17 сентября 2024 года в Ливане началась серия взрывов, длившаяся два дня. Сработали заряды, тайно заложенные в пейджеры, рации и портативные радиостанции, которыми пользовались члены вооруженной группировки ХЕЗБОЛЛА. По утверждениям Reuters, агенты израильской спецслужбы Моссад заложили в устройства взрывчатку, которая должна была сработать, когда поступит определенный код. Когда 18 сентября информация о спецоперации оказалась в СМИ, в социальных сетях мелькал единственный вопрос – неужели кто-то до сих пор пользуется пейджерами? Если вспомнить события 28 июня 1914 года в Сараево, убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда, тогда также никто не представлял, что это будет иметь последствия для всего ХХ века.

Я решил сделать то, за что легче всего получить тотальную критику - прогноз на будущее. Если точнее, поставить вопрос – не стала ли операция израильских спецслужб поворотным моментом в наступлении новой эпохи? Не века, а именно целой эпохи. Отталкиваясь от определенных тенденций развития человечества, предполагаю, что эта спецоперация могла стать последним гвоздем в крышку гроба американской идеи «Храма на холме», всех модерновых «измов» и всей мировоззренческой парадигмы западного человека, апогеем гегемонии которой был ХХ век.

БЕЗГРАНИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Начну с одного интересного факта о лесах. В конце XVIII века в немецких землях была сформирована концепция «научного» лесного хозяйства. Желая увеличить прибыль от продажи древесины с единицы площади, было выяснено, что в зависимости от почв, максимальный объем древесины с гектара дает норвежская ель и шотландская сосна. Так, после вырубки смешанных лесов территории засаживались ровными рядами одним сортом деревьев, как сельскохозяйственные культуры в поле. Целью было вырастить лес, который легко было бы контролировать, вырубить и получать стандартный однотипный материал. Система прекрасно работала около века, однако потом начала давать серьезный сбой. Выяснилось, первые посадки процветали за счет накопленных смешанными лесами ресурсов земли, которые новая система была не способна компенсировать. Во-первых, лес, состоящий из единственной породы деревьев, легко и быстро накапливает невероятное количество вредителей. А во-вторых, деревья, посаженные в одно время, были крайне уязвимы для всякой непогоды. Попытки упростить лес для оптимизации хозяйственной деятельности и максимизации прибыли радикально сокращало видовое разнообразие всей экосистемы и это постепенно вело к коллапсу. Смешанный лес благодаря видовому разнообразию уравновешивает себя, а дикие леса благодаря поражающей сложности вообще являются наиболее устойчивыми и выносливыми экосистемами.

Посаженный сосновый лес

В преимуществах системы всегда скрыты ее недостатки, так и наоборот, поэтому разнообразие в разы сложнее соединить и систематизировать, но именно сложность в разнообразии является фундаментом формирования самодостаточной и устойчивой системы.

Безграничность воображения - главный признак, выделяющий человека среди остальных живых существ. Уже у животных мы наблюдаем элементы абстрактного мышления, проявляющиеся в игровых аспектах их поведения. Игра как действие является полным отражением абстрактного мышления. Фактически, вся человеческая история и цивилизация является развертыванием грандиозных масштабных игр. Именно так, игр, а не одной единственной игры. С архаических времен, при отсутствии каких-либо государственных институтов принуждения, возможность сохранения единства человеческой группы базировалась на общем консенсусе участников относительно правил коммуникации, взаимодействия и наказаний за их нарушение. Эти неписаные правила являются полной абстракцией, согласно которой индивиды «играют» - формируют социальные институты. Таким образом, на всех пространствах, освоенных человечеством, формировались группы с собственными «правилами игры» и вступали в конкуренцию, как результат, одни группы были уничтожены, другие поглощены. История ярко демонстрирует: доминирующими группами становились те, что способны, во-первых, заинтересовать и объединить как можно большее количество участников, а во-вторых, добытое разнообразие наиболее эффективно организовать и использовать. Даже в современном противостоянии государств на геополитической карте невозможно формирование гегемона только за счет экономического, технического и военного потенциала. Важным является идейное закрепление собственного доминирующего положения, нужно быть носителем общего видения и ценностей, то есть определенных правил игры и возможного вознаграждения для других. Таким образом, игровой аспект пронизывает все человеческое бытие - от семьи и до международных отношений.

БОЛЬШОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

XIV-XV века были временем грандиозных изменений в западной Европе. Произошла радикальная трансформация западноевропейского мировосприятия, что заложило фундамент дальнейшей гегемонии западных политических сообществ на глобальной карте. Главной особенностью западного мышления стал механистический взгляд на мир и вера во всеобъемлемость человеческого рационального мышления, что привело к невиданным ранее попыткам перестройки общественной организации. На основе моделей все возрастающей централизации управления обществом, происходила социально-культурная унификация, часто радикально насильственными методами. Западное мировоззрение также спровоцировало колоссальный научно-технический прогресс, что в свою очередь непредвиденно влияло на все аспекты человеческой жизнедеятельности.

Точкой невозврата стала промышленная революция, начавшаяся во второй половине XVIII века в Англии и в течение XIX века распространившаяся на другие страны Европы, США и Японию. Массовый переход от ручного труда к машинному производству, урбанизация, индустриализация и как следствие, феномен «фордизма» - стандартизация, автоматизация и конвейеризация производства, это привело к бешеному росту производительности труда путем ее интенсификации. Подобная трансформация экономической модели ведения хозяйства отразилась на всех уровнях общественной организации и отношений.

Всем известно о позорном явлении детского труда на заводах и фабриках в прошлом, однако мало кто знает, что, несмотря на все экономические изменения, взрослое население не очень желало идти работать на фабрики. Одна из важнейших причин - тогдашний взрослый человек был непривычен к трудовой однотипности и монотонности. Крестьяне, владевшие землей, вообще самостоятельно упорядочивали свой рабочий день, а в течение зимы они имели возможность заниматься всякими ремеслами дома, генерируя дополнительный доход. Для детей же, привыкших к выполнению простейшей работы по указаниям и контролю взрослых, труд на мануфактурах, а после - на фабриках, был вполне приемлемым. В первую очередь начал эксплуатироваться труд сирот, образование которых брали на себя различные религиозные группы протестантов в Англии, а в Нидерландах - первые в Европе дома для сирот. В ходе обучения детей приучали к дисциплинированному труду на производстве. Постепенно методы фабричной стандартизации и унификации были адаптированы к образованию, витриной чего стала школьная система Пруссии. Прусское государство, будучи ограничено как населением, так и природными ресурсами, первым объединило воедино экономику, армию и образование, так возник эталон современного модернового государства. Принципы унификации, стандартизации и централизованного управления стали основой прусской системы, которая, будучи ресурсно ограниченной, поражала своей эффективностью. Так, в немецких землях начали с посадки деревьев рядами для однотипной продукции, а закончили посадкой детей для однотипности граждан.

Школа XIX века

Однако необходимо заметить, высшее образование в Пруссии радикально отличалось от школьного образования. После поражения прусской армии от Наполеона, в Берлине в 1810 году создается новый университет, на открытии которого прусский король заявил: «Государство должно заместить духовной силой то, что оно потеряло физически». Университеты Пруссии ставили целью формирование самодостаточной личности, не рождение, а талант, способности и труд должны были определять социальное положение человека. Таким образом прусское общество, будучи крайне дисциплинированным на уровне широких масс, уравновешивалось социальными лифтами и образованной элитой. Как результат, в 1871 году Пруссия разгромила Францию, возглавляемую племянником Бонапарта императором Наполеоном III, и в Париже в Версале было провозглашено объединение немецких земель в единое государство (прекрасный пример задуматься современной Украине).

Популярные статьи сейчас

ТЦК могут ликвидировать: в Раде предложили изменить систему мобилизации

Судьям собрались ввести доплаты на фоне заморозки выплат пенсионерам

Похороны в Украине могут резко подорожать: ритуальные услуги обложат новыми налогами

"Никому не нужные": Попенко сравнил солнечные батареи со счетчиками тепла и зарядными станциями

Показать еще

КОЭФФИЦИЕНТ ДОХОДНОСТИ ДЖОНА ХИКСА

В экономической теории существует понятие эффекта дохода и замещения, сформулированное в 1915 году в Киеве экономистом Евгением Слуцким. Хотя известен этот коэффициент по имени британского экономиста Джона Хикса, сформулировавшего его в 1934 году, будучи незнакомым с работами Слуцкого. Согласно эффекту дохода и замещения, экономический доход будет накапливаться только при условии сохранения качества средств производства. В случае их деградации, следующий производственный цикл будет иметь более низкие показатели эффективности. Именно это и случилось с «научными» лесами, в результате изначально непредвиденных факторов была исчерпана ресурсная база лесных земель, как следствие произошел упадок лесного хозяйства.

