Сохранение поста главы Нацбанка за Владимиром Стельмахом спровоцировало первый серьезный скандал между Президентом Украины Виктором Януковичем и премьер-министром Николаем Азаровым. 11 марта СМИ сообщили, что Азаров заявил о том, что существует несколько кандидатур на пост главы Национального банка Украины, однако, подчеркнул он, смена руководства НБУ не является первоочередной задачей. «Разговор такой (о смене руководства НБУ. — Авт.) с Президентом был, и неоднократно. Мы обсуждали возможные варианты», — сказал глава Кабмина. При этом Азаров отметил, что «сейчас не может назвать… но кандидатур несколько». Но уже 12 марта Виктор Янукович опроверг это заявление и сообщил о том, что не намерен вносить в Верховную Раду представление на увольнение председателя Национального банка Владимира Стельмаха. «Вчера премьер-министр заявил, что уже есть три кандидатуры на эту должность. Я хотел бы попросить, чтобы вы не бросались такими словами и считались с моим мнением, в мои планы не входит на этом этапе замена председателя НБУ», — сказал он.

Первые же шаги «нового» старого руководства НБУ подтвердили его приверженность предыдущему курсу, направленному против интересов граждан Украины. Курс на ревальвацию гривни в условиях роста инфляции заставляет вспомнить события двухлетней давности, когда многие функционеры Нацбанка и доморощенные «эксперты» вовсю кричали о том, что «гривня недооценена», «курс занижен» и прочие глупости. Осенью 2008-го все украинцы четко увидели, каков же реальный уровень «компетентности» подобных «специалистов». Нынешняя весна почти в точности повторяет этот сценарий. НБУ выкупает более 50% всей суммы, заявленной на продажу валюты. В связи с продолжающимся кризисом и снижением уровня жизни (соответственно и покупательной способности населения) спрос импортеров на валюту остается низким. При таком курсе доллара многие импортные товары завозить невыгодно, и импортеры предпочитают поднимать цены на уже завезенные товары, провоцируя дефицит. Запреты на валютное кредитование и покупку валюты для расчетов по валютным депозитам фактически лишили банки интереса скупать валюту на межбанковском рынке (для расчетов по внешним кредитам валюта понадобится осенью, но избытка гривни у банков сейчас не наблюдается). В результате НБУ выкупает валюту и тем самым пополняет свои золотовалютные запасы (создавая резерв для обеспечения потребностей «Нефтегаза»), а курс доллара медленно, но падает. Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса (за январь-февраль 2010 — $314,2 млн.) также говорит о том, что курс гривни по отношению к доллару должен падать, а демонстрируемый рост — искусственный.

Искусственное падение курса доллара необходимо только для того, чтобы спровоцировать панику у населения и обеспечить массовую «сдачу» валюты. Если посмотреть на реальное положение дел, исходя из методики МВФ для оценки «справедливости» курса, то обнаруживается весьма интересная картина. Для начала — небольшой «ликбез». Реальный курс денег определяется как соотношение объема выпущенной национальной валюты в стране, находящейся в данный момент в обращении во всех сегментах рынка, к объему золотовалютных резервов (ЗВР) Национального банка страны. Однако в реальности, по опыту многих стран, не может быть такой ситуации, когда все «до последней копейки» местные деньги вернулись банку-эмитенту (то есть в Национальный банк). Поэтому по методике МВФ принято считать, что уровень ЗВР в стране должен быть никак не меньше 70—75% всей местной валюты в реальном обращении на территории страны, пересчитанной по курсу (т. е. покрывать ее на 70—75%). Таким образом, правильнее говорить о том, что истинный курс национальной валюты — это отношение количества ее в стране к объему ЗВР в центральном банке, умноженному на коэффициент 0,7—0,75.

По данным НБУ, на конец февраля объем золотовалютных резервов по сравнению с январем снизился почти на $1 млрд. (с $25,286 млрд. до $24,149), данных по изменениям объема денежной массы (М2) пока нет, но по косвенным факторам можно сделать вывод, что она вряд ли претерпела существенные изменения по сравнению с январем (477,550 млрд. грн.). Следовательно, даже если брать 75-процентное покрытие с округлением, то реальный курс гривни должен быть не менее 14 грн./$1. В реальности же курс удерживается на уровне 7,8—8,0 грн./$1. Для исправления ситуации и приведения курса к более-менее реальному надо где-то найти порядка $20 млрд. (чтобы расчетный курс также составлял 8 грн./$1) или хотя бы $15 млрд. (для поддержки плавающего курса). Одновременно придется контролировать денежные потоки таким образом, чтобы в обращение не поступала дополнительная гривневая денежная масса. Есть и второй вариант — объявить-таки суверенный дефолт, опустить гривню до реального значения и реструктуризировать валютные долги, обслуживание которых по новому курсу станет просто неподъемным.

Удержание завышенного курса национальной валюты продолжает угрожать экспортерам. Несмотря на небольшой подъем активности на внешних рынках, ожидать существенного улучшения экономической ситуации в мире не стоит. Одной из основных причин сдерживания курса продолжает оставаться плачевная ситуация с платежным балансом «Нефтегаза». Но вечно поддерживать госкорпорацию за счет валютных игр не удастся.

