Прошло много лет после последней революции в Франции или хотя бы серьезных попыток провести реформы. Однако нынешние президентские выборы, которые стали самыми интригующими за последнее время, обещают закончиться переворотом.
Об этом сегодня пишет издание The Economist, передает ZN.UA.
Социалистическая и Республиканская партии, которые руководили страной со дня основания пятой Французской Республики в 1958 году, могут быть устранены в первом же туре президентских выборов, которые пройдут 23 апреля. Французские избиратели могут предстать перед выбором из двух кандидатов-аутсайдеров: харизматичным лидером «Национального фронта» Марин Ле Пен и новичком Эммануэлем Макроном, который основал свой либеральное движение только в прошлом году. Последствия от такого изменения трудно переоценить. Она стала самым четким примером последнего глобального тренда: старое разделение на «левых» и «правых» имеет все меньшее значение, чем новое разделение на «открытых» и «закрытых».
Последствия «переворота» во Франции будут ощутимы за пределами французских границ. Он может вдохнуть новую жизнь в Евросоюз или расколоть его. Причиной новой «французской революции» можно, по мнению издания, назвать злость избирателей на тщетность и зацикленность на собственных интересах правящего класса. Президент-социалист Франсуа Олланд настолько непопулярен, что он даже не претендует на переизбрание. Республиканцы поняли, что их шансы на победу начали уменьшаться, когда выяснилось, что их кандидата Франсуа Фийона обвиняют в «выплате» своей жене и детям миллиона евро из государственного бюджета за работу на выдуманных должностях. Фийон не отказался от участия в президентской гонке, хотя обещал сделать это. Но его шансы победить невероятно ослабли.
Ярость избирателей также усиливает общее недовольство французским государством. В прошлом году опрос установил, что французы — самые большие пессимисты на Земле. 81% опрошенных граждан Франции ответили, что мир с каждым годом становится хуже, и только 3% считают, что на самом деле дела двигаются в лучшую сторону. В значительной степени это недовольство объясняется экономикой. Французская экономика уже достаточно долгое время вялая. Огромный государственный аппарат поглощает 57% ВВП, и это подрывает жизнеспособность страны. Четверть молодежи Франции безработная. Мало кому из молодых французов удается найти постоянную работу, которая бы понравилась их родителям. Из-за высоких налогов и жесткой регуляции молодежь с предпринимательской жилкой эмигрирует, чаще всего в Великобританию. Частые теракты играют на нервах, заставляя людей жить в условиях постоянного чрезвычайного положения. Из-за этого углубляется культурный разрыв в стране с самой большой мусульманской общиной в Европе. Многие из этих проблем, накопившихся за десятилетия, но ни левые, ни правые не смогли решить их.
Последняя попытка Франции провести амбициозные экономические реформы и в корне пересмотреть систему социального и пенсионного обеспечения, состоялась в середине 1990-х годов во время президентства Жака Ширака. Из-за массовых забастовок эти усилия потерпели неудачу. И после того почти никто даже не пытался ничего изменить. Николя Саркози заговорил о реформах, но его намерения были разбиты финансовым кризисом 2007-2008 года. Франсуа Олланд взял паршивый старт, введя 75% налог для богатых французов. После этого он стал очень непопулярным и не смог ничего больше сделать. После десятилетий застоя не удивительно, что французские избиратели хотят выгнать бездельников из властных структур.
И Макрон, и Ле Пен пытаются играть на разочарованиях. Но они предлагают кардинально противоположные представления того, что беспокоит Францию, и, соответственно, предлагают очень разные решения. Ле Пен во всех бедах винит внешние силы и обещает защитить французов при помощи новых препятствий и высоких социальных выплат. Ей удалось эффективно дистанцироваться от антисемитского прошлого своей партии. Для этого она даже исключила отца из политической силы. Но Ле Пен апеллирует к тем, кто хочет закрыться от всего мира. Она называет глобализацию угрозой для рабочих мест во Франции, а исламистов — пропагандистами террора, который угрожает праву «носить короткие юбки». ЕС в ее представлениях — «антидемократический монстр». Поэтому она предлагает закрыть радикальные мечети, перекрыть поток мигрантов, остановить международную торговлю, отказаться от евро, печатать французский франк и провести референдум о выходе из ЕС.
Ощущения Макрона абсолютно противоположные. Он считает, что Франция будет сильнее, если станет более открытой. Он выступает на стороне идей торговли, сотрудничества, интеграции с ЕС и поддерживает миграцию. Он приветствует культурные изменения и технологический прорыв. Он считает, что повысить занятость французов можно с помощью сокращения давления правил защиты прав работников. Макрон выставляет себя как «революционера глобализации». Если присмотреться, то ни один из «кандидатов-повстанцев» против истеблишмента не могут претендовать на роль убедительного аутсайдера. Ле Пен провела всю жизнь в политике. Ее успех будет означать, что экстремистские партии социально приемлемые. Макрон был министром экономики у Олланда. Его программа либерализации, вероятно, будет менее радикальной, чем у Фийона, который пообещал упростить трудовой кодекс и сократить государственный аппарат на 500 тысяч работников.
Обоим революционерам будет нелегко воплощать свой порядок дня. Даже если Ле Пен победит, ее партия вряд ли получит большинство в парламенте. А у Макрона дыже партии нет. Но вместе с тем, Ле Пен и Макрон — это отказ от статус-кво. Победа Макрона докажет, что либерализм до сих пор важен для европейцев. Победа Ле Пен сделает французов более бедными, более замкнутыми и злыми. Если она выведет Францию из еврозоны, это повлечет финансовый кризис по всему ЕС, который 60 лет гарантировал мир и процветание в Европе. Владимиру Путину это понравится.
Между тем, последние опросы свидетельствуют, что Макрон обойдет Ле Пен во втором туре президентских выборов во Франции. В то же время, социологи прогнозируют победу Ле Пен в первом туре с результатом 27%.
Напомним, что президентские выборы во Франции пройдут в два раунда — 23 апреля и 7 мая 2017 года.