8 февраля официальный курс гривны вернулся на позиции двухмесячной давности и составил 27,11 грн за долл. Как и обещали эксперты, декабрь и январь были непростыми для нацвалюты, и уже после новогодних праздников она легко преодолела отметку в 28 грн за долл.

В конце января курс приблизился к отметке в 29 грн за долл., но февраль гривна начала с укрепления.

Почему подешевела?

У курса нацвалюты есть циклы, к которым все уже успели привыкнуть. В конце и начале года она дешевеет. И.о. главы Нацбанка Яков Смолий говорит о том, что эту тенденцию наблюдают уже три года. Экономический эксперт Борис Кушнирук уточняет, что в некоторых вопросах сезонность носит не совсем нормальный характер:

«В декабре-январе гривна обесценивается. В декабре наслаиваются два фактора: импортеры закрывают контракты и им нужны дополнительные объемы валюты, но кроме того, Казначейство выбрасывает значительное количество гривны. Это связано с плохим бюджетным процессом — в конце года закрывают все бюджетные программы, все рассчитываются с казначейских счетов с поставщиками товаров и услуг. Кроме того, идет выплата зарплат бюджетникам, пенсии пытаются заплатить за декабрь и за январь и т.д. В результате увеличивается объем гривны. Эту хроническую болезнь нужно менять изменениями в Бюджетный кодекс».

Обычно февраль-март — начало стабилизации курса нацвалюты и длится он до конца лета. В это время идет поступление валютной выручки от экспортеров, пиковых нагрузок на валютный рынок из-за покупки энергоресурсов уже нет. Зато осенью активность растет, становится больше потребность в инвалюте и, следовательно, ее цена.

Но так работают деловые циклы, а ведь есть еще и другие факторы, которые влияют на курс. Один из них — девальвационные ожидания, когда Кабмин закладывает в годовой бюджет курс нацвалюты ниже, чем нынешний.

«В первые недели этого года мы видели, что на ожидании девальвации большое количество украинских экспортеров придерживали валютную выручку и не заводили ее в страну, — говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. — Рынок уходил на высокие горизонты, потому что в госбюджете заложен более высокий курс, чем в конце 2017 года. Ожидания были негативными».

Следующий фактор — сальдо торгового баланса: разница между экспортом и импортом товаров. По итогам 2017 года дефицит составил больше 9 млрд долл. Также сказывается внутренняя инфляция, и чем она выше, тем больше разрыв между покупательной способностью доллара и нацвалюты в пользу первого. Инфляция по итогам года превысила ожидаемый уровень в 8% и достигла 13,7%. Кроме того, важно присутствие Нацбанка на межбанковском валютном рынке: когда он продает инвалюту, то укрепляет гривну. В прошлом году НБУ продал валюты на 1,3 млрд долл. больше, чем купил. В январе продаж тоже было больше, чем закупок.

Почему выросла?

В конце января часть сезонных факторов, которые давили на гривну, отступили. В январе НБУ продал валюты на 16 млн долл. больше, чем купил. Кроме того, главный банк поднял учетную ставку до 16%. Она увеличивает процентные ставки по кредитам и депозитам, а значит растет доходность государственных ценных бумаг — облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). На них хотят заработать, а чтобы купить ОВГЗ, компании-нерезиденты готовы продавать валюту, что они и сделали. Тем более что в январе курс доллара был высоким, были ожидания его сезонного снижения, так что и на продаже инвалюты тоже можно было получить прибыль.

«Нацбанк повысил учетную ставку. Инвесторы, в том числе и те, которые находятся в Украине, но деньги держат за границей, наблюдают одну и ту же тенденцию поведения курса. Что они делают? В тот момент, когда гривна дешевле всего, они заводят сюда валюту и покупают облигации по завышенным ставкам, получая таким образом 16% годовых в гривне, — объясняет Борис Кушнирук. — Теперь представьте себе, что в этот момент происходит еще и процесс укрепления гривны. Если они выйдут из этих облигаций в августе, то получат до 20% годовых в долларе. Такую доходность они нигде в мире не увидят».

Популярные статьи сейчас

США не намерены втягиваться в непрямой вооруженный конфликт с Россией – Госдеп

Мобилизация транспортных средств: у кого и какие авто начнут изымать уже в мае

На войне погиб известный военный и активист Павел Петриченко

Бойлер или газовая колонка: Нафтогаз подсказал, что выгоднее купить для дома

Показать еще

Итоги торгов гривневыми ОВГЗ в конце января — начале февраля показали, что интерес действительно высок. Компании-нерезиденты с начала года в 1,6 раз увеличили свой портфель ОВГЗ. То есть предложение по доллару и спрос на гривну растут, а значит, последняя укрепляется. Естественно, предложение инвалюты не безразмерно. Кроме того, Нацбанк не только продает, но и скупает валюту. За 6-7 февраля НБУ купил больше 150 млн долл. по курсу 27,09. Но также не стоит забывать, что ОВГЗ нужно погашать.

«НБУ спровоцировал спекулятивный ажиотаж на рынке. Экспортная выручка — это деньги, которые зашли навсегда, инвестиции в основной капитал — надолго, а это деньги, которые заходят только на полгода, — говорит Кушнирук. — Да, сейчас мы укрепляем гривну — довольно стремительно и искусственным способом. Но в августе мы столкнемся с дополнительным давлением, потому что спекулятивные деньги будут выходить, еще и с процентами. Так что действия Нацбанка совершенно не способствуют снижению инфляции, если говорить о повышении учетной ставки, а провоцируют дополнительные спекулятивные игры, которые только вредят экономике».

Эксперт считает, что курс может оставаться в коридоре 26-27 грн за доллар весной и летом этого года, если не будет непредсказуемых дестабилизирующих факторов. Но есть и предсказуемые проблемы.

«Укрепление — краткосрочная ситуация. Она подвижна, — говорит Устенко. — Кроме того, макроэкономические вопросы, которые создают девальвационное давление на гривну, никуда не исчезли. Поэтому я не стал бы думать, что мы вошли в новый комфортный коридор. Его можно выдерживать только за счет уменьшения золотовалютных резервов. Остаются факторы неопределенности: приток инвестиций в страну. Их объем зависит от того, удастся или нет выжать реформы из политического класса, а это, прежде всего, антикоррупционный суд и проведение приватизации. Еще один важный момент — удастся или нет восстановить сотрудничество с международными финансовыми институциями».

Эксперт говорит, что не стоит ждать никаких результатов от приезда представителей Международного валютного фонда в Украину 12-16 января. Это не миссия МВФ, и выводов о кредитном транше по итогам поездки не будет. Но дедлайны поджимают. В этом году начинаются крупные выплаты по внешнему долгу, и мы должны заплатить около 4 млрд долл. В 2019 г. выплаты будут в полтора раза больше. Олег Устенко говорит, что если до июня разморозить вопрос с кредитом МВФ не удастся, то делать прогнозы о курсе просто не имеет смысла — тут будет стоять вопрос о выживании страны, а не только ее валюты.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook.

Источник: NewsOne