Парадигмы мышления в политике: что нужно обществу и чего не понимает власть

Виктория Сюмар, Валерий Пекар

Люди мыслят по-разному

Начиная с 60-х годов, ученые пытались найти ключ к пониманию эволюции человеческого мышления. Из многочисленных теорий того времени у нас в памяти осталась едва ли не только пирамида Маслоу, объясняющая, как человеческие потребности выстроены в четкую иерархию: пока не заполнен предыдущий уровень — следующий неактуален. Остальные открытия были благополучно забыты.

Одной из таких полузабытых теорий того времени была спиральная динамика — разработка американского психолога Клэра Грейвза. Но совсем недавно она получила «вторую жизнь», когда специалисты по управлению обнаружили, что спиральная динамика позволяет получить ключ к управлению изменениями в больших и малых сообществах: от компаний до социума в целом.

Изучая огромный фактический материал, Грейвз пришел к выводу: человеческое мышление с момента рождения поступательно развивается от одного сбалансированного состояния к другому, проходя при этом тот же путь, который прошло человечество в своем развитии от первобытных племен до нынешней эпохи. Это похоже на закон биологии, постулирующий, что зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые проходил его биологический вид в эволюционном развитии.

Каждая стадия развития определяет свой способ восприятия и постижения мира (парадигму мышления) — своего рода фильтр: что-то пропускает, а остальное фильтрует. Именно поэтому картины мира у людей существенно различаются. Именно поэтому нам порой сложно, а то и практически невозможно, понять другого человека или объяснить ему что-то, если у него иная картина мира. Именно поэтому мы достаточно быстро определяем, «наш» человек или «не наш», исходя из возможности найти с ним общий язык.

Однако, парадигмы мышления — это не типы людей, и это очень важный момент. Ведь в каждом из нас есть все парадигмы мышления: и те, которые мы прожили начиная от рождения, и те будущие, которые нами еще не освоены. Вопрос в том, какая из них доминирует и определяет наши поступки, наше видение мира, ценности. Важно, что сами по себе парадигмы мышления не бывают добрыми или злыми: ведь это не то, во что именно мы верим, а то, каким образом мы верим в то, во что верим.

Парадигмы мышления

Сразу оговоримся: цвета в спиральной динамике не имеют ничего общего с уже мифологизированными в стране политическими цветами, где красные — это родом из СССР, синие — нынешняя власть, оранжевые — бывшая. Цветовые маркеры для парадигм мышления придуманы задолго до появления независимой Украины. Это удобные обозначения, и мы будем использовать их без кавычек.

Первый этап развития человеческого мышления характеризуется инстинктивной парадигмой, маркируемой бежевым цветом. Здесь все просто и понятно: отношение к миру диктует физиология человека, его задача — выжить, удовлетворить свои биологические потребности. По сути, это автоматическое существование, определяемое рефлексами и инстинктами. Таковы новорожденные дети, а также люди с проблемами развития. В мире не очень много здоровых взрослых, у которых доминирует бежевая парадигма: бомжи или же редкие первобытные охотники-одиночки.

Следующая парадигма мышления, маркируемая фиолетовым цветом, — магическая. Таков младенец, уже знающий, что в мире есть большие силы — мама, папа, с ними можно договориться, на них можно влиять. Взрослые примеры фиолетового мышления мы найдем в труднодоступных районах Африки и Азии, Крайнего Севера и Австралии. Для магического мышления характерна вера в добрых и злых духов, которых нужно задобрить и ублажить. Однако не стоит отправляться в Австралию, ведь и в родной глубинке, и в столичном метро мы встретим множество подобных людей: они верят в Кашпировского и инопланетян, Шамбалу и пирамиды. Ведь не важно, во что верить, а важно — как. Мощные загадочные силы управляют миром, но мы можем на них влиять своими действиями — вот основа магического мышления. Здесь нет добра и зла, нет морали и греха — лишь ритуал: поставил свечку — и порядок.