Сегодня является очевидностью идейно-мировоззренческий кризис западного общества, прошлые «правила игры» уже не являются приемлемыми миром, началось противостояние западной гегемонии. Но ни один из растущих участников на геополитической карте пока не смог предложить новое видение, которое закрепило бы его гегемоном, как следствие – крах «Realpolitik» и упадок международных институтов. Ряд мыслителей и ученых даже говорят о разительном замедлении научно-технического прогресса. Они сравнивают реализацию идей фантастов начала ХХ века, воплощенных до 60-х годов, с реализацией идей и видений фантастики второй половины ХХ века, которые в большинстве недостижимы и сегодня. Кто-то полностью не согласен с данной мыслью, другие соглашаются, аргументируя это разительным усложнением самих технологий и ограниченностью человеческих возможностей. Однако, критики современного состояния вещей приводят один интересный аргумент, они говорят о бутафорности современной культуры и жизни западного индивида.

Период времени начиная с 60-70х годов принято называть постмодерном. Умонастроению человека данного периода характерна ирония, критика иерархии, деконструкция грандиозных нарративов, культ потребления и особенно, преобладание визуального вида над содержанием.

Визуальная пестрота в сочетании с культом потребления, как эстетическое отражение постмодерна

Постмодерн считается острой реакцией противостояния тотальности модерна, который ранее тяготел над индивидом и привел к масштабному кровопролитию в первой половине ХХ века. Однако, доминирование в умонастроении культа потребления и акцента на визуальной составляющей, присуще всем обществам в период их стагнации и начала упадка. Так называемое «золотое время» Рима во II веке было позолотой, после которой вспыхнул тяжелый кризис III века. Период «высокого средневековья» XII-XIII веков с его нарядной куртуазной культурой, скрывал нарастание мировоззренческого кризиса, который привел к временам перелома (так называемая эпоха Возрождения), а затем к религиозным войнам в начале Нового времени. Сегодняшняя ситуация отличается только масштабами доступности «игры в индивидуальное забвение», в прошлые разы всех обеспокоенных состоянием общества также считали ностальгирующими по «более зеленой траве» в прошлом, а «трубадуры» воспевали непрерывное движение к процветанию.

Попытки радикальной модернизации по лекалам западноевропейских стран часто были провальными, или не достигли желаемых успехов. Редкие успешные исключения были реализованы тоталитарными методами с адаптацией к местной культуре. Уже вполне очевидно, успехи западноевропейских стран и США, их глобальная гегемония в течение последних столетий, имеют глубокие социально-культурные основания. Модерновое мышление, с механистическим взглядом на мир и верой во всеобъемлемость человеческой рациональности, сформировалось и легло на социальные институты, которые в некоторых регионах истоками уходили в античные времена. То есть, успех западных обществ оказался подобным временной высокодоходности «научных» лесов и кажется, период западной гегемонии прошел. Столетие социально-культурной унификации, узкой специализации труда, стандартизация образования и как вишенка на торте, развитие инструментов пропаганды в последнее столетие, исчерпали социально-культурные ресурсы западных обществ – коэффициент Хикса-Слуцкого в действии. Советский Союз стал вершиной стремлений рационального упорядочения и унификации всего и всех, и исчез за 70 лет. В условиях кризиса мышления и смыслов на Западе, современные технологии формирования общественного мнения в сочетании с искусственным интеллектом, интернетом и возможностями превращения кофеварки во взрывное устройство, вместе дают взрывной эффект, разносящий в щепки все «великие шахматные доски» Бжезинского, Киссинджера и всех других вместе взятых.

