Текущий год для Российской Федерации и Китайской Народной Республики стал годом смены политического руководства каждой из стран. И если в России победа на президентских выборах Владимира Владимировича Путина была достаточно предсказуемой и никем из экспертов или политологов не оценивалась как событие, которое может привести к серьезной смене политического или экономического курса страны, то результаты Восемнадцатого Всекитайского съезда Коммунистической партии КНР были не столь однозначны.
Уход со своего поста экс-лидера КНР Ху Дзинь Тао и приход на его место Си Дзыньпиня для многих является свидетельством того, что в ближайшее десятилетие стратегия Китая может претерпеть существенные изменения. В первую очередь, связанные с тем, что на долю нового китайского лидера выпало решение абсолютно новых проблем, стоящих перед современным Китаем. Таких, с которыми не сталкивались предыдущие лидеры страны. Прежде всего, это преодоление растущего социально-экономического неравенства внутри китайского общества и растущей разницы в социально-экономическом развитии между отдельными регионами страны.
Китай постепенно выходит на первое место в мировой экономике. Главным образом, это достигается увеличением объемов производства, а значит увеличиваются и объемы и интенсивность грузопотоков – авиа, морские, наземные.
В связи с ростом напряженности вокруг Ирана особое значение приобретает именно наземная транспортная магистраль, идущая из Китая в Европу через Россию. С каждым годом грузоперевозки из Китая в Россию будут расти. При этом увеличивается как товарооборот между Россией и Китаем, достигший в 2011 году отметки в 80 миллиардов долларов, а в 2012 году он прогнозируется на уровне 100 миллиардов долларов, так и между Европой и Китаем, потому что, несмотря на мировой кризис, европейцы, которые уже много десятилетий переводили свое реальное производство в Китай, не могут обеспечить себя товарами массового потребления, сделанные в Европе, в связи с отсутствием как производственных мощностей, так и квалифицированных рабочих кадров.
Импорт китайских товаров для европейцев практически весь является критическим, поскольку сами они ничего не производят. За исключением Германии не имеют возможности восстановить собственное производство в принципе – в связи с отсутствием ресурсов.
Негативный же результат Лиссабонского экономического саммита, проходившего 22-23 ноября 2012 года, показал, что Европа не справляется и с бюджетной дисциплиной, так как договориться о новом европейском бюджете на ближайшие семь лет представителям стран ЕС не удалось. А значит, зависимость от китайского импорта и от стабильности экономических отношений с Россией и в дальнейшем будет оставаться для Европы дамокловым мечом.