В беседе с журналистом РИА Новости Зеленый сообщил, что создать научно-исследовательскую станцию, которая сменит затонувший «Фобос-Грунт», предполагается в НПО имени Лавочкина. В настоящее время альтернативы этому легендарному предприятию, создававшему космические корабли со времен Юрия Гагарина, просто нет. «У нас нет другой фирмы, и в одночасье новую не создать», — отметил ученый.
По его словам, «Фобос-Грунт-2» можно было бы сделать к 2016 году, но технические ресурсы предприятия этого не позволяют, поэтому новый аппарат может появиться не ранее 2018 года. В 2018 году условия для полета к Марсу наиболее благоприятные с астрономической точки зрения.
Стоимость нового проекта Зеленый оценил приблизительно в три миллиарда рублей. Впрочем, «цены за эти годы могут поменяться», — оговорился он. Напомним, что «Фобос-Грунт», неудачно стартовавший к Марсу в ноябре прошлого года, обошелся бюджету в 5 млрд рублей, хотя, по словам главы Роскосмоса Владимира Поповкина, стоимость самого аппарата едва превышала один миллиард рублей. Ранее сообщалось, что «Фобос-Грунт» был застрахован на 1,2 млрд рублей.
Для сравнения, когда 18 августа 2011 года на нерасчетную орбиту был выведен спутник связи «Экспресс-АМ4», страховка по нему составляла более 7,5 млрд рублей. Это в шесть с лишним раз дороже российского научного зонда. Стоимость же недавно стартовавшего к Марсу аппарата НАСА с ровером «Кьюриосити» на борту составила, по окончательным оценкам, колоссальные 2,5 млрд долларов, то есть около 77,5 млрд рублей, что в 15,5 раз дороже потерпевшей неудачу программы «Фобос-Грунт».
«Фобос-Грунт» предназначался для доставки — впервые в истории — образцов грунта с естественного спутника Марса и был запущен с космодрома «Байконур» 9 ноября. «Фобос-Грунт» не вышел на траекторию отлета к Марсу, в результате чего остался на опорной орбите. В воскресенье, 15 января, обломки «Фобоса» упали, предположительно, в Тихий океан. Согласно расчетам специалистов Роскосмоса и минобороны, произошло это около 21:45 мск. Причиной аварии на аппарате стала неисправность бортового вычислительного комплекса, возможно, по причине использования в нем не предназначенных для космических условий компонентов зарубежного производства, да еще контрафактных. Вице-премьер России Дмитрий Рогозин в этой связи заявил во вторник, что России надо развивать собственное производство электроники во избежание попадания контрафакта на отечественные космические аппараты.