Как было объявлено 8 января целевой группой либерально-демократической партии Японии по обороне, военный бюджет страны может быть увеличен на сумму свыше 100 млрд. йен ($1,15 млрд.). Три из пяти сценариев, рассмотренных министерством обороны в последнее время, предусматривают готовность Сил самообороны к действиям против Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
Об этом пишут mixednews
Хотя среди возможных факторов рассматривались северокорейские баллистические ракеты и Россия, три первоочередных сценария включали в себя кризис в в Восточно-Китайском море. Первый сценарий предусматривал войну между Китаем и Японией по поводу спорных островов Дяоюйтай/Сенкаку в Восточно-Китайском море. В прошлый вторник Япония вызвала китайского посла в Токио в первый раз с тех пор, как Синдзо Абэ был приведён к присяге в качестве премьер-министра, для выражения протеста против постоянного присутствия служебных китайских кораблей в водах вокруг островов, на которые претендуют Япония, Тайвань и Китай.
Во втором сценарии рассматривается не только Сенкаку, но более обширные военные действия и попытки НОАК захватить острова Ишигаку и Мияко, расположенных к западу от северной части Тайваня.
Третий, возможно самый противоречивый сценарий посвящён возможной в 2021 году реакции Японии на китайское вторжение в Тайвань. Как сообщают, дата выбрана потому, что она совпадает с 100-й годовщиной основания Коммунистической партии Китая (КПК). Согласно сценарию, для достижения своих целей НОАК будет использовать амфибийные транспортные средства, специальные силы, баллистические ракеты и блокаду истребителями.
Хотя из последнего сценария следует, что в военных действиях в основном будут участвовать НОАК и Тайваньские вооружённые силы, тем не менее это повышает вероятность нападения Китая на американские и японские военные базы на Окинаве и использования баллистических ракет дальнего действия типа DF-21D и DF-31 для угрозы находящимся в регионе авианосцам и западной части Соединённых Штатов, если американские военные силы попытаются вмешаться в конфликт.
Как сообщалось 1 января в японской газете Санкэй Симбун, Япония должна прийти на помощь Тайваню в случае, если НОАК начнёт военные действия против Тайваня.
За долгие годы было много предположений на тему возможного вмешательства Токио в случае вторжения НОАК в Тайвань. В докладах 2007 года утверждалось, что японские и американские официальные лица, встревоженные растущей мощью Китая, рассматривают план координации своих действий в случае такого развития событий, с обеспечением Японией тыловой поддержки американским силам, как предусмотрено документом «Принципы военного сотрудничества между Японией и США». Не случайно, что предпринятые в 2007 году действия произошли во время пребывания у власти Абэ, известного своим благоприятным отношением к Тайваню.
Две страны в конце прошлого года также согласились обсудить возможные изменения двусторонних отношений, отражающие изменения стратегической ситуации, а также предоставить японским силам больше пространства для манёвра.
Хотя сценарий остаётся в области догадок, участие Японии в возможных событиях с Тайванем вновь подчёркивает важное место, которое Токио отводит Тайваню, де-факто остающемуся независимым. Конечно, напористость Китая в 2012 году в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях не способствовала убеждению Токио в том, что он может чувствовать себя спокойно при контролируемом КПК Тайване в непосредственной близости к его водам и территории.
Таким образом, будучи не склонным «бросить» Тайвань, как убеждали некоторые американские учёные во имя «улучшения» связей с Китаем, для Токио может быть более желательным, чтобы остров продолжал служить естественным барьером для китайской экспансии. Согласно японским источникам, увеличение расходов на оборону в большой мере символическая сумма в 100 млн. йен, объявленная 8 января, предназначена для финансирования разработки новой радиолокационной системы и покрытия затрат на топливо и других эксплуатационных расходов для самолётов дальнего обнаружения. Но это лишь первый этап из многих последующих. Военный бюджет 2012 финансового года, заканчивающегося в марте, составлял всего 4,69 трлн. йен ($61 млрд.), или немногим более 1 процента от ВВП, что оставляет достаточно места для его расширения в случае, если стратегическое окружение Японии продолжит ухудшаться в ближайшие недели.