Украина должна готовиться к будущему снижению зависимости от Международного валютного фонда, работа с которым сейчас для страны безальтернативна.
Такое мнение высказал профессор финансов Центра финансового анализа им. Бревана Говарда бизнес-школы Имперского колледжа (Лондон) Андрей Кириленко во время дискуссия о том, нужна ли Украине собственная макроэкономическая стратегия, состоявшейся в Украинском кризисном медиа-центре, сообщает Сегодня.
«Украина уже прошла точку макроэкономического кризиса и сейчас мы видим какую-то макроэкономическую стабилизацию. То есть программа с Международным валютным фондом сейчас продолжается. Второе ревью еще не окончено – первое ревью уже пройдено. И именно сейчас, в период, когда шторм утих и началась стабилизация, возникают новые идеи: стандартная ли это программа или, может, Украина – это такой случай, когда нужна своя макроэкономическая модель. На мой взгляд, сейчас альтернативы фонду нет. То есть фонд сейчас – единственный стратегический кредитор. У Украины нет сейчас доступа на единый международный рынок капитала. Сейчас тот опыт, которые фонд передает Украине с точки зрения построения макроэкономической модели по новым принципам, является достаточно прогрессивным и в плане монетарной политики, и в плане финансовой стабилизации. Это почти классика. Это то, что нужно внедрять. Но уже сейчас нужно думать о том, что через некоторое время фонд уйдет», – сказал эксперт.
Андрей Кириленко отметил, что по мандату МВФ должен работать со странами, когда у них возникает кризис текущего баланса, то есть нет возможности привлекать деньги на рынках.
«Когда этот кризис будет пройден, сотрудничество с фондом войдет в более стандартные рамки. И необходимо, чтобы та институционная основа, которую сейчас фонд закладывает через программу, продолжалась, чтобы не было замедления, перехода к популизму или еще чего-то через какие-то даже демократические политические процессы. То есть своя модель нужна. И именно в это время программы необходимо строить фундамент, на котором эта модель будет как-то строиться в будущем, чтобы она была интегрирована в современное общество и чтобы она была более-менее самодостаточной, то есть чтобы не нужно было ее постоянно поддерживать деньгами, технической помощью или периодически поддерживать. Чтобы был какой-то момент, позволяющий этой макроэкономической модели двигаться в будущее», – пояснил профессор финансов.
По мнению эксперта, в первую очередь нужно учесть издержки на очищение банковской системы и на оборону.
«Программа стабилизации структурных реформ – классная программа. Но мне не очень понятно, как в этой программе заложены два таких момента Первый момент – это очищение банковской системы, которое сейчас идет. Оно проходило и в других странах мира. И через некоторое время были исследования, сколько оно стоит. Оно всегда стоит денег или государства, или налогоплательщиков. Оно может стоить 5% ВВП, может – 20%. Это зависит от того, насколько грязной была система. То есть часть новой макроэкономической модели должна быть такая: откуда мы будем брать деньги на то, чтобы эта система возродилась? Потому что денег нужно будет откуда-то взять очень много. Вторая часть, которую я не вижу в программе, – это оборона. То есть продолжается конфликт на Донбассе, есть оккупированный Крым. Нужно будет тратить деньги на оборону. Много денег. Нужно будет делать много реформ. Где взять эти деньги? Их брать из своей банковской системы, откуда-то привлекать, создавать какие-то фонды? Это такие экзистенциальные вещи, на которые будут просто нужны деньги. На эти два аспекта, я считаю, нужно уже сейчас обращать внимание. Именно сейчас, когда точка кризиса, если ничего популистского не произойдет, возможно, уже почти пройдена», – заключил он.