Об этом пишут эксперты ИГСО в докладе «Энергетическая революция: проблемы и перспективы мировой энергетики».
Медленное распространение биотоплива в США и ЕС в начале XXI века породило надежду на возможное вытеснение им автомобильного топлива, производимого из нефти. Некоторые аналитики даже расценивали рост его производства как революционный шаг в деле разрыва с «эпохой бензина».
Особенно много надежд оказалось связано с биотопливом в период необычайно интенсивного предкризисного роста мировых цен на нефть в 2007-2008 годах. Дорожающая нефть казалась гарантом перспективности развития биологического топлива-замены для двигателей внутреннего сгорания. Правительства стран Западной Европы и Соединенных Штатов субсидировали это направление. Согласно оценке Worldwatch Institute в 2007 году на планете было произведено 54 млрд литров различного биотоплива. Этот показатель соответствует 1,5% мирового потребления жидкого топлива.
Производство топлива из биологического сырья основано на переработке стеблей сахарного тростника, семян кукурузы, рапса либо сои. Однако, даже без учета свойств биотоплива, его инновационность в 2000-е годы была значительно преувеличена. Еще в период кризисных потрясений 1970-х годов Бразилия стала широко использовать в качестве автомобильного топлива продукты перегона продовольственных культур. Не случайно в 2007 году, когда производства основного биотоплива — этанола в мире составило 46 млрд литров, эта страна вместе с Соединенными Штатами выпускала 95% от мирового объема производства этанола. Если сторонники биотоплива настаивали на его чистоте (малом загрязнении окружающей среды при сгорании), то противники биотоплива указывали на иные факты. Экологические организации констатируют вырубку девственных лесов для плантаций топливной кукурузы или сахарного тростника. Выращивание культур, необходимых для производства биотоплива, интенсивно разрушает почвы, являясь при этом еще и дорогим. Не случайно лишь периоды дорогой нефти — 1973-1986, 2005-2008, 2010-2011 годы порождали наибольший интерес к биотопливу как заменителю бензина.
По расчетам Стэндфордского университета, использование выключенных из сельскохозяйственного оборота 385-472 миллиона гектаров земли позволило бы увеличить долю биотоплива до 8% в мировом энергетическом балансе. Доля биотоплива на транспорте при этом может дойти до 10-25%. Однако для реализации подобных планов требуется два принципиальных условия: высокие цены на нефть и возможность широко применять в производстве топливных сельскохозяйственных культур ручной труд. Избыток в мире неквалифицированных рабочих и прогнозы бесконечного удорожания нефти, как кажется, дают основания надеяться на воплощение замыслов сторонников биотоплива. Но разразившийся в 2008 году глобальный экономический кризис не случайно оказался необычайно продолжительным: мировой экономике нужна дешевая энергия, а обеспечить ее не в состоянии ни углеводороды, ни их заменители. Как и в годы кризиса 1899-1904 годов вопрос стоит о революции в энергетике, а не о поиске замены природного топлива. Важно и то, что изобретатели двигателей внутреннего сгорания знали о горючих свойствах спиртов. Однако выбор нефти в качестве источника получения топлива был определен тем, что ее можно было легко найти в готовом виде.
Биотопливо представляет собой тупиковую ветвь технической эволюции. Оно приемлемо автомобильным корпорациям и не беспокоит всерьез сырьевые монополии. Проблема в том, что оно бессильно обеспечить повышенную эффективность. Производители биотоплива не могут обходиться без государственных субсидий. Картина будущего с широким применением биотоплива — это не более чем консервативная иллюзия. Кроме того, необходимо иметь в виду, что производство биотоплива сокращает объем производства продовольствия и истощает почвы.