sur63
sur63

Украина в нынешнем виде существует менее 25 лет и отчаянно отказывается это признавать, постоянно занимаясь поисками «своих корней» в истории. И все эти годы политический истеблишмент упорно твердит о том, что «а мы пойдем на Запад» и «наш путь лежит в Европу». Под шумок в стране вроде бы строится капитализм. Почему вроде бы? Да потому что весьма сложно построить нечто, о природе чего ты не знаешь, планов не имеешь и принципов работы не понимаешь.

Вот и получается вместо капитализма некий карго-культ капитализма. Иначе и быть не может. Но живем мы не в вакууме, и если у государства нет никаких собственных интересов, поскольку у его истеблишмента и народа в приоритете исключительно осваивание новых путей обогащения (для первых) и выживание (для вторых), ресурсами такого государства начинают интересоваться соседи. Соседи, существование которых базируется на совершенно разных принципах. С Востока это «власть дает деньги», а с Запада – «деньги дают власть».

В СССР, как и в любой восточной деспотии, власть давала деньги. Пусть это было оформлено в виде льгот и иных возможностей улучшить свое материальное положение и повысить уровень комфорта, но принцип оставался неизменным.

После распада СССР, долгое время отечественному истеблишменту удавалось вполне комфортно совмещать «путь в Европу» и азиатским принципом обогащения. Но по мере увеличения длительности существования Украины на карте мира её руководителям стали все более отчетливо намекать на то, что пора бы и определиться с геополитическим выбором.

Формализовались эти намеки в виде предложений вступить в Таможенный союз с одной стороны, и стать «ассоциированным членом» ЕС с другой стороны. Традиционно, пытаясь сосать двух маток сразу, как ласковое теля, власти Украины начали имитировать движения в обе стороны сразу. Но «что-то пошло не так» и фокус в этот раз не удался. Пришлось делать выбор. А так как документы по вступлению Украины в «ассоциированные члены» готовили местные, хорошо коррумпированные члены, точно знающие, что чиновничий пост должен приносить профит, то все преференции от членства получила не Украина, в как раз ЕС. В виде преимуществ Зоны свободной торговли. Преимущества, правда, пока что не очень заметные, так как сместив Януковича, новая власть начала обогащаться в точном соответствии с привычным уже принципом «власть дает деньги».

И тут начались сложности.

Во-первых, одна матка не просто отошла в сторону (проиграл так проиграл), забрав свое вымя, а еще и агрессивно потребовала вернуть хотя бы часть молока. А если молока нет, то она согласна на эквивалент в территориях.

Во-вторых, уменьшившееся количество ресурсов дорвавшиеся до власти реформаторы стали утилизировать намного оперативнее, чем это делали их предшественники.

В-третьих, поскольку все основные обязательства относительно «европейского выбора» Украина уже сделала, кормить её кредитами точно так же, как и ранее – никто более не собирался, ведь это вроде как ни к чему. И только агрессия проигравшей стороны вынуждает что-то подкидывать нашему истеблишменту западных кредиторов. Которые за свое молоко точно также хотят получить что-то осязаемое. Остатки госсобственности и земля – подойдут. Причем если землю еще возьмут в оборот, то предприятия ждет незавидная судьба жертв конкурентного поглощения.

В-четвертых, накормленный сказками и лучшем будущем народ, видя единственный результат реформ в падении уровня жизни, начал потихоньку понимать, что его в очередной раз наеба… обманули и постепенно пытается восстанавливать социальную справедливость так, как умеет – то есть воровством и грабежами (о значительном росте преступлений против собственности свидетельствует даже официальная статистика).

В-пятых, олигархи, предпринявшие значительные усилия по смещению Януковича, поняли, что снова «что-то пошло не так» и новый олигархический консенсус нарушается очередным президентом. А иначе и быть не могло, так как в очередной раз произошло столкновение принципов. Олигархи (деньги) решившие получить власть напоролись на то, что эта самая власть традиционно начала против них войну с целью поиметь их на деньги. Из феодалов редко выходят капиталисты, да и скоротечность пребывания на высоких должностях помноженная на азиатский принцип обогащения – гремучая смесь.

Отлично понимая, что страна, в которой политической элиты нет, а истеблишмент никак не списывается со своей азиатской (можно и феодальной назвать, в общем-то) моралью относительно обогащения никак не вписывается в европейское (читай капиталистическое) общество, кредиторы озаботились возвратом своих вложений. И начались в правительстве реформаторов инспирированные извне кризисы.

Популярні новини зараз

У Польщі оперативно звільнили командувача Єврокорпусу, який навчав військових ЗСУ

Макрон є союзником США, але американських військ в Україні не буде — Держдеп

В Україні змінилися правила спадкування: деталі нововведень

Доплати до пенсії: хто має право на надбавки з березня

Показати ще

В качестве примера весьма удобно рассмотреть последний скандал в правительстве связанный с появлением в СМИ списка «кандидатов в министры» от БПП и последовавших за этим обвинений Абрамявичуса и отзыва заявлений об отставке четырех министров. Заявления послов «большой семерки» и главы МВФ отлично укладываются в эту схему. Кредиторы банально беспокоятся о своих деньгах. Ведь новый состав Кабмина придется по-новому прикармливать. Вот и стараются застраховаться от возможных неожиданностей.

Для начала рассмотрим «супер реформаторов и технократов всех времен и народов». Почему их? Да потому что именно из уст одного из них, а именно министра инфраструктуры Андрея Пивоварского ясно и четко прозвучала квинтэссенция азиатской морали. «Средняя зарплата (чиновников Кабмина – прим. авт.), без министра и без заместителей министра, должна составлять минимум 25 тысяч гривен в месяц. Плюс социальный пакет и медицинская страховка», — уверен министр. Кстати, именно хроническое безденежье министра и было одной из причин написания им заявления об отставке. Его негодование понятно: как же так, становился министром ради денег, а тут на тебе – получить их не удается. Ничем иным, кроме этого глава Мининфраструктуры на свой должности не проявил. Технократы, мол, задарма не работают.

Еще один «отзывант» министр аграрной политики и продовольствия Украины Алексей Павленко прославился тем, что именно его бесхребетная позиция (как минимум бесхребетная, а то и содействующая) привела к тому, что фермеров в принудительном порядке заставили с 1 января 2016 года перейти со специальной формы налогообложения на извращенную общую, а НДС сельхозпроизводителям будут возвращать, только если экспортная составляющая их деятельности превышает 40%. Такие инновации приведут к росту цен на сельхозпродукцию внутри страны, разорению часть хозяйств и усилению монопольных тенденций на сельхозрынке.

Министр здравоохранения Александр Квиташвили отличился на своем посту кроме гражданства и национальности одной-единственой «реформаторской» инициативой – продать все поликлиники и больницы. В его представлении именно так и выглядит «разгосударствление» медицины в Украине. Матерый технократ. Все проблемы одним махом предлагает решить.
Едва ли не наособицу стоит министр информационной политики Юрий Стець, ведомство которого за год вообще ничего не сделало в сфере информационной политики. Хуже того, даже намека на единую информационную политику государства в Украине нет.

Так ради чего еще, кроме денег и собственно власти, эти люди находятся на своих постах?

Особо хочу отметить «технократа» Абромавичуса, который придя на должность министра сразу заявил, что его задача ликвидировать МЭРТ как структуру. В принципе, цель вполне достойная, так как нет ни малейшего толку от министерства, которое не создает ни стратегии социально-экономического развития, ни планов работы экономического блока КМУ, и не имеет даже представления о том, какой же базовой модели экономики имеет смысл придерживаться Украине. Вот только начал и продолжает свою работу министр в совершенно ином направлении, а именно – в подготовке к приватизации остатков государственной собственности. Причем не в подготовке к акционированию с последующим выводом акций на рынок и созданием возможности каждому желающему прикупить ценных бумаг бывших госпредприятий, а в подготовке к прямой продаже некоему таинственному инвестору, который освободит Украину от бремени госимущества. И как только оказалось, что у украинского истеблишмента и Абромавичуса есть серьезные разногласия относительно того, кто именно будет инвестором, министр и запаниковал. Особенно когда с него сняли непонятно за какие заслуги и на каком основании приставленную госохрану.

