Ворованные ценности лучше всего выносить с заднего крыльца. Особенно хорошо с этой задачей можно справиться, если единственный охранник в легком подпитии стережет главный вход. Провалы в этой неблагодарной работе имеют разные причины, но в случае масштабных утрат виноват, как правило, бывает не только Охранник, но и Заказчик. Или его Управляющий.
Ведь именно Заказчик определяет - Что охранять? Какими полномочиями и какими ресурсами пользоваться? Что замечать, а на что закрывать глаза?
На государственном уровне процесс управления усложняется коммуникационными разрывами. Ведь Заказчиком является Народ, Управляющим – руководство страны, а Охранником – силовой и правоохранительный блок.
Умение руководителей страны определять приоритеты и своими управленческими решениями выстраивать эффективную линию защиты национальных интересов, определяет жизнеспособность страны, ее конкурентоспособность и, в конечном итоге, перспективы развития.
Государства находятся в поле жестокой конкурентной борьбы за сферы своего влияния, и в этой борьбе Разведка и Контрразведка извечно противостоят друг другу, являясь неизменными инструментами защиты и нападения.
Смена исторических декораций и технических возможностей меняют антураж противостояния, однако не меняют его суть: активная, и часто связанная с риском, Разведка по-прежнему стремиться добыть, а Контрразведка – по-прежнему стремиться защитить, самое дорогое.
В этом контексте для государств крайне важным становится ПРАВИЛЬНЫЙ ответ вопрос:
Что же является действительно самым дорогим и как его защищать?
Опыт СССР и США
Противостояние с США в рамках «Холодной» войны определяло линию защиты Советского Союза, где до 30% бюджета страны тратилось на оборону, а на долю военных разработок приходилось 79% всех инноваций (по информации за 1990 год). При таком соотношении затрат применение тактики тотальной защиты всех военных секретов и разработок выглядит совершенно оправданным.
Многоуровневая система контрразведывательной защиты и закрытость СССР от внешнего мира, вынуждали США вкладывать миллиарды долларов в создание инфраструктуры для сбора разведывательной информации. И такой подход давал свои плоды…
В июне 1985 года советская контрразведка арестовала в Москве инженера одного из оборонных НИИ - Адольфа Толкачёва, который за 6 лет сотрудничества с американской разведкой сумел передать для США новейшие технологии в сфере радиолокации, систем управления и распознавания советских истребителей. За годы сотрудничества с ЦРУ в общей сложности Толкачёв получил 789 500 рублей, а также порядка двух миллионов долларов США, которые были перечислялись на его личный счет за рубежом.
Для правительства США это было хорошей инвестицией, т.к. полученная информация имела совершенно определенную экономическую ценность, а нанесенный СССР ущерб эксперты оценивают в USD4млрд. по сегодняшнему курсу.
"Большая сделка": Трамп встретится с Путиным, в США раскрыли цели
Зеленский встретился с главой ЦРУ Бернсом: война закончится
Водителей в Польше ждут существенные изменения в 2025 году: коснется и украинцев
Это самая глупая вещь: Трамп высказался о войне и поддержке Украины
Советская разведка также знала толк в своем деле…
В 1994 году американской контрразведкой был арестован высокопоставленный сотрудник ЦРУ - Олдридж Эймс. Он был завербован в апреле 1985 года и за годы сотрудничества выдал СССР не менее 25 агентов американских спецслужб из числа граждан СССР и России (включая Толкачева). Так всего лишь один человек нейтрализовал усилия сотен высокооплачиваемых специалистов на протяжении многих лет.
Великое противостояние КГБ и ЦРУ давно стало историей. Американский проект создания атомного оружия «Манхэттен», физик Клаус Фукс, чета Розенберг, полковник Абель, полковник Пеньковский, инженер Толкачев, полковник Кулак… Миллиарды долларов, оправданно инвестированные в защиту своих и получение чужих секретов…
И в СССР, и в США, предатели заканчивали плохо. Их ждал расстрел, электрический стул или пожизненное заключение.
Однако, после сталинских репрессий Хрущев своим решением сделал руководящий партийный аппарат неприкасаемым для советской контрразведки. И эта неприкасаемость сыграла злую шутку, сделав основной точкой уязвимости СССР его руководящую элиту. Оставшись вне поля зрения контрразведки, агенты влияния в партийных органах активно поучаствовали в развале Советского Союза.
