На протяжении вот уже целого месяца ведущие западные, а недавно уже и украинские СМИ пишут о том, что Россия стягивает войска к украинской границе для полномасштабной агрессии уже этой зимой. То есть в ближайшие несколько месяцев. Сперва украинское руководство отмалчивалось и даже опровергало подобную вероятность.

Однако в конце прошлой недели глава ГУР МО Буданов в своем интервью американскому изданию «Military Times» заявил, что у украинской разведки есть достоверные данные о готовящемся Кремлем полномасштабном вторжении уже в конце январе. С применением авиации и всех родов войск и вооружений. А уже после этого американское информационное агентство «Bloomberg» сообщило, что в России произведена массовая мобилизация резервистов для того, чтобы контролировать завоеванные после наступления на Украину территории.

Казалось бы, при такой угрозе и подтвержденных собственной разведкой данных, да еще в такие кратчайшие сроки, руководство Украины должно было срочно созвать закрытое заседание РНБО. Но не для введения дополнительных санкций против граждан Украины, а для разработки плана действий по отражению вероятного наступления российских войск.

Кроме того, должна была уже быть объявлена мобилизация резервистов, развертывание территориальной обороны, а Верховная рада также должна была собраться на внеочередное закрытое заседание и внести поправки в бюджет, выделить дополнительные средства на закупку горючего для танков и прочих необходимых вещей в таком случае. Президент должен был уже обратиться с посланием к нации и призвать готовиться к обороне и мобилизации. Но почему-то всего этого, как и других необходимых действий со стороны властей, не происходит.

По моему мнению, именно потому, что сам Зеленский и его окружение на самом деле не верит в такую вероятность. О чем, кстати, отдельные представители власти открыто заявляют. В частности, секретарь СНБО Данилов и министр обороны Резников.

По мнению Данилова, маневры российских войск у наших границ необходимы Путину для того, чтобы повысить ставки в переговорах, используя привычный уже аргумент в переговорах с Западом – «бряцание оружием» у наших границ и угроза начала полномасштабной войны в Европе.

Абсолютно логичный аргумент. Если это всегда срабатывало, то зачем изобретать велосипед? Ведь переговоры с США и Западом в целом, и в частности по Украине, давно уже зашли в тупик. Срок, отведенный президентом США Джо Байдном на реализацию негласных договоренностей с Путиным в Женеве, также подходит к концу. Ожидаемых Кремлем результатов нет. Пресс-секретарь Путина Песков уже заявил, что есть необходимость новой встрече Путина с Байденом. А чтобы достичь желаемых результатов, стоить побряцать оружием. Ведь этой весной подобные действия уже принесли результат.

Я также уверен, что до полномасштабной войны дело не дойдет и в этот раз, а все маневры войск РФ ограничатся максимум существенным обострением на линии соприкосновения на Донбассе. И то, даже не сейчас, а через несколько месяцев. Эта тактика, кстати, также не является новой. Так происходит каждый раз, когда переговоры заходят в тупик. По той простой причине, что Кремлю полномасштабная война не выгодна.

На это есть как экономические, так и политические причины.

Что касается экономических причин, то в случае полномасштабной войны РФ против Украины, во-первых, Западом будут сразу же введены намного более жёсткие экономические санкции. Об этом заявил уже не только Байден, но и даже вполне лояльный к Путину президент Франции Эммануэль Макрон. У которого, кстати, в следующем году президентские выборы и ему гораздо важнее урегулировать конфликт на Донбассе, даже за счет украинских национальных интересов, а не наоборот. Статус миротворца вполне может ему помочь в переизбрании, а вот разрастание локального конфликта в полномасштабную войну с возможным массовым потоком мигрантов может привести к поражению.

В Конгрессе США сейчас также разрабатывается законопроект о дополнительных санкциях против РФ в случае начала полномасштабной агрессии. Еще весной, во время предыдущего обострения, лидеры ЕС предупреждали Путина, что в случае наступления на Украину будет введено эмбарго на поставки российской нефти. От продажи которой по-прежнему практически наполовину зависит наполняемость бюджета РФ. А значит - и выплата зарплат госслужащим и пенсионерам. То есть легитимность и поддержка самого Путина и его режима.

Во-вторых, сертификация газопровода «Северный поток-2» также не завершена, а потому поставки газа в ЕС в обход Украины невозможны. Наша ГТС, безусловно, является одним из основных сдерживающих факторов полномасштабной агрессии РФ, а в самом начале отопительного сезона идти на риски срыва поставок газа по контрактам в ЕС и получения миллиардов долларов в бюджет Кремлю нет никакого смысла.

Ведь даже нагнетание слухов и публикации в западных СМИ о вероятном вторжении в Украину уже дают свои результаты. Так, в понедельник, 22 ноября, российский рынок ценных бумаг резко обвалился. Инвесторы массово распродавали активы: индекс «Мосбиржи» закрылся обвалом на 3,58% и впервые с августа опустился ниже 3880 пунктов. Курс доллара вечером 22 ноября резко пошел вверх и достиг 75 руб. (+1,5 руб.).

Популярні новини зараз

Водіїв почали штрафувати через колеса на авто: кого можуть позбавити прав

"Київ підготував документ": Reuters про причини нервозності США перед переговорами у Лондоні

Кишені українців порожніють: експерт розповів про колосальне відставання від європейських доходів

Українцям розповіли, що тепер можна будувати на власній ділянці без дозволів

Показати ще

Среди «голубых фишек» на вечерней сессии сильнее всего падали бумаги «Яндекса». К 20:20 (мск.) они рухнули на 10%. В лидерах падения к вечеру понедельника были также бумаги Сбербанка (6%), «Полюса» (5,83%) и акции «Газпрома» (5,28%), о котором я уже упоминал.

Падали и котировки сырьевого рынка. Нефть подешевела уже на 9% с локального максимума, достигнутого 26 октября ($86,4 за баррель). К тому же Джо Байден намеревается начать продажу стратегических запасов и призывает к этому лидеров крупнейших экономик, включая Китай, для того чтобы снизить цены на мировом рынке. Так что это падение цен наверняка не последнее и становится краткосрочным трендом.

Негативных факторов и рисков российскому рынку ценных бумаг добавляет и ситуация с кредитными расписками «РосНано». «Мосбиржа» 19 ноября приостановила торги всеми девятью выпусками облигаций госкомпании, а вскоре стало известно, что та ищет способы реструктурировать свой долг.

Дополнительное давление на рубль оказывают продажи на рынке ОФЗ и повышенный объем покупок валюты Минфином. Также в ноябре и декабре возрастает спрос на валюту для закупки импортных товаров для новогодних праздников. В общем, как видим, Запад уже начал давать четкие сигналы, чем может закончиться авантюра Кремля и рынок мгновенно на это отреагировал.

Кроме того, в ЕС в целом и Германии как крупнейшей экономике региона наблюдается пик заболеваемости коронавирусом и правительства некоторых стран уже ввели новые ограничения и объявили локдауны. В частности, Австрия. В Нидерландах проходят массовые протесты против новых ограничений со столкновениями с полицией. Если ситуация и дальше будет ухудшаться, это неминуемо приведет к уменьшению деловой активности и снижению темпа восстановления экономик после прошлогоднего падения. А значит - и к дополнительному падению цен на нефть, как это уже было в прошлом году.

Что касается политических факторов, которые снижают риски полномасштабной агрессии, то они остаются неизменными последние 7 лет.

Совсем недавно Путин заявил в очередной раз в интервью телеканалу Россия -1, что «европейские партнеры» пытаются пересмотреть статус РФ в урегулировании конфликта на Донбассе. То есть все чаще открыто называют Россию не гарантом урегулирования конфликта на Донбассе, а страной-агрессором. На что Россия, по словам Путина, никогда не согласится.

И если вдруг Кремль осмелится на полномасштабную войну, то это не только повлечет санкции, но и тем самым он продемонстрирует той части населения Украины и России, которые все эти годы в миф о «гражданской войне», что все эти годы Путин им врал. И это обязательно негативно скажется на уровне его поддержки в обеих странах даже среди самых ярых его сторонников. Возникает логичный вопрос: зачем идти на такие риски?

Тем более, как указывает министр обороны Украины Алексей Резников, украинская армия сегодня значительно сильнее, чем в 2014-15 гг., а потому потери для российской армии также будут гораздо весомее. А значит, и поток гробов вырастет в разы, что также негативно отразится на внутриполитической ситуации в РФ и поддержке режима Путина.

К тому же сейчас у наших границ группировка российских войск значительно ниже, чем весной этого года, что также указывает на неготовность России нападать именно сейчас.

Я уже не раз повторял, что ставка Кремлем уже давно делается на внутреннюю дестабилизацию в Украине. И здесь в последнее время наблюдаются, к сожалению, определённые успехи. Особенно это касается сферы энергетической безопасности. Впереди зима и в Кремле надеются на то, что руководство Украины в случае сильных заморозков и недостатка газа и угля согласится на все озвученные недавно Лавровым условия по безоговорочному выполнению Минских соглашений в обмен на прямой контракт с «Газпромом» и поставку энергоносителей.

Именно для этого Украине уже было официально отказано Кремлем в поставках угля и электроэнергии с РФ. А ведь все годы конфликта, мы продолжали покупать уголь напрямую из России. Включая уголь с оккупированных территорий, на котором после начала блокады ОРДЛО РФ начала еще и зарабатывать дополнительно. Так что в Кремле сейчас будут ждать, а не форсировать события. Этому они за 7 последних лет уже научились.

Если говорить о мотивах Кремля создавать регулярную напряженность у наших границ и угрозу полномасштабной войны, то Путин тем самым постепенно приучает украинское руководство и общество в целом не реагировать на этот вызов. Тем самым подрывая доверие к собственным разведслужбам и власти. Все как в той сказке, в которой мальчик кричал «Волки! Волки!», а когда они действительно напали, никто уже не поверил и не пришел на помощь.

Увы, украинская власть в угоду своим сиюминутным интересам для отвлечения внимания общества от своих постоянных ошибок, («Вагнергейт», угроза срыва отопительного сезоны и проч.), сама помогает Кремлю в этом. Эту пагубную технологию «не раскачивайте лодку, а то Путин нападет» Зеленский унаследовал от своего предшественника Порошенко. Чем оно для него закончилось в 2019 году, мы все прекрасно помним. А вот Зеленский, похоже, стал забывать.

Версия статьи на английском языке здесь.