На следующий день после первого тура выборов президента Украины курс гривны существенно укрепился на межбанковском валютном рынке — как по отношению к доллару, так и к евро Украинская гривна подорожала на 30 копеек.

Об этом написал глава Совета Национального банка Богдан Данилишин на своей странице в Facebook.

Он отметил, что за три первых месяца 2019 года гривна укрепилась к доллару на 1,8%, к евро на 3,7%.

«В этом году с курсом складывается ситуация, в значительной мере не типичная для нескольких предыдущих лет. В частности, мы не видим временной, но ощутимой девальвации гривны, которая начиналась в декабре и продолжалась большую часть января (2016-2018 годы), иногда задевая и февраль (в 2015 году). Вероятно, ключевую роль сыграло равномерное расходование средств госбюджета в конце года, что произошло впервые за последние 5 лет. Наиболее вопиющий случай агрессивного расходования бюджетных средств был в 2017 году, когда за декабрь остаток средств на едином казначейском счете правительства уменьшился в 10,6 раза. В результате чего официальный курс гривны к доллару с 1 декабря 2017 по 24 января 2018 снизился на 6,3%, сделав заметный вклад в высокую потребительскую инфляцию января-марта прошлого года», — пишет Данилишин.

Он считает, что в ближайшие несколько месяцев скорее не стоит тревожных событий на валютном рынке Украины. Во-первых, продолжится экспорт сельхозпродукции урожая прошлого года, который был рекордным. Во-вторых, начинается сезонное повышение спроса на продукцию и полуфабрикаты из черных металлов (они являются второй после сельхозтоваров статьей украинского экспорта). Цены демонстрируют умеренно положительную для украинских металлургов динамику — за первые три месяца 2019 стоимость метрической тонны стали выросла на 6%. В-третьих, закупки природного газа весной традиционно снижаются, что соответствующим образом уменьшает спрос на иностранную валюту. В-четвертых, существенный рост импорта в первые два месяца 2019 года был обусловлен скорее временными факторами — закупкой тепловыделяющих элементов для АЭС, импортом энергетического угля (который сокращается по сравнению с предыдущими годами, а мировые цены на уголь за январь-февраль этого года снизились почти на 10%), активным ввозом автомобилей после окончания льготного режима таможенной легализации авто на еврономер. Влияние этих причин роста спроса на валюту снизят свою актуальность.

«Подводя баланс между рисками и перспективами гривны во временной перспективе 3-6 месяцев, склоняюсь к тому, что привычная для нескольких десятилетий ситуация, когда курс гривны снижался осенью, может измениться новой, похожей на прошлогоднюю — определенная незначительная девальвация (у нас курс гривны является плавающим ) в течение второй половины лета изменится укреплением курса нацвалюты в начале осени и его стабилизацией. При режиме гибкого курсообразования колебания курса является здоровой реакцией на постоянные изменения ситуации в экономике и их нужно считать признаками кризисных явлений. Основным фактором будет экспортная выручка от сельхозпродукции. Украина все больше становится аграрной (и при этом деиндустриализованною) страной, поэтому и курс гривни все сильнее зависит от объема урожая сельхозпродукции и мировых цен на нее», — написал Данилишин.

Аналитики «Украинского института будущего» Юрий Романенко и Андриан Прокип проанализировали будущее украинского энергетического сектора после введения в строй «Северного потока-2»

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook