Теракты в московском метро 29 марта 2010 года всколыхнули не только Россию, но и весь мир. Об этом говорит, как реакция простых людей, так и мировых лидеров, выразивших соболезнования российскому народу. Однако, данный текст не об эмоциях и горе. Увы, и об этом нужно сказать, они являются тем фоном, который был необходим организаторам терактов, чтобы достигнуть своих целей.

«Я не буду говорить вам, что всё плохо. Все знают, что всё плохо. Доллар не стоит и гроша. Банки грабят, у продавцов пистолет под прилавком. Отморозки бегают по улицам и никто не знает что делать, и конца этому не видно. Мы знаем, что этим воздухом невозможно дышать, а эту еду невозможно есть, и мы сидим и смотрим телек, как какой-то местный диктор в новостях рассказывает, что сегодня было 15 убийств и 63 ограбления, и типа так и должно быть. Мы знаем, что всё плохо. Хуже, чем плохо. Они с ума сошли. Все с ума сходят. Мы никуда уже не ходим, мы сидим дома, а мир, в котором мы живём становиться всё меньше, и всё о чём мы просим. «Пожалуйста, оставьте нас в покое в наших комнатах, оставьте мне мой тостер, мой телек, мой фен для волос, мои литые диски. Я ничего не скажу, только не трогайте меня!». А я буду вас трогать! Я хочу, чтобы вы сошли с ума. Мне не надо чтобы вы протестовали. Мне не надо чтобы вы бунтовали. Я не прошу вас писать вашему депутату, и я не знаю, что там положено писать. Я ничего не знаю о депрессиях, террористах, инфляции, бюджетах, русских, преступности. Всё что я знаю — вы должны сойти с ума! Вы должны сказать: «Я — человек, чёрт возьми!
Моя жизнь чего-то стоит!»

к/ф Телесеть / Network (1976) США

.

Мы будем говорить о логике и мотивации организаторов теракта 29 марта, только так, можно будет хотя бы попытаться осознать суть трагических событий.

Сразу же укажем, что данный текст является плодом коллективных размышлений нескольких специалистов (медиа, системный анализ), в том числе и военных (в области тактических операций).

В нашем анализе, мы ставим во главу угла логику и факты. Поэтому, учитывая множество смысловых составляющих проблемы, мы рассмотрим ее в нескольких аспектах:

А) Технология и логика теракта

Б) Медийный и смысловой контекст

В) Политэкономический контекст

В данном случае мы рассмотрим первую составляющую.

Цель и характер действия

При подготовке и проведении любого террористического акта, всегда ставится ряд задач стратегического и тактического характера. Вот главные из них.

Популярные статьи сейчас

В ночь на 29 марта целями россиян были еще две украинские ГЭС, - Зеленский

Именно сейчас решается, каким будет мир наших детей, - Зеленский

Над аннексированным Севастополем оккупанты сбили свой истребитель и он рухнул в море: видео

От разведывательных БПЛА до гранатометов: детали нового пакета помощи Украине от Германии

Показать еще

1. Достижение максимально большего количества жертв для создания эффекта общественного страха и вторичного эффекта паники, усугубляющего ситуацию.

2. Выведение из строя инфраструктуры противника.

3. Реклама организации, ее целей, расширение зоны психологического влияния и «рейтинга» за счет широкого общественного резонанса.

Рассмотрим теракты в московском метро с точки зрения достижения этих целей.

Первая странность, что бросается в глаза — время проведения теракта — 7.56 на ст. Лубянка по официальной версии и 8.36 на Парке культуры.

В это время количество людей еще не максимальное плюс налицо разлет во времени. Явно напрашивается вопрос — почему не одновременно? Эффект был бы намного больше, если бы МЧС пришлось бы перекрывать 2 точки одновременно, что крайне усложнило бы процесс эвакуации и внесло серьезный элемент растерянности и паники.

В качестве примера можно привести теракты в мадридском метро 11 марта 2005 года. Если вы хотите увидеть последствия действий террористов, чья логика была направлена на достижение максимального поражающего эффекта, обратите внимание характер взрывов и, как следствие, на эти количество пострадавших и полученных разрушений.

Второй «странный» момент — место взрывов. Произведя подрыв в туннеле, число жертв исчислялось бы сотнями за счет эффекта «трубы» и при этом была бы полностью парализована ветка метро. Это не считая во много раз усложненной эвакуации и оказания медицинской помощи.

Вместо этого, террористы взрывают бомбы в момент, когда поезд подходит к платформе, и открываются двери, создавая, тем самым, минимальный поражающий эффект.

Это хорошо видно в 3D моделировании, сделанном РИА «Новости»

При этом странно, что террористы упустили из виду еще один момент. Планируя теракт на пересадочных станциях, легко было просчитать, что наибольшее количество людей появится на платформах не до терактов, а после них, когда будет заблокировано движение поездов.

Видео давки, сделанное на станции метро «Комсомольская» подтверждает эту версию.

