сша_россия
сша_россия

У российских компаний и банков большие внешние долги, которые они не могут обслуживать из-за санкций.

После длительных дебатов новый пакет санкций против России, предложенный Конгрессом в специальном законе, был утвержден.

Он расширил давление на различные секторы российской экономики, а главное сделал их отмену очень сложным. Насколько же болезненны эти санкции для Москвы? Они больнее, чем кому-то может показаться.

Об этом на страницах American Interest пишет экономист и бывший министр энергетики России Владимир Милов, который напоминает о распространенном мнении, что российская рецессия, которая продолжается с 2014 года и до ныне, была вызвана обвалом цен на нефть. И западные санкции сыграли очень большую роль.

«Эта теория такая же ложная, как и средневековая космология. Глаза говорят нам, что Солнце вращается вокруг Земли, а поэтому кажется, что так оно и есть. То же самое и в случае с Россией. Все знают, что она очень зависит от нефти. И когда цены на нефть обвалились, все решили, что главная причина российских экономических бед — это дешевый баррель. Теория о том, что западные санкции якобы «неважны» — это сантимент, который пытается раздуть хор российской пропаганды, российские сторонники на Западе и все виды «полезных идиотов», к которым входят и некоторые уважаемые экономисты, которые сфокусировались на исследовании цен на нефть и отвергают все остальное», — пишет бывший российский министр.

Он добавляет, что такое объяснение не выдерживает здоровой проверки цифрами. Прежде всего, Россия никогда не сокращает свой бюджет. Цены на нефть падали и в 2008 году, и в 2014-2015-ом. При этом во времена российско-грузинской войны обвал был большим. Однако, если в 2008 году российский рубль пострадал от обвала на нефть лишь чуть-чуть, сейчас он потерял больше половины своей стоимости и остается подавленной валютой. Кое-кто говорит, что в 2008-2009 годах Российский Центральный банк массово тратил свои валютные запасы, пытаясь удержать рубль на плаву. Но, опять же, цифры говорят о другом. Центробанк потратил примерно одинаковые суммы во время обвалов цен на нефть: 186 миллиардов долларов в 2008-2009 годах и 154 миллиарда долларов в 2014-2015 годах.

А значит что-то еще должно было произойти кроме обвала цен на нефть. И ответ очевиден: западные экономические санкции и международная кредитная блокада, с которой Россия имеет дело с 2014 года, взяли свое.

Аналитики часто недооценивают один фактор при оценке российских финансов: российский бизнес аккумулировал огромные внешние корпоративные долги за период с 2009 до 2014 года. Российские компании и банки брали кредиты, как бешеные. Только за 4 года они удвоили свои долги. Если в июле 2010 года они составляли 357 миллиардов долларов, то уже в июле 2014-го российские компании были должны 660 миллиардов. Большинство из этих долгов были краткосрочными. Когда отношения с Западом были хорошими, рефинансирование не было проблемой. Но под давлением санкций это стало невозможно, что стало ударом для российской экономики.

Источник: ZN.ua