Часть 1. Первые впечатления.
Вообще-то с недавних пор я очень полюбил летать. Поскольку никакого отпуска кроме выходных у меня нет, то приходится довольствоваться тем, что есть, оттого покататься по области у меня много не получилось. Еще задолго до вылета определил свой маршрут — очень хотелось попасть в Советск, один из старейших городов области, где Александр Первый и Наполеон в 1807 году поделили друг с другом Европу. Оттого карта моих передвижений по области (более 250 км) выглядела примерно так:
На высоте 9 тысяч метров днем всегда ослепительно ясно, нет границ и почти непонятно, сколько остается лететь, если не смотреть на часы. Зато можно с удовольствием любоваться облаками, которые всегда имеют очень разную фактуру. Так, например, они выгялдели где-то над восточной частью Латвии:
Как раз в это время я доедал свой обед на борту «сибирского» Аэробуса-319. Кормежка не бог весть какая изысканная, на фотографии не видно только миски с горячей курицей с макаронами — она уже съедена:
Где-то над западной, или, как еще говорят, Малой Литвой самолет аккуратненько нырнул в облака, а вынырнул уже над Куршским заливом аккурат над береговой линией:
Посадка доставила несколько неприятных ощущений. Летчики вели самолет так низко над землей, что, казалось, самолет идет на аварийную посадку — казалось, деревья буквально щекочат самолетное днище… Но все прошло очень удачно, мы сели в Храброво и, после ожидания автобуса направились в аэровокзал, который производит самое тягостное впечатление. Дело в том, что аэропорт Храброво — прекрасный памятник чиновничей тупости, неадекватным понтам и дремучему казнокрадству. Из Храброво, что находится почти в середине Европы, хотели сделать большой пересадочный узел. Но, как-то совершенно неожиданно конечно, грянул кризис, разорилась местная авиакомпания «КЛД-Авиа», а вместе с ней — закончилось финансирование строительства. Так и стоит аэровокзал, законченный на треть, в чистом поле, потихонечку растаскиваемый своими же строителями. Зато любой таксист скажет вам точно, кто конкретно на этой «стройке века» сколько миллиардов украл и где построил коттеджи.
В недоделанном аэропорту долго не могли принести багаж пассажиров — его пришлось ждать почти 40 минут. Во время ожидания с интересом изучил прайс-лист на услуги таксистов. Оказалось, что в Калининграде есть четкий прайс на услуги водил, например, в город уехать стоит 400-500 рублей, если пересчитывать по километрам, окажется примерно 15-20 рублей за километр. Если таксисты с аэропорта начнут требовать больше, можно смело им предложить подождать кого-либо еще. Через 5-7 минут психологической войны они, как правило, соглашаются на вашу цену.
Дороги в Калининградской области скорее хорошие, но очень узкие. По обочинам дороги — высаженные еще немцами деревья. Дорога ведет по бесконечным и заброшенным полям, которые постепенно заростают бурьяном и прочим сорняком. Исключение — аккуратненькие поля с рапсом, которых в области, в общем, немного. Кое-где на проселочных дорогах и почти везде в небольших городах — еще немецкая брусчатка, положенная с большим умением. И через 70 лет по ней можно достаточно быстро ездить! А вообще-то дороги в области выглядят примерно так:
Отличие деревень в Калиниградской области от «российских», по большому счету, только одно. Если в России рядом с покосившимися деревенскими домушками стоит разрушенная церковь, то тут вместо церкви — заброшенная кирха. Ее особо никто не взрывал, просто, как правило, сами захиревают…
Как и на Дальнем Востоке, значительная часть местного трудоспособного населения занималась обслуживанием подержанных иномарок, и теперь, с очередным повышением пошлин, вот-вот лишатся значительной части заработков. При этом ездить на «Жигулях» они, хорошо знакомые с продукцией «Ауди», «БМВ» и «Опеля», отказываются наотрез! Во-первых, для большинства из них 350000 рублей за Приору — деньги очень большие. А, во-вторых, перелезать с «Ауди» на «Приору» — явное западло, ибо качество даже новых машин российского производства, по мнению местных водителей, пещерно низкое.
Несмотря ни на что, сепаратистких настроений в регионе нет, хотя жить, со всех сторон окруженным Евросоюзом, не очень удобно в плане передвижений по стране. «В Россию» здесь люди ездят очень редко и по крайней нужде, а вот в соседние Литву и Польшу попадают довольно часто. Оказывается, недалеко от границы поляки построили неплохой аквапарк, а многие литовские курорты на Балтике гораздо удобнее и дешевле зеленоградских.
У 2024 році в Україні розпочалася Третя світова війна, - Залужний
Росія вдарила по Кривому Розі: є постраждалі та руйнування
На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
Тем временем, в Калиниградскую область появляется и социальная реклама. Местами — очень двусмысленная, как та, что замечена мной в Гвардейске:
Впрочем, убираться необходимо:
Заметил интересную особенность. Мне показалось, что местные люди очень гостеприимные и общительные. Не было ни одного раза, когда кто-то мне не смог объяснить, как куда пройти, наоборот, ко мне, туристу, относились более чем хорошо. Правда, пару раз пришлось быть сраженным вопросом, русский ли я? На мой утвердительный ответ мне немного виновато объснили, что привыкли видеть у себя поляков и литовцев, а туристов «из России» совсем мало… Впрочем, такое отношение мне только помогло за небольшое время увидеть максимум интересного.