УБИЙСТВО СТАРЫХ МИФОВ

Одним из понятий, характеризующих человеческое абстрактное мышление, является мифосознание. Понятие «миф» в сегодняшнем нашем восприятии как выдумки является наследием древней Греции, оставшимся в западной цивилизации, для остальных культур миф всегда оставался объективной картиной мира. Он является комплексной абстрактно-символической системой идей, смыслов и нарративов, а мифодизайн (создание мифов) является составной частью современных технологий формирования общественного мнения. Сегодня в информационном пространстве идет непрерывное противостояние мифов. Одним из показателей силы мифа является способность давать ощущение безопасности – жить согласно этой парадигме\идее\картине мира обывателю кажется менее опасно, чем согласно другой.

Кинематограф Голливуда 00-х отразил всю рефлексию американского общества на события 11 сентября 2001 года. Теракты поставили под вопрос само ощущение уровня безопасности, такая масштабная трагедия крайне резко диссонировала с мощностью США после краха СССР в 90-х годах. Последующие неудачи и проблемы Соединенных Штатов лишь добавляли тревоги обществу. Сегодняшнее состояние вещей отличается от времен «холодной войны» с ее ядерной угрозой тем, что тогда были понятные «правила игры». Противник был четко очерчен территориально, с четкой иерархией и управлением, с понятными желаниями и требованиями, относительно которых можно было договариваться и быть уверенным в соблюдении договора. СССР были продуктом западного мировоззрения, иная, но все же часть европейской цивилизации. Сегодняшний мир многополярный, появились силы, которые одновременно везде и нигде, они полностью непредсказуемы, а доступность технологий колоссально расширила их возможности.

Развитие технологий формирования общественного мнения привело к тому, что сегодня каждый, кто овладел методами мифодизайна, способен создавать влиятельные и яркие мифы. Благодаря интернет-пространству можно распространять собственный миф в любой точке планеты. Человеческое мифосознание функционирует на архетипических структурах, на которых базируется вся человеческая цивилизация. Эти базовые образы и нарративы прослеживаются во всем информационном пространстве, от устного народного творчества до кинематографа, рекламы и религий. Поэтому невозможно зафиксировать и просчитать намерения и последствия того или иного мифа. В ситуации мировоззренческого кризиса, западным обществам необходимо остерегаться не иностранных радикалов, а возникновения идейно радикальных групп внутри общества, которые могут формироваться под влиянием врага извне. Уже сегодня западный индивид легко поддается манипулятивному влиянию, гаджет превратился в бездну, в которую смотришь, а она смотрит на тебя.

После операции израильских спецслужб 17-18 сентября против ХЕЗБОЛЛА, лишь вопрос времени, когда использованные технологии станут легкодоступными. Очевидно, они были доступны ранее, могли уже использоваться, но не было публичной огласки. Уже давно информация и знания были главным активом, теперь окончательно стали и главным оружием. Дешевизна технологий делает возможным нанесение удара в любой точке земного шара и целью будет прежде всего психологическое воздействие на массы. Сочетание технологий информационного влияния с возможностями нанести удар подрывом телевизора, микроволновки или смартфона, разрушает любой государственный миф на базовом уровне предоставления ощущения безопасности. Врагу не нужно даже вылезать из своей пещеры, достаточно смартфона и интернета, все остальное сделает за него сама же жертва. А только представьте, что случится с компанией, брендовую технику которой используют, одновременно и экономический саботаж.

Запад находится в мировоззренческом кризисе, построенная им система международных отношений разрушается. Технологии, которые раньше дополняли и расширяли возможности человека, сейчас размыли границы не только между государствами, но и между действительностью и иллюзией. Имеющиеся парадигмы мышления человечества не способны освоить новые технологии, это ведет к непредсказуемым социальным последствиям. До наступления эпохи Модерна человек жил в окружении хаоса, мир был неизвестным и опасным. Прогресс способствовал расширению человеческого понимания мира, однако «джинн» вырвался на волю и сегодня границы прогнозируемого сокращаются. Оказались ли мы в новой эпохе? Время покажет. Однако очевидно, распространение хаоса становится самым дешевым и эффективным оружием, что в условиях противостояния всех против всех несет глобальную угрозу. Рамочное и узкогрупповое мышление модерновыми измами становится самоубийством. Нынешний период перелома ставит вызов создания цивилизационных проектов, для новых свершений нужно объединять все богатство и разнообразие человечества, это дает возможность наш творческий потенциал из внутренних конфликтов направить на новое путешествие за горизонт.