Снизив ЕСВ правительство забыло отрегулировать ряд нормативных актов, касающихся расчета пенсий в новых реалиях, когда главный показатель — коэффициент замещения — уменьшается с 0,6 до 0,4, и что важно, забыло об этом сообщить будущим пенсионерам.
Об этом пишет в своей статье для ZN.UA Юрий Ганущак.
Если политически приемлемый показатель отношения пенсии к последней зарплате составляет 60%, то для этого человек должен отчислять в Пенсионный фонд 32% зарплаты. А вот если хочется перечислить 20%, то и коэффициент замещения должен быть на треть меньше, объясняет автор.
«При этом премьер искренне считает, что уменьшение размера ЕСВ поможет вывести зарплаты из «тени». Хотя та же математика не дает оснований для большого оптимизма. Старая взвешенная ставка НДФЛ — 15%, новая — 18. Следовательно, нагрузка на зарплату была 15+41%, стало 18+22. Вроде меньше, но специалисты не раз отмечали, что стоимость конвертации в денежную наличность составляет от 10 до 15%. Поэтому само по себе снижение ЕСВ не приведет к детенизации», — пишет Ганущак.
По его мнению, подарок работодателю в виде уменьшения ЕСВ не обязывает его приобщиться к социальной солидарности и вкладывать средства в корпоративные пенсионные фонды. Поэтому работнику и в дальнейшем придется надеяться именно на государственный Пенсионный фонд.
«И если исходить из требования его сбалансированности, то начиная с этого года новоиспеченные пенсионеры должны заметить уменьшение размера начислений по сравнению с теми, кто вышел на заслуженный отдых раньше», — отмечает автор.
По его словам, их «отчисления, точнее, отчисления за них в Пенсионный фонд работодателем станут меньше».
«Конечно, такой пенсионер задаст резонный вопрос: почему я должен страдать из-за того, что государство решило помочь предпринимателю? Волну недовольства подхватят популисты всех мастей, обещая «защитить пенсию от посягательств». И пик этой «защиты» придется где-то на 2018 год — под выборы как президента, так и парламента. Результаты таких выборов нетрудно предсказать: пенсионеры — электорат добросовестный», — говорится в статье.
«Конечно, можно оставить тот же уровень коэффициента замещения — 0,6. Но тогда доля дотации Пенсионному фонду постоянно будет расти, и фактически любая зависимость размера пенсии от реальных вложений в фонд исчезнет», — пишет он.
«В конце концов, идея вообще отказаться от Пенсионного фонда и финансировать пенсии непосредственно из бюджета давно бродит среди ультралибералов, но они стыдливо забывают указать, ставку какого налога при этом нужно увеличить, чтобы все же сбалансировать публичные финансы. Приемлемым окажется только НДФЛ, а расчетная его ставка должна возрасти где-то под 40%», — пишет Ганущак.