На нем станет ясно, смогут ли стороны окончательно согласовать перечень «Совместных шагов и вспомогательных мер по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС», чтобы утвердить их на декабрьском саммите Россия-ЕС в Брюсселе.
Как пишет Коммерсантъ, документ согласован на 95%, однако договориться по оставшимся 5% будет непросто. Москва требует от Брюсселя включить в документ положение о том, что после исполнения Россией всех прописанных в нем требований процесс отмены виз должен быть запущен автоматически и сразу. Евросоюз таких гарантий дать пока не готов.
Этапы большого пути
Главная цель сегодняшнего заседания Постоянного совета партнерства, который является одним из основных рабочих органов России и Евросоюза,- подготовить саммит Россия-ЕС. Он пройдет в середине декабря в Брюсселе. По словам источника «Ъ», близкого к переговорам, на сегодняшней встрече планируется обсудить несколько принципиальных вопросов: вступление России в ВТО, либерализацию визового режима между РФ и ЕС, взаимодействие по урегулированию кризисных ситуаций, положение на Ближнем Востоке (прежде всего в Сирии), права человека в России и идею Владимира Путина о создании Евразийского союза.
Из всех этих пунктов наибольший интерес для Москвы, по словам собеседников «Ъ», сейчас представляет вопрос отмены виз. Россия добивается этого с 2002 года. И именно от сегодняшней встречи во многом будет зависеть, смогут ли президент Дмитрий Медведев и его европейские партнеры одобрить в декабре «Совместные шаги и вспомогательные меры по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС».
Речь идет о перечне требований, выполнение которых должно приблизить РФ к желанному безвизовому режиму с Европой. Это — обеспечение защищенности удостоверяющих личность документов, борьба с нелегальной миграцией и управление миграционными потоками, урегулирование вопросов реадмиссии (готовности принять своих граждан обратно в случае депортации), совместный контроль на границах, а также борьба с оргпреступностью, терроризмом и коррупцией.
Предполагалось, что документ будет одобрен еще на июньском саммите Россия-ЕС в Нижнем Новгороде, но этого не произошло. Президент Дмитрий Медведев тогда заявил «Ъ», что он ожидает подписания документа не позднее конца июля (см. «Ъ» от 11 июня). Но и этот срок не был соблюден.
И вот на минувшей неделе глава МИД РФ Сергей Лавров заявил: согласование перечня совместных шагов завершено. Министр выразил надежду, что документ будет наконец одобрен на саммите в декабре.
Дело за малым
Между тем дипломатический источник «Ъ» в одной из стран ЕС, близкий к переговорам, утверждает, что документ согласован «не полностью, а на 95%». По его словам, господину Лаврову и высокому представителю ЕС по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон предстоит на переговорах в Москве согласовать оставшиеся 5%.
{advert=4}
«Сделать это будет непросто»,- убежден собеседник «Ъ». По его словам, Москва настаивает на том, чтобы в документе было прописано, чтобы за выполнением ею перечисленных в «Совместных шагах…» технических требований сразу же следовал запуск процесса отмены виз. Европейцы же предлагают другой вариант: Россия выполняет все договоренности — от совершенствования биометрических паспортов до упрощения внутрироссийских регистрационных процедур для иностранцев, после чего представители стран Евросоюза еще раз соберутся и решат, отменять визы с Россией или нет.
«На первый взгляд кажется, что 5% — это немного. Но вопрос об автоматизме (отмена виз после выполнения «Совместных шагов…».- «Ъ») сейчас является ключевым для перспективы либерализации визового режима»,- заявил «Ъ» эксперт Европейского совета по международным делам Бен Джуда. По его словам, многие в ЕС сегодня озабочены тем, что «предоставление России гарантий автоматической отмены виз поставит ее в более привилегированное положение по сравнению с Украиной, Молдавией и Грузией» и будет воспринято как «своего рода легитимизация Брюсселем возвращения Владимира Путина в Кремль».
Польські фермери готують повне перекриття кордону з Україною
Битва двох найобок: чому українці повертаються на окуповані території
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
«Отвергая пункт об автоматизме, европейцы хотят оставить за собой возможность при необходимости предъявить Москве дополнительные требования, в том числе политического характера, например, из области прав человека»,- пояснил господин Джуда. Это означает, что, если к моменту выполнения Россией всех согласованных с ЕС требований возникнет какой-то скандал типа гибели юриста Сергея Магнитского, Москве отмены виз не видать.
Коллега Бена Джуды из Европейского совета по международным делам Нику Попеску считает, что даже ради безвизового режима с Европой Россия не пойдет на выполнение политических условий, в отличие, скажем, от балканских стран и Молдавии. Сербии, к примеру, пришлось выдать Гаагскому трибуналу многих своих граждан, обвиняемых в военных преступлениях, а Молдавии — согласиться на серьезные политические реформы. «Представителям российской элиты несложно получить визу в ЕС, а обладатели дипломатических паспортов и вовсе в ней не нуждаются. Они не станут менять политическое устройство страны для того, чтобы обычные граждане смогли ездить в ЕС без виз»,- объяснил Нику Попеску в своем блоге на странице EUobserver.
{advert=1}
Тем не менее дипломат одной из стран ЕС, попросивший не называть его имени, заявил «Ъ», что в Европе рассчитывают на то, что Россия все же пойдет на компромисс в вопросе об автоматизме. «В Москве настаивают, что отмена виз — взаимовыгодный процесс и что европейцы в нем заинтересованы не меньше граждан РФ. Но это не совсем так. Жители стран ЕС не обивают пороги своих государственных чиновников, требуя упростить визовый режим с Россией, да и беженцы из ЕС в РФ что-то не ломятся,- пояснил европейский дипломат.- Поэтому мы надеемся, что Москва проявит гибкость».
Между тем, по словам российского дипломатического источника «Ъ», в Москве считают, что без пункта об автоматическом переходе к процессу отмены виз «выполнять прописанные в «Совместных шагах…» требования нет смысла». «Мы должны четко видеть конечную цель»,- пояснил собеседник «Ъ».