Страх перед Россией объединил западный альянс. Теперь страх перед Россией угрожает его разрушить.

Организация Североатлантического договора была сформирована в 1949 году США, Канадой и европейскими союзниками для сдерживания Москвы. Но если администрация Трампа теперь попытается заставить Украину принять частичное поражение в войне с Россией, Америку в Европе будут широко рассматривать как сторону, вознаграждающую российскую агрессию. Если союзники НАТО больше не могут согласиться с угрозой, с которой они сталкиваются, и с тем, как с ней бороться, их весь альянс находится под угрозой.

Атлантический альянс пережил множество глубоких разногласий за десятилетия — от Суэца в 1956 году до войн во Вьетнаме и Ираке — потому что всегда существовало понимание, что в конечном итоге США и их европейские союзники находились на одной стороне.

Партнерство США и Европы было основано на общих интересах и ценностях. На протяжении холодной войны общим интересом было сдерживание советской угрозы. Общей ценностью была защита демократии. Даже после окончания той войны, война с терроризмом и защита новых демократий Европы давали НАТО общую цель.

Но это общее понимание сейчас истощается. Катастрофическое завершение войны в Украине может разрушить его полностью.

За последнюю неделю США и Европа продвигали различные мирные планы для Украины. Европейцы отвергают ключевые элементы плана Трампа — прежде всего, юридическое признание аннексии Крыма Россией.

Дональд Трамп, казалось, провел дружественную беседу с Владимиром Зеленским из Украины в Риме на выходных — и американский лидер также высказал редкую критику в адрес Владимира Путина. Но Америка не отозвала ни один из элементов своего мирного плана, которые европейцы и украинцы находят столь неприемлемыми.

В основе этого разногласия лежат принципиально разные взгляды на международную безопасность — и откуда исходит угроза следующей войны. Европейцы считают, что вознаграждение российской агрессии в Украине сделает гораздо более вероятным то, что Путин нападет на остальную часть Европы — начиная с государств Балтии.

Администрация Трампа видит вещи совершенно иначе. Она обеспокоена тем, что США в конечном итоге могут быть втянуты в прямой конфликт с Россией. Сам Трамп неоднократно предупреждал о риске третьей мировой войны. Администрация Байдена также была обеспокоена риском эскалации с Россией. Но, в отличие от Трампа, она разделяла глубокое недоверие Европы к Путину и решимость, что российская агрессия не должна быть вознаграждена.

Расхождение в представлениях о безопасности сейчас выходит далеко за рамки вопроса о том, как закончить войну в Украине. Союзникам Америки приходится сталкиваться с реальностью, что Трамп напрямую угрожает территории двух членов НАТО.

Трамп неоднократно обещал включить Гренландию — которая является автономной частью Дании — в состав США. В недавнем интервью журналу Time он также повторил свое желание превратить Канаду в 51-й штат Америки. Трамп не делал открытых военных угроз в адрес Канады. Но он явно хочет прекратить ее существование как независимой страны.

Сочетание этих авторитарных инстинктов, его угроз союзникам по НАТО и его очевидной симпатии к Путину — и трудно утверждать, что НАТО по-прежнему является альянсом, основанным на общих ценностях.

Действительно, конфликт ценностей сейчас открыт. И США, и их крупнейшие европейские союзники продолжают утверждать, что они защищают демократию. Но обе стороны считают (или утверждают, что считают), что демократия находится под угрозой на другой стороне Атлантики.

Популярные статьи сейчас

В Украине появились новые 500 гривен: как выглядит купюра

Не только Трамп: The Times объяснил, кто может предать Украину

В Украине появится "черный список" клиентов банков: что это значит

Бензин Е5 с 1 мая: чем грозит нововведение старым авто

Показать еще

В своей уже знаменитой речи на Мюнхенской конференции по безопасности Джей Ди Вэнс обвинил европейских союзников Америки в подавлении свободы слова и в страхе перед собственным народом. Обвинения вице-президента были встречены холодной яростью в большей части Европы — где не остались незамеченными усилия Трампа по отмене результатов президентских выборов в США 2020 года и его нападки на судебную систему США, СМИ и университеты.

Администрация Трампа и ее европейские союзники сейчас проповедуют два противоречащих друг другу видения западных ценностей. Видение Вэнса-Трампа является этнонационалистическим, культурно консервативным и нелиберальным. Европейское видение — интернационалистское и основано на законе и либеральных институтах.

Разделение тем более горько, что обе стороны считают это экзистенциальной борьбой за политическое выживание — и ищут союзников на другой стороне Атлантики. Администрация Трампа хочет работать с национал-популистами, такими как Виктор Орбан из Венгрии, Роберт Фицо из Словакии или Найджел Фарадж из Британии. Крупные европейские правительства надеялись на победу Камалы Харрис на президентских выборах США и сейчас отчаянно отсчитывают дни до промежуточных выборов в Америке.

Трансатлантический альянс раньше был двухпартийным обязательством, которое могло легко пережить смены правительств. Теперь он может работать только в том случае, если либералы — или нелибералы — находятся у власти одновременно по обе стороны Атлантики.

Даже тогда есть основания для сомнений. Помимо общих ценностей и интересов, западный альянс зависит от доверия. Все стороны должны знать, что он будет продолжаться, что бы ни случилось на следующих выборах. Но европейцы и канадцы теперь знают, что США способны избрать Трампа дважды. Они больше не могут принимать американскую стойкость как должное.

Источник: Financial Times