигде такого не озвучивали. Я лично таких представлений не формировал. Может, Юрий Витальевич использовал какие-то свои источники. Однако ГПУ этим источником не была», — сказал Гузырь. Сформулировали свое видение произошедшего и в БПП. Представитель президента в парламенте Степан Кубив считает, что вчерашний скандал — попытки расшатать коалицию изнутри: «Никаких обращений от ГПУ нет, я о них не знаю. На заседании коалиции этот вопрос обсуждался, четко было сказано и главой ВР, и членами коалиции, что никаких обращений по состоянию на сегодня в ВР нет». Все же, несмотря на заявления Кубива, споры в якобы единых рядах коалиции все же есть, и вчера вечером их попытались решить в кабинете у Владимира Гройсмана.

МНЕНИЯ. Скандал с возможным лишением депутатов неприкосновенности невыгоден коалиции, считают политологи. При этом, по словам Вадима Карасева, если бы ГПУ внесла представление в Раду, найти голоса на лишение мандатов могли бы. «Если президентская команда поставит такую цель, она ее добьется, — сказал он «Сегодня». — Но это приведет к тому, что Ляшко спровоцирует выход депутатов из коалиции, а это может развалить ее. Я думаю, сейчас БПП попытается сохранить коалицию и замять этот прецедент». А Кость Бондаренко говорит, что последний скандал в Раде — отражение проблем внутри большинства: «Мы видим нездоровые тенденции внутри коалиции. Идет дискредитация политиков, внутрикоалиционное противостояние между БПП и «НФ», также в интересах провластных фракций понизить ставки Ляшко и Тимошенко. Все это закончится развалом коалиции — не сегодня, так завтра». «Де-факто можно говорить о начале конца коалиции. Но юридический ее роспуск невыгоден ни БПП, ни «НФ» — тогда придется создавать новую коалицию или проводить перевыборы», — говорит Карасев.

А политтехнолог Тарас Березовец все произошедшее называет попыткой пропиариться перед октябрьскими местными выборами: «В коалиции наметились центробежные процессы: фракции «РПЛ» и «Батькивщины» готовятся к местным выборам. И по их риторике видно, что хотят они вести кампанию в оппозиционном ключе. Но есть проблема: официальная оппозиция на сегодня — это ОБ. «Батькивщина» и РП, будучи в коалиции, — провластные, и вести оппозиционную риторику им сложно. Поэтому они готовят почву для будущего выхода из коалиции — летом или осенью. Вчерашними событиями они провоцируют скандал, чтобы их выставили из коалиции — всегда ведь лучше, когда ты не сам уходишь, а тебя вроде выгоняют».