Следующий, эгоцентрический, или красный уровень появляется, когда ребенок уже четко осознает свои потребности, противопоставляет себя миру и стремится к немедленному удовлетворению любых своих желаний. К сожалению, на этом уровне очень и очень многие застревают на всю жизнь. Тут мир видится джунглями, где побеждает сильнейший, где есть хищники и жертвы. На этом уровне все определяет сила и власть, главная задача — доминирование над другими. История полна примеров красной парадигмы мышления — варвары и кочевники, конкистадоры и солдаты удачи, а более недавние и знакомые нам — «новые русские» и всевозможные диктаторы. Совсем недавно мы могли наблюдать, как после развала развитого СССР общество «опустилось» до красного уровня, где «элитой» стали вышибалы и красные пиджаки. Таких людей мы очень часто встречаем вокруг себя и сейчас. И это далеко не только хищники, но и их многочисленные жертвы с опущенными плечами и отсутствием веры во что бы то ни было

Следующий этап развития — абсолютистский уровень, обозначаемый синим цветом. Люди с доминирующей синей парадигмой мышления верят в правду и справедливость. Часто им представляется, что в жизни есть единственно верный путь. Главные ценности этого уровня — стабильность и порядок. Тут необходимы иерархия и правила, кодекс поведения. Именно мораль — представление о добре и зле — является основой для создания системы правил и построения хорошо управляемых иерархических систем. Это не только мир средневековых рыцарей или конфуцианского Китая. Это и сегодня мир большинства людей, верящих в доброго царя и ожидающих от него справедливости и улучшения жизни.

Но со временем многие понимают, что мир сложнее простой одномерной картинки, что есть разные пути и разные критерии истины, а Авторитеты тоже ошибаются (а бывает, что и лгут). Так возникает рационалистическая парадигма мышления, маркируемая оранжевым цветом. Мир для носителя оранжевой парадигмы — большая шахматная доска, где развертывается Большая Игра; если знать правила и выбрать правильную стратегию, то выигрыш будет за нами. Мир — это хорошо функционирующий механизм, им можно управлять, если познать его законы. Предприниматели, менеджеры, ученые, деятели искусства, люди свободных профессий — вот сегодняшний оранжевый мир вокруг нас. Оранжевая парадигма возникает сравнительно поздно: протестантизм, Возрождение, либерализм, промышленная революция, гуманизм, Просвещение. Это наиболее популярная в современном мире парадигма мышления, определяемая категорией «успех».

Но это не последняя из часто встречающихся и хорошо изученных парадигм мышления. В 60-е годы появляется и распространяется новая парадигма — экологическая, маркируемая зеленым цветом. Речь идет вовсе не о защите окружающей среды (хотя и об этом тоже), а, в первую очередь, об идеалах общности и гармонии. Носители этой парадигмы мышления не приемлют оранжевые гонки за деньгами, статусом и успехом, для них намного важнее взаимоотношения. Впервые проявившись во время знаменитой «Парижской весны» 1968 года, зеленая парадигма нашла свое воплощение в хиппи и битниках, разнообразных общественных движениях и духовных исканиях.

Эволюция мышления продолжается, и в наше время появляются новые парадигмы на базе новых условий жизни. Мы не будем в них углубляться, поскольку в нашей стране они пока не проявлены в достаточной мере. Ограничимся теми, которые статистически значимы в нашем социуме.

Человек и общество

Для понимания эволюции парадигм мышления важно отметить, что каждая следующая — это более многогранные личности, с большим горизонтом мышления во времени и пространстве, с более сложными потребностями, большей свободой, большей рефлексией и, конечно, большим энергетическим потенциалом. Второе важное замечание касается того, что новая парадигма не отменяет предыдущие, а включает их. Как мы уже подчеркивали выше, внутри каждого из нас есть бежевый инстинктивный человек, фиолетовый суеверный, красный эгоцентрист, синий искатель правды… Другой вопрос, кто из них доминирует, кто управляет нашими поступками.