Кого же предлагали в БПП им (и не только) на смену:

Нардеп Алексей Гончаренко – «кандидат» на пост министра здравоохранения. На сколько я смог выяснить из его же биографии, он ни дня не работал по специальности, хотя и имеет диплом Одесского национального медицинского университета. В сети уже расходится предложение сделать Гончаренко сперва лечащим врачом президента.

Нардеп Глеб Загорий – «кандидат» на пост министра экологии и природных ресурсов. Зачем владельцу крупнейшей в Украине фармацевтической фабрики «Дарница» идти работать на жалкие гроши министра, остается лишь догадываться.

Нардеп Ольга Белькова – «кандидат» на пост вице-премьера по евроинтеграции. Что делает юрист, экономист и проектный менеджер в кресле зампредседателя Комитета ВРУ по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, непонятно. Только 10 из 26 законопроектов, автором которых она указана на сайте Рады, относятся к профильной работе Комитета.

Замглавы КГГА Павел Рябикин – «кандидат» на пост министра инфраструктуры. Полтора десятилетия трудился юристконсультом и адвокатом. Вполне достойная замена на этом посту историку Пивоварскому

Замглавы АП Виталий Ковальчук – «кандидат» на пост первого вице-премьера. Еще один юрист.

Экс-нардеп Тарас Кутовой – «кандидат» на пост министра аграрной политики и продовольствия, обладатель трех высших образований, а к селу имеет отношение как глава наблюдательного совета общественной организации «Всеукраинское общественное объединение Союз Спасения Села».

Экс-министр и актер Евгений Нищук – «кандидат» на пост министр культуры. Министром он уже был и никчемность свою показал. Что даст попытка «второй раз войти в одну и туже воду»?

И всех этих граждан, за исключением разве что официального миллионера Глеба Загория, роднит с вышеупомянутыми технократами относительная бедность и практически полная непричастность к той сфере, в которой их видят министрами во фракции БПП. Да и с исключением из правил не все ясно. Ну почему Загория на пост главы Минэкологии? Почему не по сродству деятельности (фармацевтика) в Минздрав? Впрочем ответ на этот вопрос возможно кроется вот в этой публикации «Антикора», где его напрямую связывают с коррупционными схемами, организованными за спиной главы Минздрава Александра Квиташвили, которому ничего не мешает попробовать хлопнуть дверью во второй раз и, как Абрамявичус, назвать одну из фамилий «давильщиков» на него.

Давление со стороны Запада, плохо представляющего как интегрировать в себя еще и нашу коррупцию, на отечественный истеблишмент, не готовый за здорово живешь расставаться с привычками обогащения за счет власти может привести к развилке, за которой всего два возможных пути:

  1. сдача национальных интересов в пользу России при получении гарантий оставить для истеблишмента традиционный способ обогащения. Крымские депутаты и чиновники неплохо устроились при оккупантах, между прочим. Многие, на тех же местах остались.
  2. ускоренная приватизации остатков госсобственности с целью приобретения в легальную собственность активов, продажа которых поможет безбедно жить на ренту вдали от Украины при любом дальнейшем развитии событий, за исключением разве что оккупации со стороны все той же РФ.

Кстати, именно эти два варианта озвучил в эфире Радио-Вести глава фракции БПП Юрий Луценко. «У нас есть два пути – двигаться в Европу или сдаться Путину», — сказал Луценко. Затем, правда, перескочил на очередную демагогию о бесполезности перевыборов в парламент, но главное уже вылетело из его уст. Как показывает опыт последних лет, Луценко с завидной периодичностью сливает в СМИ настроения значительной части истеблишмента и темы, обговариваемые как минимум в кулуарах. Следовательно, риски вполне реальны и что в итоге победит азиатская мораль или стремление в «светлое европейское будущее» сказать сложно. Пока же одним из самых вероятных представляется вариант, описанный Игаром Тышкевичем в его материале «Украина 2020: куда приведет нас медленная украинская революция». И это еще очень оптимистичный сценарий.

Впрочем, на мой взгляд, тема культурных и поведенческих несовпадений отечественных реалий и евроинтеграционного курса намного шире, чем рамки заданные этим материалом. Хотелось бы увидеть обсуждения и иных аспектов.