Ученые впервые увидели то, как шимпанзе целенаправленно спускаются к берегам рек и озер и систематически обыскивают их в поисках крабов и других беспозвоночных, спрятанных под песком, валунами или водой.

Значение этого открытия для эволюции человека было раскрыто в Journal of Human Evolution, передает РИА Новости.

«Водная живность помогала нашим предкам получать большие количества ненасыщенных жирных кислот, критически важных для роста и работы мозга. Более того, наше открытие намекает на то, что фауна рек и озер могла быть постоянной частью рациона древних гоминин, а не просто случайной заменой для их обычной пищи во времена ее дефицита», — заявила Кателина Купс (Kathelijne Koops) из университета Цюриха (Швейцария).

Вопреки общепринятым представлениям, многие обезьяны, в том числе и шимпанзе, ближайшие родичи человека, обладают далеко не вегетарианской диетой. Большинство приматов никогда не пропустит шанс съесть новорожденных птенцов или яйца пернатых, а также мелких рукокрылых и прочих млекопитающих, если у них появится такая возможность.

Подобные наблюдения уже более полувека заставляют антропологов предполагать, что склонность к потреблению различных форм животных белков и жиров была одним из главных «локомотивов эволюции» рода Homo. В пользу этого, к примеру, говорит то, что человеческий мозг не смог бы достичь текущих размеров, если бы наши предки питались так же, как гориллы и другие действительно растительноядные приматы.

Склонность обычных шимпанзе в младенческом и юном возрасте играть с предметами окружающей среды, а не со сверстниками, может объяснять то, почему они смогли освоить использование орудий труда, в отличие от гиперсоциальных карликовых шимпанзе-бонобо.

Откуда наши предки брали мясо, пока не понятно. Часть ученых считает, что они могли целенаправленно охотиться на различных мелких или крупных животных, нападая на них из засады или загоняя их, а другие считают, что предки рода Homo были необычными падальщиками, главным источником пропитания для которых выступал костный мозг в костях жертв крупных кошек.

В число экзотических ответов на этот вопрос входит так называемая теория «водной обезьяны», сформулированная в середине прошлого века британским биологом Алистером Харди. Он предположил, что человек встал на две ноги, потерял свой шерстяной покров, завел нос с направленными вниз ноздрями благодаря тому, что наши предки приспособились к жизни у берегов моря.

Сторонники этой идеи считали, что люди приобрели свой нынешний облик тем же путем, что и пингвины, которые тоже передвигаются по суше на двух ногах с прямой спиной. Сегодня мало кто воспринимает эту теорию всерьез, так как ни палеонтологических, ни биологических доказательств в пользу ее справедливости так и не было найдено.

Тем не менее, у нее все же были сторонники, некоторые из которых, к примеру, британский антрополог Элейн Морган, попытались сделать ее более удобоваримой и соответствующей современным реалиям.

Она предположила, что на самом деле «водные обезьяны» жили на берегах озер и рек. Эти приматы добывали себе пищу, вылавливая моллюсков и других животных, обитающих на мелководьях. Подобная манера охоты, как считали Морган и ее сторонники, заставила наших предков «отрастить» длинные руки и ноги и перейти к прямохождению.

Купс и ее коллеги случайно обнаружили одно из первых свидетельств в пользу хотя бы частичной справедливости этой идеи, наблюдая на протяжении пяти лет за жизнью шимпанзе, живущих на территории природоохранной зоны Мон-Нимба на границе между Гвинеей и Кот-д’Ивуаром.

В феврале 2012 года натуралисты заметили, следуя за одной из групп обезьян, что некоторые шимпанзе проводили по несколько часов у берегов некоторых местных рек и озер, ковыряясь в прибрежном песке и грунте. Как правило, обезьяны обычно избегают воды, из-за чего подобное аномальное поведение заинтересовало ученых.

Популярні новини зараз

За лаштунками найбільшої криптотаємниці: HBO розкриває нові деталі особи Сатоші Накомото

Вибори в США: що відбувається

Українці можуть отримати екстрену міжнародну допомогу: як подати заявку

Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів

Показати ще

Когда Купс и ее коллеги посетили «стоянки» шимпанзе, они поняли, что обезьяны бродили по берегу не просто так, а выкапывали из песка мелких крабов и других ракообразных. Открыв этот необычный факт, ученые начали неотрывно следить за четырьмя зонами «ловли крабов», как они назвали подобные берега рек и озер, используя автоматические камеры.

Эти наблюдения раскрыли несколько интересных вещей, указавших на то, что обезьяны посещали водоемы не случайно и не только во времена неурожая фруктов в лесу, а целенаправленно делали это круглый год. Что интересно, речной фауной чаще питались детеныши и самки, причем мясо ракообразных заменяло в их рационе муравьев.

«Число калорий и концентрация ионов натрия в мясе больших крабов и прочих речных рачков примерно такое же, как и в теле муравьев. Это заставляет нас предполагать, что крабы могут быть одним из главных и постоянных источников белка и соли для самок шимпанзе, особенно беременных и кормящих матерей, а также для детенышей, чем мозг быстро растет», — продолжает Купс.

Что еще интереснее, ученые не нашли никаких упоминаний подобного поведения шимпанзе из Мон-Нимбы в данных прошлых наблюдений. Это указывает на то, что традиции по поеданию крабов или были «изобретены» шимпанзе относительно недавно, или же были занесены в их популяцию «иммигранткой» из других регионов Африки.

Дальнейшие наблюдения за их жизнью, как надеются ученые, помогут понять, как обезьяны научились краболовству, есть ли аналоги такого поведения в других ареалах обитания шимпанзе и как эти «изобретения» повлияют на их жизнь в долгосрочной перспективе.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook