ИГИЛ
ИГИЛ

Анализ пропаганды ИГИЛ в ВКонтакте показал, что женщины играют ключевую роль в распространении идей этой террористической группировки и в координации ее сторонников.

Об этом заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Science Advances, передает РИА Новости.

«Сегодня популярен стереотип, что женщины играют все меньшую роль в обществе и в различных группировках по мере роста опасности и агрессивности окружающей их среды. Анализ оффлайн и онлайн активности ИГИЛ показывает, что, несмотря на доминирование мужчин, женщины создают более надежные сети и связи между участниками группировки, что может помогать ей выжить», — пишут Нил Джонсон (Neil Johnson) из университета Майами в Корал-Гэйблс (США) и его коллеги.

Группа Джонсона выяснила, что одним из секретов высокой живучести идей ИГИЛ в глобальной сети и в реальном мире является то, что ее участники широко опираются на женщин в распространении экстремистских идей, изучив то, как распространялись по Интернету различные пропагандистские видеоролики, в том числе и сцены обезглавливания и другие казни.

Изучение этих материалов дало два интересных вывода о том, как подобному контенту удается выживать в сети и как он привлекает новых и старых сторонников ИГ. Первый из них касается того, где происходит распространение «контента ИГИЛ» – сторонники халифата, как выяснили Джонсон и его коллеги, обитают в основном не в американских соцсетях, а на иноязычных «клонах» Facebook, где можно создавать группы пользователей.

Отдельно ученые обращают внимание на ВКонтакте, где, по их словам, доля подобных групп и пользователей особенно велика. В отличие от администраторов Facebook, систематически удаляющих подобные ролики и прочий экстремистский контент, сотрудники российской сети и других неанглоязычных соцсетей проводит подобные «зачистки» только спорадически, что позволяет сценам казней и прочей «рекламе» ИГИЛ выживать.

Второй вывод касается того, кто именно занимается распространением подобных сведений и налаживанием связей между участниками группировки и сочувствующими им пользователями соцсетей. Ими были, к большому удивлению ученых, женщины – как оказалось, женщины выступали ключевыми узлами в распространении пропаганды ИГИЛ, поиске неофитов и сочувствующих, а также в восстановлении связей между участниками группы после ее закрытия.

Возможным секретом успеха женщин было то, что они активно или подсознательно избегали получения «звездного» статуса и большого количества друзей и подписчиков, что помогало им оставаться вне внимания администрации ВКонтакте и других соцсетей, но при этом сильно влиять на распространение контента ИГИЛ по сети. Кроме того, для женщин был характерен более высокий уровень кооперации, чем конфронтации, с «конкурентами» в деле пропаганды ИГ. В среднем, чем больше женщин было в группе, тем дольше она проживала до ее закрытия.

Что интересно, аналогичная вещь наблюдалась во времена расцвета Ирландской республиканской армией, чья террористическая сеть в реальном мире обладала сопоставимым уровнем развития с онлайн-присутствием ИГИЛ. В ИРА, как и в ИГИЛ, рост уровня насилия приводил к тому, что роль женщин в распространении идей этой террористической группировки и осуществлении терактов постепенно росла, несмотря на их малочисленность.

Пока ученые не знают, почему именно женщины играют центральную роль в распространении пропаганды ИГИЛ, несмотря на то, что идеология этой группировки дает минимальную свободу действий и прав для представительниц слабого пола. Тем не менее, эту особенность в работе пропагандистской машины ИГ можно использовать для более эффективной борьбы с ней, заключают Джонсон и его коллеги.