Из этих поступков складываются взаимоотношения в обществе, которые и определяют условия совместной жизни, ценности и даже тип экономики. В результате возникают новые традиции и новые модели. Сложно представить развитую либеральную модель взаимоотношений в обществе, состоящем из красных или синих. Нельзя построить «социальное общество» скандинавского типа без явно выраженной и достаточно большой группы с доминирующими зелеными ценностями.

Понятно, что социум, в котором преобладают активные оранжевые рационалисты (предприниматели, ученые и деятели культуры), добьется большего, чем то, в котором большинство — люди с синим патерналистским мышлением, и тем более — чем толпа красных хищников и жертв. Возможно, примитивными людьми легче управлять, но они не способны противостоять внешним воздействиям и кардинально увеличивать общественное богатство. Поэтому во все времена государственные деятели, думающие, по меткому выражению Черчилля, о будущем поколении, а не о будущих выборах, стремились создавать общественные институты для развития человека.

Парадигмы мышления, однажды возникнув, дальше распространяются подобно волнам. Поясним это на примере оранжевой рационалистической парадигмы. После того, как рационалистическое мышление распространяется в Европе через протестантское вероучение, научное мышление, идеалы гуманизма и просвещения, малонаселенная, невежественная и малокультурная Европа, начиная с 16 века, внезапно демонстрирует гигантское превосходство над остальными частями света в технологии, культуре и политике. И вот уже другие страны, от петровской России до Японии эпохи Мэйцзи, от Турции времен Ататюрка до Китая нашего времени, пытаются скопировать оранжевые социальные институты, чтобы обеспечить себе такой же скачок в развитии. Копируется всё: формы правления и корпоративное устройство, университеты и финансовая система, культура, и даже одежда. Но главное — наличие социальных институтов, необходимых для становления нужной парадигмы мышления.

Выделяя в каждом обществе доминирующую парадигму мышления, мы получим «спиральную» карту мира, объясняющую множество внутри- и внешнеполитических феноменов.

Карта мира в ярких цветах

Безусловно, самым ярким оранжевым пятном на карте мира сегодня являются США. Страна, в которой еще отцы-основатели создали основы для либерального развития, определив «оранжевые рамки» в Конституции, и где все — от мифов в виде гламурных звезд и голливудских фильмов до системы экономического стимулирования — ориентировано на успех и создает пространство для успеха под идеей свободы.

Буквально на наших глазах синий конфуцианский Китай, в котором маоизм есть лишь продолжение многовековой традиции сильного государства, захлестывает оранжевая волна рационализма и предпринимательства. Представьте себе эту оранжевую волну, идущую от побережья, от Шанхая и Гонконга, в центр материка. Оранжевое пространство постепенно расширяется, синее — сокращается. (Кстати, для этих двух парадигм характерны совершенно разные демографические тенденции, что видно на примере прибрежного и центрального Китая.)

В арабском мире местами доминирует синяя парадигма, местами — красная. Наиболее ярким примером является Палестинская автономия, состоящая из двух анклавов: в одном предпринимается попытка построить синее государство и навести порядок, в другом — господствует неприкрытый красный бандитизм. Две эти стороны годами находятся в переговорном процессе. Достигнуть договоренностей критически сложно, так как  цели, ценности, язык и видение мира принципиально различаются.

Интересно разделено и постсоветское пространство. В красной России Путину удалось создать стабильность и порядок, четкую систему иерархии и повысить роль церкви, обеспечив, таким образом, основание для синего уровня. И сейчас там происходят явные вспышки оранжевого характера, для носителей которых жизненно необходимо больше свободы, возможности деловой активности, уменьшение коррупции и т. д. В то же время страны Средней Азии спустились в неприкрытый красный, а страны Балтии, не сдерживаемые ничем, рванули в оранжевый.

Интересный пример — Грузия, где оранжевый уровень стимулирует сама власть, определившись с либертарианской экономической моделью, стимулирующей инвестиции и оранжевую культуру. Это интересный эксперимент, когда оранжевые лидеры пытаются за очень короткое время вытянуть общество, утверждающееся в синей парадигме, до следующего уровня.