Итак, Охранник, который имеет ограничение полномочий или поставлен не там, где это нужно, качественно выполнить свою функцию не может…
Опыт «Холодной» войны наглядно показал:
- Неприкасаемых для контрразведки быть не должно;
- Хищение технологий способно нанести серьезный материальный ущерб, существенно ослабить, но не разрушить государственную систему;
- Наибольший эффект Разведка достигает при получении доступа к высшим центрам принятия решений. Такой доступ позволяет контролировать кадровые назначения, а значит – управлять финансовыми потоками, золотовалютными запасами и природными ресурсами.
Хочу заметить: результаты противостояния спецслужб в годы «Холодной» войны самым внимательным образом анализировались - и в России, и в США…
Только в Украине опыт «Холодной» войны решили проигнорировать.
Опыт Украины
На протяжении своей новейшей истории Украина стала настоящим полигоном для проведения тайных операций зарубежных спецслужб. Их результатами стали последовательная дискредитация и депрофессионализация украинской власти, украинских спецслужб, силовых и правоохранительных органов. А еще - бегство капитала, утрата интеллектуального и индустриального потенциала, массовое обнищание населения.
Термин «Failed state», упомянутый в Белой книге 2021 Службы внешней разведки, не взялся с потолка. Над ним на протяжении последних десятилетий усиленно работали наши «партнеры». В этой работе самое активное участие принимала наша элита, которую украинская спецслужба оставила неприкасаемой , очевидно, по унаследованной от КГБ привычке.
Превращая в руины целые отрасли экономики, принимая катастрофические для страны управленческие решения, эти люди получали высшие государственные награды от иностранных государств и продолжали претендовать на высшие государственные посты.
Пленки Мельниченко, акция «Украина - без Кучмы!», Оранжевая революция, раскрутка 2-го Майдана и Революции достоинства, потеря Крыма и Донбасса, Илловайск и Дебальцево, Роттердам+, посредничество Медведчука, признания Онищенко, рефинансирование НБУ, кривое развитие возобновляемой энергетики…
Каждое из этих событий имеет видимую и невидимую части. Видимые яркие картинки и невидимые финансовые потоки… И ни одного посаженного на электрический стул или осужденного к пожизненному заключению.
Даже половины из этого списка было бы достаточно, чтобы дать жесткую и неудовлетворительную оценку эффективности работы наших спецслужб. Однако отвечать за свои провалы никто не хочет, поэтому об открытом аудите деятельности СБУ, хотя бы за последние 10 лет, речь не идет.
Тот факт, что за Украину ведется активная борьба, является слишком очевидным, но не многие наши сограждане отдают себе отчет – а за что, собственно, борются Россия, Евросоюз и Соединенные Штаты при активном мониторинге со стороны Китая? За Мову? Или за Веру? Или за доступ к микроскопическим для глобальных игроков операционным потокам, прихваченным местными князьками?
Или речь идет о стратегических запасах сырья и критической инфраструктуре?
В сегодняшнем явно переоцененном мире с перегретой, кризисной экономикой, Украина является одним из самых недокапитализированных активов, бесценной кубышкой редких ресурсов, а значит – источником взрывного роста для сил, которые ее контролируют. Только в агросекторе Украина способна дать 1500% роста и ежегодно обеспечивать продовольствием до 600 млн. человек.
Однако, для обеспечения взрывного роста внутренних ресурсов страны явно недостаточно. Нужны технологии и достаточный внешний ресурс, которые смогут обеспечить только глобальные игроки. А они не привыкли вкладывать деньги в объекты, которые не контролируют. Без всяких оговорок и неопределенностей.
Так что же, все-таки в Украине имеет ценность в среднесрочной и долгосрочной перспективе?
Перечень будет коротким, но емким:
- ресурсная база для наукоемких отраслей промышленности, как фундамент построения вертикально-интегрированных производственных цепочек с созданием максимальной добавленной стоимости – титан, марганец, железная руда, литий, уран и прочие редкоземельные элементы;
- ресурсная база для реализации потенциала агросферы – украинские черноземы;
- украинская энергетическая система, запас мощности которой должен обеспечить энергетическую независимость при возрастающем запросе на энергию;
- потенциальные украинские транспортные коридоры;
- людской капитал, как основа творческого потенциала и основной источник роста.
