По многим прогнозам в скором времени исчезнут с рынка труда многие профессии. Но будут востребованы другие, такие как сити-фермеры, нановрачи, дизайнеры виртуальной реальности.
Украинский классификатор профессий содержит около 8 тыс. наименований, из которых 4 тыс. уже не существуют. По отдельным прогнозам, еще 2–3 тыс. профессий исчезнут в ближайшее время. В группе риска — продавцы, операторы call-центров, пилоты самолетов и водители, почтальоны, бухгалтеры, экскурсоводы, кассиры, переводчики и др.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Ирина Новак. Вместе с тем уже в скором времени на рынке труда будут нужны инженеры по восстановлению окружающей среды, сити-фермеры, нановрачи и дизайнеры виртуальной реальности, считает автор.
«Такие изменения приводят к трансформации модели «жизненного цикла» человека и его поведения на рынке труда. Линейный тренд «учеба—работа—выход на пенсию» изменяется, периоды учебы и работы все чаще чередуются, иногда даже в пределах одних суток», — отмечает Новак.
«Искусственный интеллект, виртуальная реальность, большие данные и цифровая экономика чрезвычайно быстро трансформируют сферу занятости и ее характер в современном мире. Интернет пока насыщен людьми, но совсем скоро появится принципиально иная модель мышления, средств и способов коммуникации. Роботов уже сейчас много в мессенджерах и call-центрах. Людей и процессы, непосредственно не связанные с физическим трудом, в традиционном бизнесе начали заменять автоматизированные системы на основе технологий цифровой экономики — распределенного реестра, или децентрализованных блокчейн-систем, и смарт-контрактов. Следовательно, человеку придется учиться работать и сосуществовать с искусственным интеллектом, действующим по определенному алгоритму.
Все это создает предпосылки для формирования так называемого класса ненужных — людей, которые по определенным причинам не могут (или не хотят) овладевать новыми, актуальными для современного общества профессиями. В группе риска — пожилые люди, потерявшие достойную работу и не готовые согласиться на что-то меньшее, или молодежь, оценивающая себя выше, чем ей может предложить рынок. По некоторым оценкам, уже сегодня в США насчитывается 10–12% таких людей, в Израиле — 8–9, а со временем их доля, вероятно, может увеличиться до 35–40%», — говорится в статье.