Разноцветная Украина и ее лидеры

Определяя доминирующую парадигму в Украине, стоит присмотреться, к каким ценностям апеллируют общество и политики. Безусловно, это стабильность и порядок. Политики и их консультанты тонко чувствуют запросы основной массы избирателей, и именно к ним, к их синим ценностям, обращены слова «справедливість є, за неї варто боротися», «покращання життя вже сьогодні», «сильна Україна», «Україна для людей». Классические понятные и беспроигрышные лозунги. Так, выходит, основная масса избирателей — носители доминирующей синей парадигмы? Да, именно так.

На основе анализа различных социологических исследований мы приходим к цифре порядка 55% синих. Почему так много? Естественно, это наследие советского прошлого, поощрявшего патерналистское мышление и насаждавшего единственно правильную идеологию, которую нынче вытеснила такая же синяя вера в правильных кандидатов в президенты — «добрых царей» и «добрых цариц». Эти люди ходят на выборы и голосуют «за правильных кандидатов», которых всегда будет минимум двое — так уж устроена синяя парадигма мышления, что ей нужны «свои» и «враги», ангелы и дьяволы, правоверные и еретики.

Вторая по численности категория — оранжевые рационалисты. Их количество можно с уверенностью оценить в 15%. Это очень много и очень мало. Очень много, чтобы переделать страну, дать ей толчок в будущее. Очень мало, потому что на выборы эти люди не ходят — не видят ни одного «своего» кандидата. А если ходят, то голосуют против всех или «за меньшее зло», которого, как известно, не бывает. А все политики соревнуются за благосклонность синих, игнорируя оранжевых.

Продвигаясь вверх по спирали, следующую группу зеленых мы оценим в 3%. Это немало. Эти люди пока ни на что не влияют, но их использование в оранжевой игре может существенно увеличить продуктивность украинского рывка.

Теперь пойдем вниз от доминирующего синего. Там находятся бежевый (не более 1%), фиолетовый и красный. Мы не нашли социологических исследований, позволяющих с уверенностью разделить красных и фиолетовых. Похоже, красных порядка 15%, и эти люди будут голосовать за «своего», за сильного вожака. На фиолетовых, стратегия которых «приспособимся и переждем», остается примерно 10%.

А теперь проанализируем парадигмы мышления правящей элиты Украины, то есть нынешней власти. Что является главным аргументом? Правильно, сила. Кто главный и сколько их? Верно, один. Он же вожак, он же лидер, он же Президент. По какому принципу определяются заслуги? Явно по оценке лидера. Кому лидер доверяет больше всего? Тем, кто ближе к нему: семье, давно знакомым людям, доказавшим личную преданность. Классическая красная парадигма, в которой важно, кто хозяин, и важно расширение поля его влияния. Сегодня именно в этом — главное содержание политического процесса в Украине.

От красной парадигмы мышления нет смысла ожидать долгосрочного планирования, сложных конструкций, стратегий и программ, проектного мышления в размерах страны или региона.  От красных даже не стоит ждать правил игры и понятной иерархии, потому как иерархия может меняться самим лидером, его настроением или интересом.

Но именно в этом-то и заключается проблема, потому как страна с доминантной синей парадигмой нуждается в четкой системе правил, в определенных и работающих кодексах поведения, в моральных канонах, которым все следуют. Стране нужна понятная система иерархии, которая обеспечивала бы устойчивое развитие. Без этого общество, где доминируют синие и где уже есть около 15 процентов оранжевых, чувствует глубокий диссонанс и дискомфорт.

Если организацией или государством управляют лидеры, умеющие работать с более высокими парадигмами, а значит, мыслящие более сложными системами и имеющие более сильную энергетику, необходимую для изменений,  — общество получает необходимый заряд для роста и развития, переходы на другие уровни происходят быстрее. По сути,  при таких условиях лидеры дают стране необходимые ориентиры, и процессы обретают смысл: смысл жить, учиться, рожать и растить детей, делать дело и реализовывать сложные проекты. И именно это — движущая сила всех прорывов, реформ и изменений.