Между тем, рецепт получения доступа к украинским ресурсам имеет следующий алгоритм: Заказчика необходимо отвлечь или добиться его деградации, Управляющего – подкупить и поставить в позицию: «Чего изволите?», Охранника напоить и поставить на вытяжку возле главного входа…
Следующим шагом - осторожно расчистить вход в районе заднего крыльца и помнить – ресурсы лучше получать в виде сырья. Тогда они имеют минимальную добавленную стоимость, а вложенные инвестиции несут минимальные риски.
Линия защиты
Мы стоим на пороге нового мира. Пока наше население устало справляется с проблемами предохранения, лечения и выживания в условиях пандемии COVID-19, выбрасывает остатки эмоций под Офисом Президента или ФБ баталиях за Мову, Веру, сивочолого гетьмана и узников совести с уголовными повадками, владельцы глобальных Денег и глобальных Активов формируют очертания нашей завтрашней реальности.
Что происходит сейчас? С чем мы столкнемся в ближайшем будущем?
Существенное снижение запроса экономик развитых стран на традиционные энергетические ресурсы – нефть, газ и уголь, существенно обесценивает активы мощных энергетических компаний.
Использование криптовалют и создание десятков новых, независимых центров ее эмиссии в виде майнерских ферм, убивает основы традиционной банковской системы с ее привычными валютными депозитами и производными от них финансовыми инструментами.
Даже поверхностный взгляд на эти тенденции дает возможность сделать однозначный вывод – мир входит в период активного перераспределения собственности и сфер влияния. При этом львиная доля этих активов будет иметь нематериальный характер.
Логика этих действий простым обывателям не понятна. Внизу пищевой цепочки привыкли реагировать лишь на эмоции, не утруждая себя системным анализом и напряженной умственной деятельностью. Поэтому своя повестка у Украины отсутствует – мы выполняем чужую…
А значит в этой истории с глобальным перераспределением активов, в силу низкого уровня развития и зашоренности элиты, при ограниченности и слабости спецслужб, Украина сыграет роль рождественского поросенка, над которым кружатся местные осы.
А если это так, можно ли не учитывать эти обстоятельства при написании нового Закона «О Службе безопасности Украины»? Или обед неизбежен, а портить гостям аппетит – дурной тон?
Вместо послесловия
Битва за Украину находится в самом разгаре. Ведется она во многом за чужой счет и по чужим правилам.
Проукраинская партия существует, только занята она отнюдь не протестами под Офисом Президента. Ее больше интересует возможность развития стратегических отраслей промышленности, украинской инфраструктуры, переформатирование украинской науки, развитие украинских инноваций и сохранение остатков украинского образования…
Но добиться успеха будет нелегко. Бойкие юнцы, завсегдатаи международных семинаров и тренингов, произнося понятные для западных партнеров слова, активно втюхивают нам заведомо убыточные чужие управленческие решения… Без всесторонней оценки и экономической оценки новшеств.
Развитой Украины с передовыми разработками, развитой промышленностью и современной энергетикой в их воображении уже не существует. Они ее уже слили.
Кто оплачивает их услуги? В чьих интересах они действуют? Декларируют ли доходы, полученные от международных доноров? Существуют ли причинно-следственные связи между этими доходами и управленческими провалами?
Ответ на эти и множество других вопросов зависит от качества работы СБ Украины. Чем станет она в новых условиях? Подвыпившим Охранником на главном входе при вороватых Управляющих? Молчаливым лакеем у касты неприкасаемых? Или интеллектуальным спецназом, который надежно защищает центры принятия стратегических решений, борется за сохранность и преумножение основных активов страны, за ликвидацию угроз их утраты и уничтожения?
Ответ зависит от Марьяны Безуглой и ее коллег. Done better than perfect. Но не в этот раз. Не для сферы национальной безопасности.
А результат, как всегда, покажет Время.
Автор - руководитель Центра енергоменеджмента НаУКМА, эксперт в сфере экономической и энергетической безопасности
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, страницу «Хвилі» в Instagram.