Все эксперты сходятся во мнении, что японцы проявили странную уступчивость: при нынешних рыночных тенденциях у покупателей весьма прочные позиции, и потому следовало ожидать значительно большего снижения цены. Тем более, что они долго утверждали, что цена должна быть снижена от прошлогодних 300 долларов за тонну до менее 100 долларов. Однако 10 июня было официально объявлено, что за твердый коксующийся уголь с месторождения Goonyella, который традиционно считается базовой категорией для ценообразования в Японии, Nippon Steel согласилась платить по 128 долларов за тонну, а за более качественную продукцию предприятия Peak Downs — по 129 долларов. Цены на другие категории ниже — вплоть до 115 долларов за тонну угля с месторождения Gregory.

Еще один любопытный факт заключается в том, что сообщения о заключении контракта между BMA и Nippon Steel появились еще полтора месяца назад, но в то время информация поступила не от самих компаний, а от аналитиков инвестиционных банков. И до 10 июня ни одна из сторон сделки не соглашалась подтвердить или опровергнуть названные цифры.

С большой долей уверенности можно предполагать, что в марте контракт все же не был подписан. Вероятно, вопрос базового снижения цены был плотно увязан с проблемой невыполненных контрактов на поставки в 2008 году. В конце января BMA просто прервал переговоры с азиатскими потребителями, заявив им, что “контракт есть контракт”, и потребовал, чтобы его клиенты выкупили весь не выбранный ими до сих пор объем по прошлогодней цене — 300 долларов. По словам официальных представителей австралийской компании, японские покупатели коксующегося угля были согласны с тезисом, что обвал мирового спроса на сталь не может служить основанием для отказа от всего невыбранного объема, но продолжали уговаривать поставщиков смягчить условия его выкупа. И действительно, требование полностью выполнить контракт 2008 года представляется слишком жестким: некоторые японские заводы не добрали по 25-30% оговоренного объема, другие — по 10-15%. Правда, ВМА предоставила своим заказчикам срок до двух лет на выкуп этого тоннажа, но рекордные прошлогодние цены могут оказаться неподъемными для потребителей в кризисные времена. Тем более, что, по прогнозам отраслевых экспертов, в текущем году объемы производства стали в Японии сократятся на 19% — до 98 млн. тонн.

Тогда, в марте, аналитики восприняли такой результат переговоров как серьезную удачу австралийских поставщиков угля, поскольку снижение котировок австралийского доллара и условие полного выкупа угля по контрактам 2008 года помогут им серьезно скомпенсировать снижение цены. Понятно, что другие производители угля — например, Peabody и Xstrata — наверняка согласятся на такие условия. По мнению Лачлана Шоу, аналитика Commonweals Securities, при таких условиях высокозатратные производители угля вне Австралии вынуждены будут уйти с рынка, но компании с меньшими затратами в Квинсленде “будут иметь не плохую маржу — хотя и не такую высокую, как в 2008 году, но больше, чем в 2007 году”.

Однако многие участники рынка считали такую цену нереалистичной, поскольку европейские сталелитейные компании еще более значительно сократили объемы производства — вплоть до уменьшения выпуска на 40%. Поэтому остается неясным, воспримут ли другие покупатели сделку BMA — Nippon Steel как “закон для всех”. Кроме того, в официальном сообщении BMA ничего не сказано по ключевому вопросу — выполнению прошлогодних контрактов. Неизвестно, пытаются ли австралийцы договориться с европейскими покупателями о таких же условиях, как с Nippon Steel. Но понятно, что вопрос невыбранного в 2008 году тоннажа будет представлять серьезнейшую проблему в переговорах с Arcelor Mittal, и эти переговоры между двумя гигантами могут затянуться еще на несколько месяцев. Бразильские компании тоже могут воспротивиться попыткам подобного давления.

Очевидно только, что если покупателям придется полностью выбрать уголь по прошлогодним контрактам, спотовые цены сохранятся на низком уровне как минимум до 2010 года, а дальнейшие тенденции определятся в зависимости от скорости восстановления мировой экономики. Эксперты отмечают, что 2010 год будет похож на 2007-й: после года исчерпывания запасов в 2010 году покупатели предпочтут законтрактовать меньшие объемы. Вероятно, это сдержит самых агрессивных “ценообразователей” типа Xstrata от попытки договориться о более высоких ценах, чем BMA, как это произошло в 2008 году, сообщает УкрРудПром.