Полномасштабное вторжение России в Украину и Палестино-Израильский конфликт окончательно очертили новую реальность – в мире разворачивается новая Великая война.
Нас ожидает распространение и эскалация кровопролития в разных уголках мира, подготовка Китаем и США к вооруженному столкновению тому подтверждение. Эксперты и обозреватели на Западе только начинают отдавать себе отчет в масштабах будущих событий и на примере Российско-Украинской войны видят аналогии в Первой и Второй мировых войнах. В стратегии и тактике ведения боевых действий, в использовании вооружения и техники данные сравнения могут быть целесообразными, однако важнее понимание причин и сущности нынешнего конфликта. Если Первая мировая война была противостоянием империй, Вторая мировая – противостоянием идеологий, то можно констатировать, что противостояние свободы и авторитаризма - экзистенциальный конфликт двух противоположных мировоззрений. Великие войны ХХ века разворачивались между странами Запада и государствами, которые полностью признавали преимущества западного образа жизни (Османская империя, Япония и др.), объединенный Запад должен столкнуться с государствами, противопоставляющими собственную культуру и образ жизни западным ценностям. Учитывая масштабы, причины, мировоззрение сторон и важнее возможные последствия для всего человечества, этот конфликт становится близким к событиям более пятнадцати веков назад.
Политика глобализации мировой экономики как предотвращения военных конфликтов официально признана провалом. Рост благополучия и рост уровня жизни в развивающихся странах на протяжении второй половины ХХ и начала ХХІ века не привел к ожидаемой вестернизации обществ и трансформации государств на либерально-демократических началах. Произошло совершенно противоположное – истернизация, рост богатства Азии сформировал еще один «золотой миллиард», бросивший вызов Западу. Наиболее угрожающим следствием глобализации стала утечка стратегически важных технологий, что позволило новым игрокам на геополитической арене наверстать отставание в вооружении.
В начале нашей эры в течение ІІ – IV века происходили подобные процессы в близком пограничном Римской империи. Контакты с гораздо более развитым римским обществом в разы ускорили культурное и технологическое развитие варварских племен. Расквартирование римских легионов вдоль границ империи формировало спрос на продукты питания, что стало драйвером экономического развития варварского приграничья, что в свою очередь позволяло племенным вождям концентрировать в собственных руках ресурсы для увеличения численности военных дружин, которые были залогом их власти. Как следствие, происходил ряд трансформаций варварских обществ, апогеем чего явилось формирование значительных по размерам и населению протогосударственных образований во главе с варварскими королями. Новые реалии заставили римских императоров положить начало практике субсидирования лояльных империи царей\вождей для поддержки их власти и стабилизации ситуации в пограничных. Ярким примером является победа императора Юлиана над алеманнами в 357 году у Страсбурга, после которой часть вождей признав главенство империи получили право на ежегодные субсидии.
Однако, каждые 20 – 25 лет империя сталкивалась с очередной варварской агрессией от бывших вассалов и союзников. В обществе, где основой удержания власти является сила, каждая смена поколений требует подтверждения силы и авторитета вождя. Римляне прекрасно понимали реалии варварского общества, поэтому практиковали взятие благородных заложников, чаще всего детей военной элиты и воспитывали их как римлян для формирования лояльности в будущем, но у данной практики была и обратная сторона – как римляне изучали варваров, так и варвары изучали римлян. Исследовать римское общество и организацию армии позволяла и военная служба в римских вспомогательных войсках, куда охотно вступали представители соседних империи народов.
В наше время Западу не нужны заложники, дети элит со всего мира самостоятельно направляются в западные школы и университеты, но как Арминий, воспитанный в римском обществе, возглавил восстание германцев и нанес самое известное поражение римлянам в битве в Тевтобургском лесу, так и теперь Ким Чен Ын, учась в Швейцарии и увлекаясь баскетболистом Майклом Джорданом, ныне угрожает всему миру ядерным оружием. Исчезла необходимость вступать в ряды армии для ее изучения, западные специалисты самостоятельно консультировали и обучали армии в самых разных частях земного шара.
Мероприятие, развивая и укрепляя экономические связи с авторитарными режимами для собственного благополучия, стало зависимым от них. Видя в диктаторах гарантов стабильности и договороспособности коллективный Запад забыл истину известную древним римлянам – власть держащаяся на силе должна время от времени демонстрировать ее для подтверждения авторитета и здесь есть угроза, что проекция силы будет реализована во внешней военной агрессии. Но ведь Рим пал и здесь важное понимание причин.
В военном, экономическом и культурном потенциале Рим доминировал практически до конечного момента катастрофы. Еще в 457-461 годах император Майориан вел успешные боевые действия против варваров, приступил к реализации ряда реформ в управлении и администрировании империи, но уже в 476 году последнего римского императора Ромула Августула просто отстранили от власти. Привели к этому два фактора и оба касаются римского общества.
Во-первых, духовный кризис в который постепенно погружалось общество всей империи, начиная с I века н.э. Объединение большого разнообразия культур и народностей под властью Рима ускорило процесс античной глобализации начатый завоеваниями Александра Македонского, Рим покорил Грецию, но греческая культура и образ жизни постепенно начали доминировать в римском обществе. Вся поздняя античность, так называемый эллинистический период, начавшийся в III в. до н. со смертью Александра Македонского и закончившегося падением Рима в V в. н.э., был временем кризиса греческого мировоззрения. На фоне гибели полисной системы, проникновения всевозможных восточных культов и мистерий, расцвета синкретизма в религии и культуре, человек погружался в духовную растерянность, им овладевало отчаяние. Античная философия возникает в VII в. до н. как форма познания бытия – окружающего мира, внутреннего мира человека и его взаимодействия с окружающим миром. Платон описывает философствование как способ воплощения блаженной человеческой жизни. Главной же чертой эллинистической философии становится полная субъективность, стоицизм, эпикуреизм и кинизм (цинизм) – три главных направления поздней античной философии фокусируются полностью на достижении атараксии, то есть душевной невозмутимости. II ст. н.е. так называемый «золотой век» Римской империи – период расцвета стоицизма, апогеем чего является правление императора-философа Марка Аврелия, дневник которого сегодня считается одним из самых ярких литературных памятников стоицизма. Однако именно в это время империя начинает масштабное строительство оборонных стен вокруг границ, а стены всегда строит чувствующий собственную слабость. Стены лишь оттягивают мгновение краха, а не предотвращают его, стены лишь удлиняют агонию. Стоицизм стал отрадой для интеллектуалов в период агонии, способом уйти в небытие «с честью».
Во-вторых, тотальный кризис мышления элит империи. Уровень комфорта, безопасности и благополучия, который обеспечивался римским государством, начал восприниматься как данность, а достижение тогдашней цивилизации не как достояние гениальности и тяжелого труда поколений, а как самодостаточный процесс развития. Итогом деятельности императора Майориана стало его убийство организованное сенатской аристократией видевшей в его действиях прежде всего угрозу собственных интересов – в мировоззрении элит личная выгода превзошла общественные блага.
Современное состояние западного общества напоминает Рим II – IV веков. В двух мировых войнах и кровавых диктатурах ХХ-го века Запад ужаснулся собственной природе, не зря именно в межвоенный период происходит бурный всплеск психологии – потеряв ориентиры в будущее и отчаявшийся западный человек обращается к собственной тени. В настоящее время мы наблюдаем распространение восточных духовно-религиозных практик, развитие движения «New Age», являющегося синкретизмом самых разнообразных мистически-религиозных течений, популяризацию неостоицизма и других идеологем крайне близких античному эпикуреизму и кинизму, западный человек снова пытается найти.
Комфорт и благополучие снова воспринимаются как данность, а технологическое развитие как самодостаточный непрерывный процесс. Западные политики в собственной деятельности руководствуются прежде всего личными интересами и не отказываются от самых грязных методов манипуляции с общественным мнением. Пропаганда сформировала общество «клипового мышления» смотрящего на мир сквозь карманные гаджеты. Существует известная цитата Ницше «если долго смотреть в бездну, она начнет смотреть на тебя», так последние недели из бездны интернет не только смотрит, но и искусно манипулирует общественным мнением террористическая группировка ХАМАС, сея в западном обществе раскол, а в мусульманском мире разжигая ненависть к Западу. Враг знает все наши недостатки и слабости и активно этим пользуется.
Известный историк Сергей Плохий назвал Украину воротами Европы. Российское вторжение в Украину и последние кровавые события в Израиле свидетельствуют, что Западу следует осознать – варвары уже у ворот.