В этом году на базе чешского офиса Radio Free Europe / Radio Liberty (Радио «Свобода», финансируется федеральным бюджетом США) будет создан цифровой медиадепартамент, DIGIM.
В этом подразделении будут работать специалисты по социальным сетям, их задача — «противостоять дезинформации в российской медиасфере посредством различных соцмедиаплатформ (в частности, Facebook, Twitter, «ВКонтакте» и «Одноклассники»)». О создании киберштаба в Праге говорится в подробной заявке американской правительственной организации Совета управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors; BBG) на следующий финансовый год, который начнется 1 октября 2015 года. Заявка подана от лица президента США в конгресс в прошлом месяце, пишут Известия.
BBG объединяет Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» (RFE/RL), «Голос Америки» (VOA) и другие государственные медиаканалы США. В разделе «Противодействие реваншистской России» BBG указывает, что Россия «запустила всемирный механизм дезинформации», его «цель — не убедить (как в классической общественной дипломатии) и заслужить доверие, а посеять смуту теориями заговора и распространить ложь». BBG подчеркивает, что «Кремль использует свободу информации для внедрения дезинформации», применяет информацию, чтобы «запутать, деморализовать, извратить, парализовать и создать альтернативную реальность».
В материалах BBG сказано, что кроме борьбы в классических социальных сетях новая команда будет использовать месседжер WhatsApp «в качестве мобильной платформы с push-сообщениями для привлечения новой аудитории».
В качестве основного оружия в информационной борьбе с Россией должны стать оригинальные программы и политическая сатира, говорится в материалах BBG. В рамках нового представительства США в российских соцсетях запланирован видеопроект Footage vs Footage («Съемка против съемки»). В заявке DIGIM сказано, что этот ежедневный продукт будет изобличать «российскую телевизионную пропаганду». Вакансия продюсера Footage vs Footage на сайте RFE/RL предполагает отслеживание и главных новостей дня, и того, как они освещаются российскими и зарубежными СМИ, — на этих отличиях и планируется создавать ролики. Среди требований к редактору Footage vs Footage — «консультироваться с владельцами / заинтересованными лицами [stakeholders] на предпроизводственной и постпроизводственной стадиях». По линии DIGIM реализуют еще один проект — канал на YouTube и сайт Rus2Web, «это «цифровой samizdat», площадка для российских журналистов и кинематографистов, чья работа сейчас «блокируется Кремлем».
На следующий финансовый год, который начнется 1 октября 2015 года, на проект по борьбе с реваншистской Россией в BBG собираются затратить $15,6 млн.
Бюджет другого рупора демократических ценностей — Voice of America — в целом сократится с $212,1 млн до $206,7 млн. Ни «Голос Америки», ни Радио Свобода сейчас не осуществляют радиовещание в России. «Голос Америки» лишился частоты 810 кГц в начале 2014 года, что касается Радио Свобода, то оно прекратило вещать в 2012 году. Радиостанции полностью ушли в интернет.
«Телевидение — самый влиятельный тип СМИ в России, формирующий взгляды аудитории. «Голос Америки» использует российские СМИ, объективно отражающие информацию, как новостное агентство. Вопросы мировой экономики, американского бизнеса и отношений между США и Россией стали инструментом роста аудитории американских международных СМИ в России. «Голос Америки» и РБК-ТВ планируют расширить эфирное время совместного производимого контента до 60 минут в неделю с использованием студий [«Голоса Америки»] и журналистских ресурсов в Вашингтоне и Нью-Йорке», — сказано в материалах BBG.
Под совместным контентом подразумевается привлечение журналистов «Голоса Америки» в качестве экспертов по некоторым темам, следует из материалов BBG. Например, в программе «Бабич. Тренд» несколько раз в неделю своим экспертным мнением делится корреспондент «Голоса Америки» Михаил Гудкин или его коллега Владимир Ленский. В среднем разговор с экспертом в «Бабич. Тренд» занимает около 20 минут. В цикле передач «Холодная война?», выходивших в эфир в сентябре 2014 года, в качестве эксперта привлекался обозреватель русской службы «Голоса Америки» в Вашингтоне Алексей Березин.