Часть 2. Прогулка по Советску.
Советск, до 1946 года более известный как Тильзит — удивительно не русский и не советский город, если судить по характеру его застройки. За последние 60 лет в городе не так много чего построено, оттого в городе сохранилась замечательная атмосфера уездного немецкого города. В общем-то, он по застройке немецкий и до сих пор. В каком еще городе России можно в центре найти такие виды:
Поэтому в этой части рассказа я воздержусь от пространных комментариев (они еще будут, но потом) и лишь кратко прокомментирую каждую фотографию.
К сожалению, из-за нехватки времени, съемку я начал около 7-30 утра, поэтому некоторые снимки не обладают, так скажем, техническим совершенством. Но цель моих поездок — не банальный фотоотчет, поэтому, надеюсь, читатель простит меня за технические погрешности.
В центральной части города практически вся проезжая часть улиц покрыта очаровательной брусчаткой, доставшейся городу в наследство от немецкого прошлого:
Некоторые виды города прямо-таки переносят наблюдателя в Германию. В каком еще российском городе можно увидеть такое?
Центральная улица, наполовину пешеходная, тоже напоминает о России только вывесками да надписью на автобусе… Марки «Мерседес-Бенц»
Восточная Пруссия осталась существовать в архитектуре…
… в тишине сонных центральных улочек…
… в готических очертаниях кирхи, что видна почти отовсюду…
… в строгой чистоте города, который тщательно убирают собственные жители, а не понаехавшие гастарбайтеры (их в городе почти нет).
И только вполне себе русская вывеска «Продукты» приводит в чувство — ты в России. И для того, чтоб попасть в эту часть страны почти не нужна виза.
Потому что тут живут такие же люди. Пускай и в старонемецких декорациях…
Часть 3. Советская граница
Как известно, город Советск, находящейся на берегу реки Неман (на другом берегу эту реку зовут Нямунас), граничит с Литвой, то есть — с агрессивным военно-политическим блоком НАТО. Казалось бы, такое близкое соседство (а через реку по прямой до НАТО около 150 метров, не считая прибрежных натовских камышей) должно мобилизовать наших пограничников смотреть во все глаза и мешать доступу всяких перебежчиков и прочих диверсантов к государственной границе. Однако на практике такого не происходит, и доступ к, казалось бы, государственной границе, открыт для всех. Дело в том, что государственной границей в Советске является набережная Немана, где частенько гуляют местные жители и сидит много рыбаков. Полтора года назад я побывал на российско-эстонской границе в городе Печоры и могу ответственно заявить: в Советске доступ к границе много проще. Например, большинство молодожен в городе обязательно ведут на набережную к памятнику якорю, на который полагается повесить свой замочек.
Обратите внимание в среднюю правую часть снимка, видете там огоньки? Это КПП на улице Nemuno, что в городе Пагегяй Литовской республики. Пограничники видать настолько уверены, что со свадьбы в Евросоюз никто по пьянке не уплывает, что место и не охраняют. Или у них есть договор с литовцами, что все нарушители будут самым серьезным образом выловлены и доставлены Куда Следует.
Советск связан с евросоюзной Литвой двумя мостами, некрасивым советским и красивым немецким. Некрасивый советский — мост железнодорожный (хотя железная дорога пришла в тогда еще Тильзит в конце XIX века), а красивый немецкий — это мост Королевы Луизы:
На мосту в ожидании растоможки стоят польско-литовские фуры. Кроме фур в Россию со стороны Литвы ходят и простые граждане — в основном, как я могу понять, за едой и куревом. Дело в том, что если в Россию идут, как правило, налегке, то обратно — с сумками. А пешком, как известно много не унесешь, но на семью и друзей сэкономить можно прилично.
Именно поэтому самая многолюдная площадь Советска — вовсе не привокзальная и не площадь Ленина, а именно та, что находится напротив моста королевы Луизы, рядом с таможней. Там многие выезжающие в ЕС и отовариваются. Ненавязчивая реклама мобилизует на покупки очень не слабо:
Через государственную границу в Россию как-то тайком попадает очень приличное литовское пиво. Как уверяют продавцы, оно у них продается без наценки, что может говорить о высоких ценах в ЕС на пиво, эта баночка, например, стоит около 60 рублей:
Но, смею заметить, «Швитурис экстра» своих денег стоит. Кстати, я знаю, где «Швитурис» продается в Москве, но не скажу, самы выпью… Если там его без меня еще не выпили…
В Калининградской области найти машину российского производства очень трудно, но можно. 90% отечественных автомобилей приходятся на милицейские. Например, на такие:
Вокзал Советска, обслуживающий две дизель-электрички в день, выгладит чересчур удачно для такого небольшого города. В принципе, он не очень сильно изменился еще с немецких времен:
Зато автобусы в Калининград ходят очень приличные. Мне повезло уехать на этом:
Ну и напоследок просто приятная фотография. Очень осенне-калининградская…
Вторая часть
Петр Королев для «Хвилі» (Москва-Калинград-Советск)