В конце мая премьер-министр России В.Путин заявил о том, что Россия не намерена в одиночку субсидировать украинскую экономику и призывает МВФ и ЕС предоставить Украине кредитный ресурс для обеспечения осуществления очередного платежа за российский газ, поставляемый для внутреннего потребления и закачки в подземные хранилища, поскольку сомневается в возможности Украины расчитаться по своим обязательствам до 7-го июня.

В начале июня, президент России Д.Медведев предупредил украинское правительство, что «если договор не будет исполняться», Россия должна будет «ввести санкционный режим, который заключается в переходе на стопроцентную предоплату будущих поставок газа».
«Это не шутки, это нормальная юридическая практика. Это нормальные отношения между двумя компаниями», — сказал он.

Вместе с тем президент России попросил правительство и конкретно Сечина «предпринять все необходимые усилия, чтобы минимизировать эти негативные последствия, чтобы по возможности помочь Украине, которая сегодня испытывает очень серьезные денежные затруднения».

В среду, 3 июня вице-премьер России И.Сечин заявил, что Россия полностью рассчиталась за транзит газа по территории Украины до 2010 года и не будет предоставлять обещаный ранее кредит.

 
Привлекая внимание общественности ЕС и делая акценты на возможных экономических трудностях Украины, высшие чиновники России пытаются оставить за кадром более масштабные проблемы:
— кризисное финансовое состояние собственного энергетического гиганта – компании «Газпром», о возможном банкротстве которого уже всерьез говорят не только эксперты в газовой отрасли (при снижении капитализации в течение 2008 года на более чем 75% с 340 до 87 млрд. долларов США внешний корпоративный долг находится на уровне 50-60 млрд. долларов США);
— сложности в отношениях с европейским потребителями, когда вместо реальных денег идет расчет векселями;
— сильное противодействие Швеции и стран Балтии российским планам создания твердых договоренностей по осуществлению проекта «Северный поток»;
— продолжающееся снижение потребление газа в связи с кризисными процессами экономиках стран ЕС, которое уже привело к существенному снижению объемов продаж газа, а соответственно и его добычи и объемов транзита;
— высокая цена на среднеазиатский газ и необходимость платить по счетам в твердой валюте.

Все вышеперечисленные факторы вынуждают российское руководство проводить оперативную работу по поиску «козла отпущения». И здесь как нельзя кстати оказываются украинские экономические трудности. Именно на них можно спокойно списать вполне ожидаемые будущие осенне-зимние перебои с поставками газа в Европу, а также намекнуть ЕС о возможных негативных последствиях реализации подписанного 23 марта 2009 года в Брюсселе совместной декларации ЕС-Украина по модернизации украинской газотранспортной системы, согласно которой планируется провести существенное изменение организационной структуры газового комплекса Украины.

Очевидно следующее: учтя негативные моменты зимней антиукраинской информационной компании, Россия начинает с весны готовить почву для нового витка эскалации газового конфликта. Ведь совершенно ясно, что на данный момент ни создать договоренности, ни найти финансирование на начало строительства Nord Stream, не смотря на все усилия России и Германии не удастся до конца 2009 года. Проблемы будет накапливаться. А значит, без запасного варианта не обойтись. Самый простой выход – снова вызвать газовое противостояние. Тем самым можно будет попробовать решить и проблему с уменьшением стоимости среднеазиатского газа для самого «Газпрома», ведь иного транзитера не найти. 

Юрий Гаврилечко, эксперт по экономическим вопросам Общественного движения «Хвиля»