«Спустя век турки возвращаются на те позиции, которые занимали ранее. Именно турецкий капитал активно развивает инфраструктуру Аджарии, да и в других частях Грузии. Турки не только вложились в паромный причал Батуми, но и построили аэропорт, гостиницы, дороги», — говорит он.
По его словам, «вместо турецких фелюжников начала XX века в Батуми идут турецкие фуры, которые везут всякий крам. Горы апельсинов исчезли, как и старые турки, которые на них лежали. Новые кварталы Батуми напоминают такие же кварталы Текировы или Кемера». «Наверное, потому что и строили их также турки», — добавляет он.
«Стоит отметить, что турки реализуют схему, как и другие группы транснационалов, где на их капитал строятся гостиницы, потом их фирмы привезут туристов, которые оставят деньги преимущественно туристическим агентства. Местное население в этой схеме представляет интерес в виду его низкой стоимости. От этого конкурентного преимущества никто не будет стремиться избавиться. Как известно, по такой схеме развивались курорты Египта и Туниса. Государство представляет инфраструктуру, которая облегчает инвесторам вхождение на рынок», — говорит Романенко.
Турция заинтересована в развитии гидроэнергетики в Грузии и участвует в нескольких проектах по развитию каскадов ГЭС в этой закавказской стране.
Стамбул проводит также гуманитарную экспансию: строит мечети, обучает молодежь исламскому богословию. Под ее протекцией в Грузию возвращаются из Азербайджана турки-месхетинцы в район Месхети-Джавети.
Турция и Азербайджан медленно интегрируют грузинскую экономику в свою пространство, привязывая Тбилиси различными проектами.
При этом следует отметить, что турецкая экспансия имеет определенные ограничения, связанные с зависимостью Турции от кредитов европейских банков. «Турция хорошо порезвилась на заемные деньги, укрепив свое экономическое и политическое влияние в регионе», — замечает эксперт.
«И все же не смотря на эти ограничения, очевидно, что в Закавказье маятник пошел в другую сторону. На смену слабеющей России вновь возвращается Турция. Изменение баланса сил уже четко видно, но далеко от завершения. Это не сулит закавказским странам ничего хорошо, поскольку они находились в стабильном состоянии и процветали, когда находились под влиянием одного из региональных центров силы. Когда таких центров было несколько, то Закавказье оказывалось в эпицентре конфликтов. Сейчас именно такое время», — резюмировал Юрий Романенко