Очевидец: «Попала в это же время на переход с кольцевой на радиальную «Проспект мира». Было примерно так же. Некоторые женщины даже начинали кричать от страха, — пишет другая пользовательница Живого журнала. — Мы, конечно, в Москве привыкли к давке, но такое… Все–таки следовало закрыть хотя бы кольцевые станции на вход, тогда бы меньше людей пострадали…»

То есть, как это ни цинично звучит, с точки зрения террористов, момент после теракта является самым подходящим, поскольку огромные толпы людей замкнуты в ограниченном пространстве. Согласитесь, удивительно, что они проигнорировали этот очевидный эффект (и слава Богу, в противном случае количество жертв было бы в разы больше).

Третья «странность» — бомбы были безоболочными с явно выраженным осколочным эффектом.

Очевидец: Я сидел в середине поезда. На Парке Культуры сказали, что движение по Сокольнический линии перекрыто. Нас вывели на перрон, все пошли переходить на кольцевую линию. В метрах 30-50 от меня произошёл взрыв. Безоболочная, как маленькая атомная бомба (по свидетельству автора поста его отец разбирается в взрывотехнике, — прим. авторов). Началась паника, потом нас вывели на улицу»…

Для непосвященных поясняем. При наличии оболочки — корпуса мощность взрыва увеличивается в разы. Поражающий эффект в десятки раз. Возникли бы серьезные повреждения подвижного состава и, возможно, рельсовых путей со всеми вытекающими последствиями.

Да и мощность, заявленная в официальной информации вызывает серьезные сомнения.1,5 -3 кг в тротиловом эквиваленте имеет зону сплошного поражения не менее 5 метров. Все, что находится в этой зоне превращается в кашу.

Такую версию озвучил руководитель службы взрывобезопасности города Москвы, руководитель НТЦ «Взрывоустойчивость» Адольф Мишуев: «Если взять те предварительные данные о взрывах, которые сейчас даются, то я бы охарактеризовал силу взрыва примерно от 1,5 до 3 килограммов в тротиловом эквиваленте,. В случае взрыва непосредственно в вагоне могут быть следующие события: роль осколков в данном случае – сугубо второстепенная, поскольку здесь люди гибнут от ударной волны. Осколки дают результат, когда взрыв происходит в зале, а не в вагоне. В первую очередь будет действовать поражающий фактор воздушной ударной волны. В непосредственной близости от взрыва давление катастрофически высокое».

Что мы видим на снимке очевидца (кстати, очень быстро исчезнувшем из сети), так это несколько иную картинку. Поэтому, не случайно в СМИ появился разброс в оценке мощности взрыва от 0,3-0,4 кг до 3 кг в тротиловом эквиваленте.

При этом специалисты официально заявили, что начиненная поражающими элементами взрывчатка находилась примерно в 120 см от пола, что совпадает с расположением ее на поясе женщин.

Итак, давайте проанализируем фото с места теракта на Лубянке.

Обозначим цифрами места, которые вызвали у нас очевидные расхождения с официальной версией взрыва, согласно который теракт осуществили две шахидки.

1 — предполагаемое исходя из разрушений место расположения заряда — на полу, боковая спинка сиденья сыграла роль отбойника, ударная волна шла на высоте 40 см (шахидка странная — поставила пакет с зарядом на пол и позвонила на взрыватель) и его направленность.

2-зона сплошного поражения 2 метра, что свидетельствует максимум о 300-400 гр. заряда

3- труп сильно обожжен, но не отброшен, т.е. ударной волны практически нет

4-следов огня нет

5-кафель напротив места взрыва не поврежден, подтверждение отсутствия сильной ударной волны

Смотрим на фото 2 с места взрыва

На нем видно, что следов от ударной волны нет, не считая выбитых стекол

А вот вторая электричка, взорванная на станции Парк культуры. Обратите внимание на характер повреждений вагона на видео в промежутке между 15 и 20 секундами. Внешне картина напоминает то, что мы увидели выше.

Резюмируя первую часть нашего анализа, что мы видим?

Террористов, которые имели все возможности для достижения количества жертв 300-400 человек, серьезного разрушения инфраструктуры метро, практически полного паралича целой ветки на длительный срок и ничего из этого не сделали!

Возвращаясь к началу, к главным целям теракта мы видим, что реально была достигнута только одна — общественный резонанс. Причем неизвестно к кому. Ответственность реально на себя никто не взял. Террористы всегда называют себя — это их визитная карточка, иначе теряется сам смысл акции.

Рупор чеченских сепаратистов «Кавказ-центр» упрямо хранил молчание, тем самым создавался фон для самых широких (часто противоречивых) интерпретаций произошедшего.

Спустя пару часов после теракта, с подачи официальных органов утвердилась доминирующая версия – чеченская, тут же подхваченная масс-медиа.

О том, какую роль сыграли масс-медиа в навязывании официальной трактовки, манипуляциях и ходах-прикрытиях, мы расскажем в следующей части.

Продолжение следует