Условия динамичного развития

Но для того, чтобы развитие состоялось, необходимо заполнение синего уровня, то есть нужна устоявшаяся практика жизни общества в условиях согласованной морали, правил, кодексов, законов и институтов, обеспечивающих все это.

Понятно, что речь идет о правовом государстве, на страже которого стоят такие институты, как суд в роли арбитра, силовые структуры для удержания рамок системы, механизм выборов как возможность взаимосвязи в системе иерархии. Но каким образом можно создать независимый суд, например?

Спиральная динамика дает нам такой ответ: в основании синего уровня существует Церковь как социальный институт, определяющий духовные и моральные основания, выходить за которые нельзя. Заметьте, именно в Библии нечестный суд определяется как один из тягчайших грехов, а честный суд — как главное условие жизни общества. Именно это понимание, наличие корней такого порядка необходимо для того, чтобы судья  и общество понимали невозможность вершить суд, исходя не из принципов законности и справедливости, а руководствуясь совсем другими мотивами. Без определения моральных оснований, авторитетов, которые были бы носителями моральных кодексов, без института Церкви, которая играет роль духовного пастыря, и надстройки на основании всего этого государственного механизма с системой правил и законов выйти за пределы нынешнего уровню обществу будет очень сложно.

Но если эти задачи будут решены, страна вполне может перейти на следующий уровень, который в политологическом определении соответствует классической либеральной модели. Для оранжевого уровня нужны оранжевые люди: настроенные на результат, умеющие мыслить и действовать быстро и эффективно, строящие сложные проекты, приводящие в движение экономику, науку, культуру.

Для того чтобы такие люди появились, необходимы условия, а именно: законодательное поле, расширяющее возможности для бизнеса и сокращающее время для бюрократических процессов; гарантии прав собственности, стимулирующие людей действовать активно; открытость, обеспечивающая возможность привлечения капитала; система образования, развивающая людей. Оранжевый потенциал в Украине огромен. Страна имеет большой внутренний рынок, выгодное геополитическое расположение и громадные ресурсы — земля, полезные ископаемые и пр. Но главный ресурс оранжевой парадигмы — это люди, способные думать и действовать. Страна должна стимулировать активность таких людей, чтобы получить мощную работающую экономику.

Вместе с тем, наиболее «прорывная» стратегия — это ориентация уже на следующий, зеленый уровень. Это уровень социальных инноваций, обеспечивающий возможность быстрого развития и построения новых общественных моделей, успешно работающих, например, в Северной Европе.

Для зеленого уровня необходимы образовательные учреждения нового типа, где смыслом образования будет умение мыслить нестандартно, способность самому определять рамки и взаимодействовать с остальными во имя высоких целей. Другие важные социальные институты зеленой парадигмы — общественные организации, профессиональные ассоциации, деловые и культурные клубы и другие системы, способствующие равной и взаимно стимулирующей коммуникации людей. Зеленые способны задать новые ценности и для остальных парадигм, чтобы, выбравшись из состояния экономической стагнации, страна не застряла надолго в исключительно утилитарном потребительском мире, переживающим нынче системный кризис.

Поэтому для развития зеленой парадигмы необходима поддержка государством и бизнесом гражданских инициатив, где накапливается опыт реального самоуправления, где люди взаимодействуют для обеспечения собственных жизненных условий.

Для зеленого уровня характерны замкнутость производственных циклов, переход на возобновляемые источники энергии, стремление к гармоничному развитию личности, для которой ключ к успеху и душевному комфорту лежит далеко не только в материальной сфере, но где столь важно понимание и признание окружающих, радость от взаимодействия и способность саморазвития.

Но. Не имеет никакого смысла все это объяснять красным элитам. Для них это набор слов, не имеющий ничего общего с реальными жизненными «джунглями», где все определяет сильнейший или же хитрейший. Им не нужны сложные теории и конструкции, поскольку желаемый результат гарантируется проще — силовым подходом.

Глубокое понимание законов эволюции мышления людей и социальных групп необходимо другим людям — тем, кто хочет осмыслить происходящее в стране, кто хочет проследить логику развития  и понять, как обеспечить движение вперед.




Комментирование закрыто.