Не следует забывать и о том, что в наследство новой власти от предыдущего Кабмина остались сплошные долги. Как внешние, так и внутренние. Мало того, буквально за два года дефицит бюджета Пенсионного фонда достиг порядка 30—35%. При дальнейшем падении производства и снижении уровня средней зарплаты по стране (при параллельном повышении социальных стандартов) этот дефицит будет только увеличиваться. Покрывать его нечем. Однако вместо признания этого факта НБУ продолжает политику латания дыр, поддерживая Кабмин посредством выкупа ОВГЗ Минфина. По данным бывшего исполняющего обязанности министра финансов Игоря Уманского, в конце марта НБУ выделил на нужды правительства 4,5 млрд. грн. По его словам, из этой суммы около 1 млрд. грн. были перечислены Нацбанком в госбюджет как средства превышения его доходов над расходами, а остальные средства были предоставлены коммерческим банкам в виде рефинансирования и для монетизации ОВГЗ. «Если бы у Кабмина Тимошенко было такое же тесное сотрудничество с НБУ, как сейчас, многих проблем в прошлом году удалось бы избежать», — сказал бывший исполняющий обязанности министра финансов.

Понятно, что «заработать» такую сумму за январь-февраль НБУ не мог. Следовательно, это либо «напечатанные» деньги, либо результат продажи части ЗВР. В любом случае, негативная практика финансирования текущих нужд правительства за счет средств Национального банка продолжается. Следовательно, сохранение за Стельмахом должности главы НБУ в свете вышеизложенного представляется вполне логичным и обоснованным.

Очередной инновацией от Национального банка, направленной на ущемление интересов граждан Украины, стало появление постановления НБУ №762, которое уже зарегистрировано в Министерстве юстиции. Этим постановлением Национальный банк решил оставить за банками право покупать иностранную валюту для выплаты процентов по валютным депозитам, однако запретил ее приобретение для выплаты сумм таких вкладов. В сопроводительном письме НБУ подчеркивается, что по сравнению с предыдущей редакцией этого положения предусмотрена возможность покупки иностранной валюты с целью выполнения банками собственных обязательств по депозитным операциям в валюте исключительно в части возвращения процентов по вкладам. «То есть покупка уполномоченным банком инвалюты с целью выплаты клиенту суммы вклада (депозита), размещенного в инвалюте, в этих случаях запрещается. Такая операция должна осуществляться уполномоченным банком за счет собственных средств в инвалюте», — говорится в письме.
НБУ также пояснил, что действие этой нормы распространяется на все операции банков относительно возвращения валютных вкладов, которые будут осуществляться на основании договоров банковского депозита, заключенных или пролонгированных после вступления в силу постановления №762.

Если принять во внимание тот факт, что ранее НБУ запретил выдачу кредитов в иностранной валюте, то, по сути, банкам оставлена возможность рассчитываться по вкладам разве что за счет розничной торговли валютой (в обменных пунктах). Также вступление в силу этого постановления фактически означает уничтожение системы валютных депозитов в Украине. Тем самым украинцев «стимулируют» отказываться от валюты и переходить на расчеты исключительно в гривне. В принципе, такая система неплоха сама по себе. Однако она требует как минимум стабильности национальной валюты и минимальных девальвационных рисков.

Поскольку же гривня на данный момент переоценена ориентировочно на 70—80%, то ликвидация системы валютных вкладов организовывается только с целью «честного» изъятия у граждан их личных валютных накоплений. Никаких других видимых последствий этого «нововведения» на данный момент нет. Остается только посоветовать всем — ни в коем случае не спешите избавляться от наличной валюты, если она у вас есть. Отдавать доллары по 8 гривен — это все равно что топить печку ассигнациями. Не верите? Поезжайте в США и посмотрите, сколько всего нужного и полезного вы купите за 100 долларов. Придержите ваши доллары, не меняйте их за бесценок или покупайте за них, а не за гривню. Для сравнения — капуста в США стоит 60 центов за 1 кг, гречка — 30 центов за 1 кг, а литр бензина обходится в 50 центов, а это по нашему курсу всего около 4 грн., а не почти 8 грн., как в Украине. Берегите ваши доллары и евро, ибо это реальные сбережения, которые помогут вам выжить в скором будущем, когда все встанет на свои места.
На данный момент Украина имеет наибольший уровень инфляции в январе-феврале текущего года по отношению к соответствующему периоду 2009 года среди стран Содружества Независимых Государств (СНГ) — 11,3%. Впервые за последние несколько лет показатель инфляции в феврале превысил таковой в январе и составил 1,9%. Если подобная тенденция сохранится — к концу года инфляция может составить больше 20%. И это при условии, что не будет резкого «обвала» гривни. Однако анализ тенденций говорит о том, что лишь значительные внешние заимствования могут снизить риск серьезной девальвации гривни в сентябре-октябре 2010 года.

С сожалением приходится констатировать: методы работы НБУ, приведшие к значительному ухудшению состояния в экономике Украины на протяжении 2008—2009 годов, продолжают использоваться вовсю. Результатом такой политики будет дальнейшее снижение уровня жизни граждан Украины и конкурентоспособности украинских товаров на внутреннем и внешнем рынках. НБУ прочно стоит на страже интересов кризиса. Следовательно, кризис в Украине будет чувствовать себя все так же уверенно.

Гаврилечко Юрий, «Хвиля», для Киевского телегафа

Популярные статьи сейчас

The Times: Зеленский и Путин готовятся к мирным переговорам под эгидой Трампа – детали возможных компромиссов

Зеленский сказал, готова ли Украина отдать Крым и оккупированные территории Путину

Залужный сказал, когда Россия ударит с новой силой

В Киеве ввели правила использования генераторов: где и как можно устанавливать

Показать еще