Кроме того, внешняя торговля также завязана в основном на РФ, да и многое другое. Однако внезапно между дружескими государствами словно черная кошка пробежала. А может и не совсем внезапно? Разбирался «Биржевой лидер».

Что стало камнем преткновения и какое будущее ждет отношения двух стран?

Напряженность в отношениях между странами постепенно нарастала с начала нынешнего года, пояснили в интервью журналу «Биржевой лидер» эксперты землячества трейдеров и инвесторов Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V:
■ Бишкек недоволен. В феврале президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев сообщил о том, что Москва не платит положенную арендную плату за размещение своих военных объектов в республике. Кроме того, было озвучено намерение досрочно закрыть российскую авиабазу в Канте. Объясняется все вполне похвальным стремлением избавиться от всех иностранных баз на своей территории (как российских, так и американских). Однако на деле все обстоит намного прозаичней: киргизская сторона недовольна размещением перевалочного пункта НАТО в российском Ульяновске, что вполне может привести к закрытию аналогичного «транзитного центра» в аэропорту «Манас» (Бишкек). А стоимость аренды этого объекта, которую, кстати, американцы платят регулярно, составляет заметную часть ВВП среднеазиатской республики (иногда говорят даже про 20%);
■ Россия отвечает. В Москве претензии киргизского руководства, мягко говоря, паники не вызвали. Более того, с Бишкеком решили говорить на его же языке, то есть довольно жестко. Глава МИД РФ Сергей Лавров провел 5 апреля в столице Кыргызстана переговоры с президентом Алмазбеком Атамбаевым. Россия стала настаивать на ревизии нескольких важнейших межправительственных соглашений, принятых ранее. В частности Москва требует:
1. Отдать ей 75% акций завода «Дастан», производящего торпеды ВА-111 «Шквал». Соглашение 2009 года предусматривало передачу россиянам 48% акций этого предприятия в обмен на списание киргизского долга в размере 180 млн. долларов США;
2. Передать ей 75% акций строящихся гидроэлектростанций Камбарота-1 и Юкори Норын. По договору 2008 года предусматривалось, что Россия за вложенные в строительство $1,7 млрд. получит 50% акций, теперь Москву такой расклад не устраивает.

Россия объясняет свои требования несколькими объективными факторами:

  • Риски для инвесторов после 2009 года очень возросли вместе с ростом инфляции и безработицы в республике.
  • Киргизские власти не берут на себя обязательству по обеспечению строительства гидроэлектростанций. Они только предоставляют территорию и отчасти рабочую силу.
  • Стоимость завода «Дастан» с 2009 года сильно упала из-за износа оборудования.

Киргизскую сторону такие предложения, понятное дело, совершенно не устраивают. Бишкек вполне предсказуемо настаивает на выполнении прежних договоренностей. Но в таких условиях, когда сам не ставишь в грош подписанные соглашения (про ту же базу в Канте), трудно требовать от партнера того же. Тем более от партнера, у которого в руках находиться множество рычагов влияния на экономику Кыргызстана.

Чем угрожает Москва?

Россия, как это стало принято в последнее время, ведет с соседями довольно жесткий торг, не стесняясь давить на все их слабые стороны. Так и в случае с Киргизией, чей внешний долг РФ составляет порядка 500 млн. долларов США. Однако в данном случае речь идет вовсе не про долг. Москва прочно увязывает решение данного вопроса с сотрудничеством стран в очень важной (особенно для Кыргызстана) отрасли — топливной:

  • речь идет о поставках горюче-смазочных материалов из России в Киргизию на беспошлинной основе. Если Бишкек согласится на требования Москвы и пойдет на уступки, ему обещают на 7% увеличить количество беспошлинно поставляемого топлива. Сейчас на беспошлинной основе среднеазиатская республика получает от России около 750 тыс. тонн ГСМ в год. Общая же ее потребность в топливе составляет 1,200 тыс. тонн в год. Таким образом, за счет существующих льгот вклад Российской Федерации в экономику дружественной Киргизии сегодня составляет около 240-280 млн. долларов в год.
  • в случае отказа Бишкека от новых предложений Кремля, там могут пойти на пересмотр соглашений и вообще ввести пошлину на поставки. Учитывая зависимость преимущественно аграрной республики от российских ГСМ, можно себе легко представить, чем обернется для местного сельского хозяйства такая перемена. Аграрный юг Кыргызстана, который и сегодня уже потихоньку начинает бунтовать (об этом «Биржевой лидер» писал совсем недавно), может просто взорваться, если посевная будет сорвана. Поэтому правительству Киргизии в данном случае не позавидуешь, оно, действительно, получило удар в самую болевую точку.

Что остается делать Кыргызстану?

Ситуация складывается крайне серьезная. Как и в случае с Украиной, которая когда-то неосмотрительно решила жестко поговорить с РФ о повышении платы за транзит газа, в результате чего теперь имеет цену на голубое топливо не 50, а 420 долларов США. Похоже, что Кыргызстан «наступил на те же грабли». В, Бишкеке, наверное, уже никто не рад тому, что завели разговор об изгнании российской авиабазы, но ничего не поделаешь. Теперь новое киргизское руководство стоит перед неразрешимой дилеммой:

— либо отдать России контрольный пакет строящихся ГЭС вместе с энергетической безопасностью республики. А это абсолютно противоречит национальным интересам;

— либо не получить ГСМ в нужном количестве и по приемлемой цене. А это в свою очередь грозит уже нынешним летом столкнуться с вполне реальной перспективой новой революции, которые в республике, как показала печальная практика, вспыхивают с пол-оборота.

Кроме того, у Бишкека и поля для маневра практически не остается. По словам премьера Омурбека Бабанова, Киргизия уже подписала с Китаем кредитный договор на строительство ЛЭП Датка-Кемин (на $380 млн) и подстанции Датка (на $208 млн). Их будущее функционирование полностью зависит от еще не построенных гидроэлектростанций Камбарота-1 и Юкори Норын. Без России республика их не построит, а разрывать договор с Москвой и пытаться переложить их возведение на плечи Пекина может оказаться очень хлопотно и к тому же накладно. Кыргызстан может просто «не потянуть» неустойку, плюс неизвестно согласиться ли КНР на такие инвестиции, а если и согласится, то на каких условиях? Все это очень и очень рискованно. Говорить о других инвесторах, в частности о Турции, в данном случае не приходится. Поэтому правительству Кыргызстана, по сути, остается только одно: повсюду говорить о необходимости соблюдать прежние договоренности и надеяться на то, что Кремль, в конце концов, удовольствуется чем-то малым.

Популярные статьи сейчас

Успеть до декабря: ПриватБанк разослал важные уведомления

Белый дом: Россия предупредила США о запуске ракеты по Украине по ядерным каналам связи

Путин признал применение новой баллистической ракеты против Украины

Укрэнерго объявило про обновленный график отключений на 22 ноября

Показать еще