Перед началом Второй мировой Япония, Германия и Италия создали коалицию, бросив вызов установленному мировому порядку, который в значительной степени контролировался Британией и США. Ось, как ее назвали в коалиции, намеревалась изменить статус кво, в итоге развязав мировую войну против сил союзников и потерпела сокрушительное поражение.
Теперь Китай и Россия создают аналогичное стратегическое партнерство, намереваясь подорвать американское превосходство. Эти страны формируют собственную «ось», собираясь разрушить однополярный мир под предводительством США и создать многополярный мир, пишет Asian Review.
Как будет развиваться эта китайско-российская ось? Этот вопрос имеет огромное значение для будущего мира.
На поверхности, Китай и Россия кажутся едиными в своей цели подорвать американское господство. Пекин и Москва вместе осудили атаки США в Сирии и выход из иранской ядерной сделки. Дуэт также стремится подорвать лидерство США в переговорах с Северной Кореей.
Во время встречи 8 июня с президентом Китая Си Цзиньпинем в Пекине президент России Владимир Путин высоко оценил отношения между двумя странами, заявив, что двустороннее сотрудничество «достигло беспрецедентного уровня». Оба лидера подписали заявление, направленное на оказание дипломатического давления на США.
Но трудно поверить, что отношения между Китаем и Россией, которые разделяют длинную границу, на которой они сражались в вооруженном конфликте в 1969 году, абсолютно дружественны и гармоничны.
Признаки потенциального конфликта лучше всего видны в Центральной Азии, регионе, состоящем из пяти стран, которые когда-то были частью Советского Союза, включая Казахстан и Узбекистан.
В конце июня представители этого региона, вместе с западными политиками и экспертами собрались в столице Азербайджана Баку на международной конференции по региональному сотрудничеству.
В кулуарах конференции один участник из Центральной Азии рассказал изданию Nikkei о том, что используя русскоязычные вещательные компании и средства массовой информации в Центральной Азии, Россия распространяет рассказы об угрозах со стороны Китая. Она пытается сеять обеспокоенность того, что Китай воспользуется своими инвестициями в инфраструктуру в регионе, чтобы отнять землю у местных жителей, сказал источник.
Большая часть Средней Азии когда-то была частью Советского Союза. Он богат природными ресурсами и жизненно важен для стратегических интересов России. Но регион быстро интегрируется в экономическую сферу Китая через растущие инвестиции и взаимные обмены.
В сравнении с $18,6-миллиардной торговлей между центральноазиатским регионом и Россией за 2016 год, торговля между Центральной Азией и Китаем в том же году выросла до $30 миллиардов. Центральная Азия географически важна для инициативы Китая «Один пояс один путь» охватывающей всю Азию и выходящей за ее пределы.
Пекин планирует потратить огромные суммы на строительство автомобильных и железнодорожных сетей — что может еще больше расширить разрыв во влиянии на регион между Пекином и Москвой.
Однако пока что Путин выражает поддержку проекта «Один пояс один путь», несмотря на свои растущие опасения в отношении геополитической стратегии Китая. Москва, похоже, считает, что такие масштабные инвестиции в инфраструктуру Китая станут благом для ее собственных экономических интересов.
Путин признал применение новой баллистической ракеты против Украины
Зеленский отреагировал на удар якобы межконтинентальной баллистикой по Украине
В Forbes выяснили, чем ВСУ могли атаковать пункт в Марьино Курской области
До 15300 гривен: украинцам объяснили, можно ли собирать в лесу дрова и когда за это штрафуют
Но стратегические амбиции Пекина могут скоро обернуться угрожающими для России. Часть региональных планов транспортной инфраструктуры Китая включает в себя инициативу «Ледяной шелковый путь» по созданию короткого пути между Тихим и Атлантическим океанами через Арктику. Путь должен пройти от Восточного побережья России и северной Японии до Европы через Северный Ледовитый океан.
Но Россия не потерпит влияние другой страны в морях, которые считает крайне важными для своей безопасности.
Стратегическое значение, которое Кремль уделяет этому региону, подчеркивается размещением там оснащенными стратегическим ядерным оружием атомными подводными лодками. Северный Ледовитый океан также становится все более важным в военной стратегии России.
Администрация Путина продемонстрировала готовность сотрудничать с Китаем в развитии Арктики, по-видимому, желая поддерживать сотрудничество с Пекином. Однако, как сообщил Nikkei близкий к российскому правительству источник, предложение Ледяного шелкового пути встревожило российских военных.
Признаки беспокойства по поводу стратегических амбиций Китая в российском правительстве появились прошлой весной, когда российские военные провели учения на границе с Китаем с использованием тактического ядерного оружия. Это было тонко завуалированное предупреждение Китаю.
Китай прилагает скромные усилия в попытке не провоцировать Россию на ее поле. Он ограничил деятельность в Центральной Азии экономическими вопросами, не вмешиваясь в дела безопасности.
Но Китай уже является экономическим гигантом, затмившим Россию. Экономика Китая примерно в восемь раз больше, чем у России, а ее население в 10 раз больше.
Бонджи Охара, старший научный сотрудник Фонда мира Сасакавы, который когда-то служил в Китае в качестве военного атташе сил самообороны Японии, говорит, что сотрудничество между Китаем и Россией основано исключительно на их общей заинтересованности держать США на контроле.
«Но ситуации в Центральной Азии и на Дальнем Востоке России сопряжены с риском конфликта между ними», говорит Охара. «Россия с осторожностью относится к перспективам экономических притязаний Китая в Центральной Азии и военному превосходству на Дальнем Востоке России. Напряженность между двумя странами обречена расти».
Япония должна работать с США и Европой и воспользоваться этой больной точкой в отношениях между Китаем и Россией, чтобы предотвратить расширение власти и влияние «оси».
Это имеет решающее значение для защиты нынешнего мирового порядка, основанного на содействии свободе и открытости внутри международного сообщества. Вопрос в том, какую стратегию лидирующие демократии должны принять для продвижения этой цели?
Самым простым было бы согласованное давление на Китай и Россию с целью ослабления их коалиции. Но сдержать две державы практически невозможно, и любая попытка сделать это может привести к укреплению их чувства единства.
Более реалистичный подход состоял бы в том, чтобы вбить между ними клин, вынудив их начать попытки победить друг друга. Лучше было бы выбрать основной целью Москву, поскольку та озабочена растущим влиянием Китая, которое уже и так велико.
Учитывая сказанное, дипломатические усилия премьер-министра Синдзо Абэ по выстраиванию более тесных отношений с Путиным через частые встречи — которых уже было 21 — это совсем неплохая политика. Как и саммит между президентом США Трампом и Путиным, назначенный на 16 июля.
Серьезный риск состоит в том, что Москва может переиграть Запад, примирившись с ним без разрешения проблемы присоединения Крыма и вмешательства в выборные процессы западных стран. Это посеет семена серьезных проблем в будущем.
В частности, это могло бы ускорить рост авторитарных правителей во всем мире, что вызывает острое беспокойство на фоне того, как Трамп спешит наладить с Россией связи.
Перевод Mixednews
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook