Нацбанка за 2008 г. (документ обнародован на официальном сайте НБУ 27 апреля). Дело в том, что НБУ решил не формировать резервы под кредиты, выданные банкам в 2008 г., чем нарушил собственную учетную политику.

Это нарушение как раз и не позволило аудиторам оценить реальное качество выданных кредитов. Аудиторы впервые за последние годы подготовили Нацбанку заключение с оговорками. “Руководством (Нацбанка) не определена сумма ожидаемого возмещения для формирования резервов под обесценение кредитов банкам для поддержания ликвидности, что не соответствует требованиям учетной политики НБУ. Также руководством не определена справедливая стоимость этих кредитов.

При отсутствии такой информации мы не имели возможности убедиться в правильности оценки кредитов банкам на 31 декабря 2008 г. ”, — указано в аудиторском отчете компании PricewaterhouseCoopers от 10 апреля 2009 г., подписанном аудитором Людмилой Пахучей. К сожалению, во время подготовки данной статьи пообщаться с г-жой Пахучей не удалось. В Нацбанке же отказ формировать резервы под выданное рефинансирование объясняют неопределенностью экономической ситуации. “В связи с существенной неопределенностью, свойственной текущим экономическим условиям, Нацбанк не имеет возможности достоверно оценить будущие денежные потоки по кредитам в общей сумме 60,7 млрд грн., предоставленным украинским банкам для поддержания ликвидности на протяжении 2008 г. ”, — говорится в примечании 3 консолидированной финансовой отчетности НБУ. Заместитель председателя правления — финансовый директор банка “Контракт” Алла Комисаренко (обладает сертификатом аудитора) говорит: “Аудитор обязан включить в свой отчет “объяснительный параграф”, если существует хоть какая-то неопределенность, т. е. проблема, исход которой зависит от будущих событий или действий, которые могут негативно повлиять на финансовую отчетность НБУ”.

Примечательно, что в самом Нацбанке уже готовятся к массовым невозвратам по кредитам комбанкам. “Да, конечно, будут проблемы, хотя бы из-за того, что эти кредиты выдавались на срок не более года. В то же время банки столкнулись с такими трудностями, которые не решаются за год. Поэтому получить назад в срок выданные кредиты не получится. Так что Нацбанку придется продлевать либо же рефинансировать эти кредиты. В связи с этим у НБУ будут возникать проблемы с резервированием”, — признается источник в правлении НБУ. Такие опасения подтвердил также член совета НБУ Василий Горбаль: “Вряд ли за год банки смогут аккумулировать ресурс в объеме, необходимом для погашения кредитов НБУ. Неизбежно возникнут вопросы, связанные с реструктуризацией и продлением таких кредитов.

Тем более что в I квартале текущего года уже появились случаи неплатежей процентов по кредитам рефинансирования, преимущественно со стороны банков, где работают временные администрации”. Тем не менее в правлении Нацбанка уверены в правильности своей позиции относительно неформирования резервов по состоянию на 31 декабря 2008 г. “Нацбанк правильно сделал, что не создал резервы и отстоял свою позицию перед аудиторами. Ведь кредиты выдавались в ноябре-декабре. Тогда еще не было тревожных “звоночков” о необходимости резервирования (неужели в НБУ рассчитывали, что кризис не получит дальнейшего развития?!). А уже в марте-апреле, когда проводился аудит, пошли отрицательные сигналы. Поэтому Нацбанк будет вынужден формировать резервы”, — отмечает собеседник в НБУ. По словам Аллы Комисаренко, НБУ должен формировать резервы под выданные кредиты, оценивая текущее состояние банков, их платежеспособность, выполнение ими всех условий договоров рефинансирования.

Заложники

В своей отчетности Нацбанк раскрыл структуру залогового имущества, которым обеспечены кредиты рефинансирования, выданные банкам. Итак, по состоянию на начало 2009 г. 42% задолженности банков были обеспечены имущественными правами на кредиты, которые банки выдавали своим клиентам — населению и компаниям. Вряд ли такое обеспечение можно считать надежным, ведь вследствие кризиса как физические, так юридические лица испытывают проблемы с обслуживанием кредитов, а имущество (главным образом недвижимость), находящееся в залогах по таким займам, стремительно обесценивается. Еще более 25% задолженности обеспечиваются акциями банков и гарантиями различных структур.

Отметим, что сейчас акции даже “здоровых” банков довольно низко котируются. В начале у некоторых банков они оценивались даже ниже номинальной стоимости. Банкиры отмечают, что еще более ненадежным инструментом служат гарантии (поручительства). Как известно из публичных выступлений предпринимателя Дмитрия Фирташа, подконтрольная ему DF Group осенью 2008 г. предоставила Нацбанку гарантию под рефинансирование “Надра Банка” на 4 млрд грн. Отметим, что на то время компания Фирташа декларировала заинтересованность в покупке данного финучреждения, но в начале 2009 г. отказалась от своего намерения. Чиновники Нацбанка на условиях анонимности признают, что обеспечение, которое принимал НБУ при рефинансировании банков в 2008 г., может оказаться некачественным. “Зачастую залоги под рефинансирование оформлялись уже после фактического перечисления средств, а потом банк передавал имущественные права на кредиты, оформленные ненадлежащим образом или уже пребывающие в залоге других субъектов. Были случаи, когда гарантии (поручительства) оформлялись с ошибками, что делало их ничтожными”, — говорит представитель территориального управления НБУ по г. Киеву и Киевской области, пожелавший остаться неназванным.

Заметим, что аудиторы в своем заключении не дали никаких оценок качества (ликвидности) обеспечения по кредитам рефинансирования. “Наверное, аудиторы просто не успели посмотреть качество залогов. Наверняка, сейчас они уже приступили к изучению этих вопросов. Если кредит нормально обслуживается, то проблем нет, а вот когда банк перестает платить, тогда начитают выяснять, чем обеспечен кредит и как он вообще выдавался. Сейчас такие вопросы уже возникают”, — объясняет Горбаль. По словам Вячеслава Юткина, первого заместителя председателя правления Проминвестбанка, проблемы могут возникнуть с возвратом кредитов, выданных банкам, которые первыми пострадали в результате финансового кризиса. “В дальнейшем политика рефинансирования была взвешенной и аккуратной, поэтому вряд ли будет иметь место массовая распродажа залогов”, — говорит Юткин.

Должники

По данным отчета НБУ, на 9 апреля 2009 г. задолженность банков перед НБУ по кредитам рефинансирования составила 79,3 млрд грн., что равняется примерно 20% совокупных активов банковского регулятора. Львиную долю — около 50 млрд грн. — задолжали крупнейшие отечественные банки. Надо заметить, что некоторые кредиты выдавались на полгода, поэтому в марте финучреждения начали массово обращаться в Нацбанк за продлением кредитов. В то же время есть прецеденты и досрочного погашения. “Мы тоже сначала продлили часть кредита на 3 месяца, но теперь намерены досрочно вернуть 0,5 млрд грн. ”, — говорит Юткин. Кстати, в марте этого года задолженность по рефинансированию от НБУ сократили пять крупнейших банков. Больше всего, почти 4 млрд грн., погасил государственный Ощадбанк.

Кроме того, небольшие, преимущественно краткосрочные долги перед НБУ частично погасили банки с иностранным капиталом. Их руководители утверждают, что не пользуются долгосрочными кредитами от регулятора. “У нас вообще не было “длинного” рефинансирования от НБУ. Мы иногда берем overnight, но я не отношу такие кредиты к рефинансированию. Под рефинансированием я понимаю кредиты на месяц и более — таких мы не брали”, — говорит Ярослав Колесник, председатель правления банка “Форум”. По словам председателя правления “ОТП Банка” Дмитрия Зинкова, вверенный ему банк вообще не обращался в НБУ за кредитами, так как в этом не было необходимости.

В то же время некоторые крупнейшие банки в марте, наоборот, получили очередные порции вливаний от регулятора на общую сумму 5,5 млрд грн. В частности, речь идет о таких финучреждениях, как ПриватБанк, Укрэксимбанк, “Альфа-Банк (Украина)” и ПУМБ. Нацбанку ничего не остается, как продолжать интенсивное рефинансирование своих подопечных. “Банковская система продолжает функционировать в таких условиях лишь благодаря рефинансированию со стороны НБУ”, — вынужден признать президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. И это неудивительно: по данным НБУ, несмотря на все увещевания чиновников, отток депозитов из банковской системы в апреле продолжился. Отток депозитов юрлиц составил 2,9 млрд грн. При этом был зафиксирован приток вкладов населения в сумме 1,1 млрд грн.

Популярные статьи сейчас

Британия переводит оборонную промышленность на военные рельсы

В Украину идет циклон Biruta: синоптик предупредила об изменении погоды

Пенсии будут выплачиваться, но пояса придётся затянуть, - эксперт

Мобилизация транспортных средств: у кого и какие авто начнут изымать уже в мае

Показать еще
Автор : Дмитрий Гриньков
Источник : http://www.tristar.com.ua/