К такому заключению пришли специалисты Центра социально-политических исследований Латинской Америки Института глобализации и социальных движений (ИГСО) в комментарии «Хвиле».
Хорошей демонстрацией политики венесуэльского правительства служит недавняя национализация семи банков.
За годы президентства Уго Чавеса экономика Венесуэлы стремительно росла. Политика увеличения реальных доходов населения привела к потребительскому буму. Возрастающий платежеспособный спрос вызвал активизацию кредитных программ банков. «Правительство понимало, что для продолжения экономического роста необходимо умерить аппетиты банковского сектора, и ввело строгие правила регуляции. Это позволило избежать спада деловой активности и массового краха самих банков с началом мирового кризиса», — отмечает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. По его словам, в современной Венесуэле любое финансовое нарушение приводит к переходу банка в общественную собственность.
Увеличение присутствия государства в банковском секторе происходит не только за счет национализации провинившихся банков. «С целью усиления своего влияния в банковской системе правительство выкупило в 2009 году у испанского Santander за $1 млрд. один из крупнейших в стране банков Banco de Venezuela», — отмечает Леонид Грук, руководитель Центра социально-политических исследований Латинской Америки ИГСО. Очевидно, что в ближайшем будущем направления финансовой политики банков будут полностью определяться государством. Однако в полной национализации сектора правительство пока не заинтересовано. Этому мешает мировой экономический кризис и необходимость направлять денежные средства на стимулирование деловой активности.
В 1994 году Венесуэла пережила банковский крах. Более половины банков закрылись, большая часть населения потеряла свои сбережения. С тех пор политика в финансовом секторе привлекает особое внимание общества и является ключевым направлением для правительства. Стремительное сокращение бедности в стране (с более чем 50% граждан за чертой бедности в 1998 до 26% в 2008), бурное жилищное строительство вместе с быстрым ростом экономики снова сделали венесуэльский рынок привлекательным для частного бизнеса. Однако в последние годы правительство выступает с более сильных позиций и имеет возможность контролировать финансовый сектор.
01-01-2010 13-15
«Хвиля»